"Век просвещения"

Материалы по истории татар и башкир на Урале. Рустам Бикбов

Previous Entry Share Next Entry
Антреприза Альтшуллера. Часть 2. Труппа уезжает в Пермь
rbvekpros
Антреприза Альтшуллера. Часть 1.
Антреприза Альтшуллера. Часть 2
Завершение.
У меня возникло желание на основе газетных заметок дать более развернутый рассказ о том, что звучало со сцены Верх-Исетского театра в 1909 году, об артистах. Перечитав последнюю заметку небожителя-критика, понял, что придется вернуться к открытию антрепризы. Критика порой удивительно беапелляционна, вещает учитель, мастер о работе чужих учеников, порой оценки критика похожи на приговор, и приговор не данным артиста, его культуре, приговор человеческий, к примеру, когда речь заходит о темпераменте того или иного исполнителя: он не сможет того-то, ибо природа не одарила его подходящим темпераментом. Не могу идентифицировать, кто бы это мог быть. Возможно, кто-то из руководителей Музыкального кружка города, а, возможно, и нет. Трудно представить, что подобное образование можно получить в нашем городе. Возможно, фигура заезжая. По всему видно, что критик достаточно много слышал, весьма подкован... но именно "подкованность" делает его рецензии несколько ходульными и прямолийными, оценка обжалованию не подлежит. Это - мое впечатление. Начнем, как обычно, с конца.
4 декабря труппа Альтшуллера покидает Екатеринбург, возвращаясь в Пермь.
6 декабря в Пермском городском театре происходило открытиe опернаго сезона И.Я. Альтшулера. В состав оперной труппы вошли: Ковелькова (меццо-сопрано), Осипова и Негина (колоратурное сопрано), Леонидов и Горленко (баритоны), Комиссаржевский, Чернов и Чаров (тенора), Маратов (бас). -Летопись г. Перми с 1890 г. по 1911 г‎ > ‎1909 г. Вячеслав Димов.
С 6 декабря в помещении Верх-Исетского театра начнет работать труппа под дирекцией г-жи Зарайской. Конец ноября и начало декабря - ряд бенефисов. Здесь уж буду выписывать те заметки, которые, на мой взгляд, могут быть интересны не только мне. Пока не знаю, стоит ли, нужно ли "иллюстрировать" материал сценами, которые удастся найти в youtube. Вероятно, там уже доверюсь своей сомнительной интуиции.

Уральский край, 27 ноября, № 253. - с.3. Театр и музыка.
Бенефис И.Я.Альтшулера. Бенефис И.Я.Альтшулера, о чем более подробную заметку мы дадим в следующий раз, нужно признать удавшимся во всех отношениях. Полный сбор (немало приставных стульев - к стыду своему, не могу сказать, на сколько человек рассчитан был Верх-Исетский зал - Р.Б.), шумные овации бенефицианту, много ценных подношений как от публики, так и от различных групп труппы.
Спектакль так затянулся, что концертное отделение пришлось отменить.

Нет, отдельной статьи, посвященной бенефису Альтшулера, так и появилось. А позже решил сделать вставку, касающуюся финансовой стороны дела, вернемся в август 1909 года.

Уральский край, 6 августа, № 166.
Ходатайство Альтшуллера.
(В данном случае - две "л". Почему я изберу один вариант? Хочу все же попробовать когда-нибудь определить, какому автору принадлежит та или иная рецензия... - Р.Б.)

(Материалы с заседания городской думы)
Читается заявление антрепренера городского театра Альтшуллера, в котором он просит сложить с него 2000 руб. арендной платы за городской театр. Свое ходатайство он мотивирует тем, что в городе ныне зимой откроется теплый цирк-театр.
Заявление Альтшуллера рассматривалось в театральной комиссии, которая принимая во внимание положение Альтшуллера, высказалась за сложение 2000 руб., обусловив, чтобы он платил городу 10 проц. с 2-х представлений в неделю и 10 проц. ежедневно, если в театре будет стоять синематограф.
Кроненберг говорит о тяжелом положении Альтшуллера.
- Цирк-театр - вредное, ненужное учреждение. Это пагуба для искусства. Он губит антрепренерское дело в Екатеринбурге. Наша обязанность пойти навстречу Альтшуллеру и присоединиться к постановлению театральной комиссии.
Анфиногенов. Какой смысл благотворить Альтшуллеру?
Магницкий. О благотворительности не может быть и речи. Мы лишимся оперы, и хорошей оперы, если не поддержим Альтшуллера. Порукой приглашенный им состав.
Постановление театральной комиссии принято с условием, если в городском театре не будет синематографа, и будут даваться другие представления, то с двух таких представлений в неделю взимается 10 проц., а остальные бесплатно.

Уральский край, 1 декабря, № 256. - с.3. Театр и музыка.
За неделю.
За исключением "Русалки", поставленной в этом сезоне в первый раз, прошлая неделя вся составлена из повторений. Главный интерес поэтому сосредоточился на исполнении.
О "Русалке" сказать много не придется; после шумного бенефиса г.Палиева трудно было ожидать большого сбора. Публики было совсем мало. В исполнении можно было пожелать много большего.
Очень хорошей Русалкой как в смысле голоса, так и игры была г-жа Веселовская, артистка в высшей степени талантливая, но оставшаяся совершенно незаслуженно мало оцененной в Екатеринбурге.
Хоры и оркестр были вялы и неуверенны, что, впрочем, нельзя отнюдь приписывать дирижеру г.Гессу.

В "Борисе Годунове" нужно отметить игру г.Гедонова (?), давшего вполне выдержанный образ хитрого и льстивого Шуйского. Продуманной и интересной игре г.Маратова не хватало силы для роли Бориса.

Особый интерес для характеристики некоторых артистов представляли "Паяцы", прошедшие совсем в другом составе, чем обыкновенно.
В роли Недды вместо г-жи Осиповой выступала г-жа Негина; сравнение этих двух артисток было до сих пор довольно трудно, так как обе они выступали постоянно в различных ролях.
Госпожа Негина интересная, тонкая артистка со спокойным и ровным голосом, в русских ролях она большею частью дает цельные, законченные типы. Но у ней имеется крупный недостаток, часто мешающий ей в исполнении сильных драматических моментов - отсутствие подлежащего темперамента. В роли Недды, итальянки со жгучим темпераментом этот недостаток давал себя чувствовать особенно сильно. Психологически тонкое исполнение в начале первого действия сделалось совершенно бледным в сцене объяснения ее с Канио. Кроме того, для Недды требуется  живость и легкость, которых у Осиповой несравненно больше, чем у Негиной. В смысле голоса предпочтение приходится сделать тоже в пользу Осиповой, как в отношении тембра, так и более тонкой музыкальной фразировки. По характеру это две совершенно различные артистки; если emploi г-жи Осиповой составляют лирико-колоратурные партии, то г-жа Негина интересна преимущественно в русских ролях Лизы, Татьяны, Ярославны и других, дающих возможность показать ее тонкую психологию.
Г.Маратов в роли Танио был чересчур серьезен и ни "идиотизма" Танио, ни страсти в его исполнении не чувствовалось. Г.Горленко по обыкновению великолепно спел  пролог. О г.Чернове в роли Канио мы уже писали.
Вообще можно сказать, что в "Паяцах" в том составе, в каком они были поставлены последний раз, совершенно не был выдержан общий итальянский стиль и вся опера была спета немного по-русски.

Зато "Севильский Цирюльник" прошелвеликолепно. Из всех опер, которые ставились труппой Альтшулера, "Севильский Цирюльник" идет лучше всех.
Великолепен г.Маратов в роли дон Базинио; можно с уверенностью сказать, что из всего сложенногонами репертуара этого артиста эта роль наиболее для него подходящая. Немного неподвижный Леонидов поражает в роли Фигаро своей легкостью, живостью и превосходной дикцией. Для самого бенефицианта г.Альтшулера мы бы не могли указать более лучшей партии. О г-же Осиповой и г.Чарове в этих ролях мы уже писали: лучшего  исполненияРозины и Альмавивы невозможно требовать от неитальянских певцов.

В "Лакме" не можем не отметить г-жи Корш, более подходящей к роли Малики, чем г-жа Спешнева. Ее голос не особенно сильный, чисто лирический и мягкий более гармонирует с голосом г-жи Осиповой; поэтому известный дуэт в первом действии (No. 2 – Duetto (The Flower Duet): "Viens, Mallika, les lianes en fleurs ... Dôme épais, le jasmin" (Lakmé, Mallika)) прошел ровнее и немного тоньше в смысле нюансировки, чем с г-жой Спешневой. О достоинствах г-жи Осиповой в роли Лакме мы уже писали.
Напоминаем публике, что сегодня состоится бенефис г-жи Осиповой, выступающей во всех главных ролях "Сказок Гофмана". Мы уже высказывались о художественной необходимости исключения этих трех ролей одной артисткой; поэтому спектакль должен представлять особенный интерес.
Бенефис Чарова оставлен до следующего раза.
Г.К.
Но далее появляется заметка о бенефисе Чарова. (2 декабря, № 257)

Примечания.
(HD Elina Garanca, Anna Netrebko - Flower Duet, Lakme. John J.)

...

?

Log in