"Век просвещения"

Материалы по истории татар и башкир на Урале. Рустам Бикбов

Previous Entry Share Next Entry
Григорий Иванович Либкен. Ярославль-Екатеринбург
rbvekpros
В качестве эпиграфа слова из последнего интервью Бориса Вольфа:
"Он (Ханжонков - Р.Б.) играл меньшую роль в своем деле, чем его жена, которая заправляла всем. Ведущая была жена Ханжонкова, Антонина Николаевна. Но я ее Антониной называл, да. Ее знали, а его даже многие не знали, Ханжонкова. Малодеятельный человек был. Она была главой дела, хотя официально значился он. Дело в том, что, как правило, большинство начинавших свою работу в кино были люди, связанные с подонками, а Ханжонков был офицер. Несколько человек из первых людей, которых я знал, были связаны с публичными домами. Но были и коммерсанты, например, Либкен, колбасник, у него в Ярославле было крупное колбасное дело, Трофимов, подрядчик, в 1913 году он строил трибуны для празднования 300-летия Дома Романовых на Волге. Но поначалу в кино проникали люди, как правило, мало знакомые с этикой, понимаете, в том числе и Дранков**".
«Всем нам с юношеских лет было внушено, что главное заключается в том, чтобы был доволен «хозяин», как бы вы к нему ни относились – уважали, как Ханжонкова, терпели, как Талдыкина, или презирали, как Либкена» , – вспоминал один из первых русских кинооператоров, француз Луи Форестье. (Попробую найти книгу - Форестье Луи «Великий немой». Воспоминания кинооператора. М.: Госкиноиздат, 1945. - С некоторым сомнением отношусь к источнику - Менеджер. Кино)
Григорий Иванович Либкен.
Теперь моя задача - установить точную дату открытия Либкеным своего кинотеатра (двух!) в Екатеринбурге.
Именно Екатеринбург ярославский колбасник осчастливил тем, что на твердую почву поставил кинопрокат. Переживать по этому поводу екатеринбуржцам не следует - в Ярославле и трамвай появился уже в 1900 году, в Свердловске - в 1926-м.
Отметим две находки Либкена, которые он опробовал в Ярославле:
1. Вручать "бесплатно" билеты на киносеанс, если в его магазине покупали колбасы на 5 рублей.
2. В его трехэтажном доме на первом этаже находился колбасный магазин, на втором - кинотеатр, а на третьем - публичный дом. Мультиплекс на современном языке. Спросите, верю ли я этому? И да и нет. А больше - нет, хотя все возможно. Так или иначе, молва, на которую опирается автор, на которого я ссылаюсь, вероятно, имела и свою почву.

Т/д «Г.И.Либкен». ИГ.И.Либкен (с 1915 года - Либкин) — один из ведущих деятелей киноиндустрии Российской империи. Владелец электрического колбасно-гастрономического завода, рыбокоптильни и гастрономического магазина в Ярославле (располагались на Власьевской и Духовской улицах в собственных домах) Григорий Либкен содержал кинематографическую прокатную контору с 1905 года (по другим данным — с 1907, хотя есть сообщения о том, что первый кинотеатр в Ярославле под названием «Арс» был организован в доме № 9 по ул. Власьевской (Свободы) в 1890-е гг.) В этом трёхэтажном здании на первом был магазин-кулинария, на втором — кинозал а на третьем — публичный дом. - RuData.

Ещё одна версия и не менее интересная, речь идёт об улице Свердлова (!!!) в Ярославле, всё меньше перестаешь удивляться тому, что кабак, публичный дом и кинотеатр ищи в одном районе, ещё и в районе нынешней улицы Свердлова, интересно, а не были ли знакомы наши герои? -
"Неудивительно, что именно Борисоглебская стала ярославской резиденцией Бахуса. С середины XIX века к питейным домам здесь прибавились и «дома терпимости» – по закону о легализации проституции их можно было устраивать как минимум в 320 метрах от храмов, школ или училищ. В начале XX века на Борисоглебской было 34 публичных дома, не раз фигурировавших в колонках криминальной хроники. В драках между клиентами и сутенерами частенько принимали участие даже городовые. А Владимир Гиляровский, успевший поработать в Ярославле пожарным, красочно описал, как, рискуя жизнью, спасал от огня «публичный дом Кузьминичны – лучший во всем Ярославле». Буквально в паре шагов от ЗАГСа еще одно эффектное здание начала XX века – кинотеатр «Арс», построенный в 1913 году знаменитым Григорием Саренко. Этот кинотеатр можно назвать первым в Ярославле: он в отличие от других кинозалов того времени возводился специально для показа фильмов. Здесь имелись и гардероб, и фойе, украшенное живыми цветами, а самое главное, «грандиозный зал с усовершенствованной вентиляцией». Поначалу кинотеатр носил название «Художественный» и являлся клубом Общества торговых служащих. Популярность его была огромна, и именно здесь прошла премьера снятого в Ярославле фильма «Понизовая вольница» о Стеньке Разине... Сегодня бывшая Борисоглебская улица носит имя революционера Якова Свердлова, проживавшего здесь в эпоху первой русской революции на конспиративной квартире". Мария АЛЕКСАНДРОВА. Улица «с характером». 01 Февраль 2012.
Заходишь в магазин к Либкену, покупаешь колбасы на 5 рублей, получаешь билет, подымаешься в кинотеатр, после просмотра, к примеру, ленты "Дочь купца" в расстроенных чувствах воспаряешь на третий этаж и, если тебе удалось с запасом колбасы пережить смутные революционные времена, то после такого стоического утешения, выйдя из "Арса", ты можешь направиться со своей уже верной подругой прямо в ЗАГС, если его успела уже построить советская власть... Рациональней некуда!
Возможные связи в Петербурге.
Невский, 88. Самый грандиозный «кинематографический дом» на Невском и во всём Петербурге. Кинотеатр здесь был только один («Унион» Н. Ф. Мулерт), зато в этом доме уже с конца 1900-х годов одновременно работали самые крупные кинематографические фирмы города. Прежде всего, речь идёт о прокатных конторах: «Витограф», «Сила», конторы Я. Я. Керре, Г. И. Либкина и С. А. Френкеля. С 1913 года на Невском, 88, работало отделение крупнейшего московского кинопредприятия А. А. Ханжонкова. Одно время в доме № 88 держал контору А. О. Дранков, с 1913 года — другой петербургский фабрикант А. Е. Хохловкин. В этом доме открыли свои конторы ещё две солидные петербургские кинофирмы: «Продалент» и «Creo».
Товарищество «Продалент», основанное в 1914 году, занималось не только прокатом, но и производством собственных фильмов. Среди наиболее успешных — « Еврей-доброволец» (1915), «Муж» (1915), «Тайна большого колокола» (1915), «Ведьма» (1916), «Тёмный Петроград» (1916) и скандально известная картина «Дочь Анны Карениной» (1916). * * * * О владельцах фирмы «Продалент» —Моисее Яковлевиче Маркусе и П. Г. Кломпусе известно немного. О жизни Марка Яковлевича Маркуса, который представлял дела фирмы в Москве, мы знаем немногим больше. Однако в Брюсовском переулке, в доме № 2, где располагалась московская контора фирмы «Продалент», уже в советское время мальчиком жил известный киновед В. С. Листов. О квартире своего детства он оставил трогательные воспоминания: «В коридоре нашей коммуналки были замечательные дощатые антресоли. Там валялись коробки со старой плёнкой. Мы, дети, использовали их вовсю. Во-первых, целлулоидная лента замечательно горела во дворе-колодце; во-вторых, небольшой моток плёнки можно было вытянуть из середины — получалась шпага. <…> Жилица Софья Абрамовна Маркус, старуха, существо в коммуналке совершенно неавторитетное, игры с плёнкой не одобряла. Но ей ли было по силам обуздывать юных варваров? <…> Видимо, в 1916 году будущая коммуналка служила и конторой, и складом, и жилищем этой торгово-кинематографической фамилии. В наследство от неё остались фильмы на антресолях да усталая старуха в комнате рядом с кухней». (90)
Фирма «Creo», также занимавшая помещение в доме № 88 по Невскому, — очередное детище Михаила Быстрицкого, ранее владевшего «Танагрой» (см. выше). У Быстрицкого было уже достаточно опыта, чтобы создать крепкое и доходное предприятие. Он сделал ставку на жанр драмы — самый востребованный в середине 1910-х годов и не ошибся. Его фильмы «И всё оплакано… осмеяно… разбито…», «Раба страстей, раба порока», «Любовные похождения госпожи В.» (одни названия чего стоят!) снискали большую популярность. (91)
Совместно с московским кинофабрикантом Владимиром Венгеровым Быстрицкий выпустил масштабную картину «Приваловские миллионы» по роману Мамина-Сибиряка, съёмки проводились на Урале и в Сибири. Ещё одна удача Быстрицкого — польская актриса Пола Негри, которую он пригласил сниматься в российском кино. 92 Характерно, что Пола Негри вовсе не играла аристократических иностранок. В фильме «Раба страстей, раба порока» она исполняет роль дочки слесаря, в картине «И всё оплакано… осмеяно… разбито…» — выступает в роли жены скромного служащего, которая оказалась жертвой его богатого хозяина. 93 Полу Негри стали называть «русской Астой Нильсен». 94 Впоследствии, уехав сначала в Германию, а потом в Голливуд, она стала одной из самых известных актрис в мире. - Анна Ковалова. Avenue du cinema: Невский проспект (1896–1917 годов). - № 41/42. Ровесники » ИСТОРИЯ КИНО: Штудии.
Возможные связи в Москве.
Попробуем поискать связи Либкена в Москве, с чего он начинает, у кого арендует аппаратуру и киноленты. "Одним из строителей кинематографической империи на Тверской был Абрам Гехтман - скромный владелец часового магазина. За новое дело он взялся с размахом и азартом. И вскоре в кинотеатрах стояли очереди! И это при том что в приснопамятном 1913 году в Москве было уже 107 кинотеатров на 1 млн 780 тыс. жителей города. Большинство зданий не строили заново - слишком накладно, просто переделывали старые. Вместе с кинотеатрами Гехтман основал и прокатную контору "Глобус", так что на посредников средств не тратил. Это обстоятельство, равно как и вообще умелое ведение дела привели к тому, что при устройстве кинотеатра "Арс" (полагаю, от Ars - искусство, - Р.Б.) Гехтман позволил себе немного шикнуть.
"Арс" сильно нравился тогдашней кинематографической общественности. Замечу, что "Арсов" в Москве имелось два - второй располагался по адресу Арбат, д. 51, именовался арбатским "Арсом" и считался значительно скромнее...
"Они", хозяева "Арса" умели привлекать. Именно сюда престарелый Киса Воробьянинов привез свою юную пассию Лизу. Отец русской демократии знал лучшие злачные места бывшей второй столицы Российской империи. Герой романа Ильфа и Петрова "Двенадцать стульев" приобрел два билета, два самых дорогих билета - по 90 копеек. Самый дешевый в "Арс" стоил 25 копеек. После сеанса Воробьянинов отправился в "Прагу". После чего и был обчищен". Алексей БУТОРОВ. На свидание с Кисой Воробьяниновым. - Утро.ru
Анонимный автор архнадзора, ссылаясь на книгу В.П. Михайлова «Рассказы о кинематографе старой Москвы», только запутывает: "Занятые ювелирным делом братья Лазар Борух и Абрам Гехтманы решают оставить прежнее дело и заняться кинотеатрами. Абрам Гехтман в июле 1906 года подает прошение в градоначальство (обязательная практика того времени – необходимость согласовать открытие синематографа с городскими властями) и вскоре открывает кинотеатр «Большой Парижский» на Арбате на втором этаже двухэтажного дома Бобовича на 225 мест. Затем и второй – на углу Пятницкой улицы (дом 2). Через пару лет он основывает первую в городе прокатную контору. Весной 1913 года Абрам Гехтман на углу Большой Никитской делает кинотеатр «Унион» (до конца 80-х известный москвичам как «Театр повторного фильма» — потом на его месте появится театр «У Никитских ворот»)". -

Имя смекалистого колбасника постоянно мелькало в местных газетах и было связано со многими скандальными происшествиями в сфере торговли. Газета «Голос» публиковала объявления Г.Либкена следующего содержания: «Кто купит товару на 5 рублей, получает бесплатное место в мой электро-театр «Волшебные грезы».
Либкен не снял ни одной комедии, специализировался исключительно на драмах.

Первая картина - первый скандал.
Первой картиной производства Либкена стала «сенсационная драма по материалам уголовного процесса»:
«Дочь купца Башкирова», 1913 год (она же «Драма на Волге», «Дочь купца»). - на rutracker.
Молодую красавицу отец-самодур намеревается выдать замуж за старика. Однако у нее уже есть возлюбленный, которого она во время одного из тайных свиданий прячет от отца под периной. Все было бы невероятно смешно, если бы не было так грустно - молодой человек под периной задыхается. Спрятать труп девушке помогает дворник. Однако, как потом выясняется, далеко не безвозмездно: он заставляет ее совершать одно преступление за другим, а кроме того, вынуждает стать своей любовницей. После очередной отвратительнейшей сцены в трактире чаша терпения несчастной переполняется. Она поджигает трактир. В огне в страшных муках сгорает злодей-дворник, а заодно и все остальные свидетели ее позора.
Картина имела успех. Вестник кинематографии в 1913 году отмечает, что «Драма на Волге» «поставлена на редкость блестяще, удачны и красивы виды Волги, на фоне которых разыгрывается драма».
Название было изменено по требованию купца Башкирова. Забавно, но я опять наткнулся на мукомолов! Брат Матвей Яков похвалялся, схож с персонажем романа Горького "Фома Гордеев": "Маякин - это я! С меня списано! Вот глядите, каков я есть умный..." - Н.А.Жехарева. Гласный Нижегородской думы Башкиров Яков Емельянович (1839-1913). (К 170-летию со дня рождения.)
Но что-то мне подсказывает, что нюх Либкена не должен был его подвести, а, может, он что-то и знал, неужели наугад можно было выбрать такую фамилию, а, может, схлестнулись где на торговом поприще, форма мести? -
"Но вот парадокс - в городе Я. Е. Башкирова не любили, за глаза называли только Яшкой (клянусь, я даже внимания на это не обратил, пока не перечитал то, что здесь нагромоздил, сомневаюсь, что кто-то полагал, что с кличкой "Яшка" навсегда свяжет свою судьбу и наш город-герой). И, несмотря на все усилия властей, по городу упорно ходили слухи, что Яшка Башкиров свое богатство и власть сводничеством зарабатывает, а все благодеяния себе на пользу оборачивает и с копейки благотворительности рубль себе в карман кладет. В 1910 году эти слухи подтвердились самым неожиданным и скандальным образом. Разразился скандал, связанный с любовными похождениями губернатора Шрамченко. В нем оказались замешаны невестка и одна из дочерей Я. Е. Башкирова с полного его согласия. И хотя мукомолу Башкирову удалось не получить официальных нагоняев, репутация у негласного правителя города была испорчена раз и навсегда". - Яков Емельянович Башкиров сайт новгородского музея, как я понял.

...

"Это превосходная русская картина, прекрасно разыгранная и со вкусом поставленная. Фоном для нее послужила ширь Волги-матушки, и картины реки производят дивное впечатление. Сюжет ее таков. Дочь купца Башкирова любит бедного приказчика своего отца. Но самодур-купец хочет выдать дочь за старика. Тогда она приглашает к себе любимого. Но в это время приходит отец, и она прячет молодого человека под перины. Здесь он задохся. и, чтобы избавиться от трупа, девушка и ее няня просят дворника дома помочь им. Дворник увозит труп в Волгу. Но, сделавшись соучастником преступления, дворник, под страхом раскрыть его, совершенно терроризирует девушку и заставляет ее делать одно преступление за другим, настолько овладевает ее волей, что делает ее своей любовницей. В конце концов девушка не выдерживает, и после того, как дворник заставил ее придти к нему в трактир и пить вместе с ним и его собутыльниками, чаша терпения ее переполняется и она поджигает трактир, в котором все ее случайные собутыльники и свидетели ее позора сгорают. Очень хороша артистка в роли героини. Прекрасно поставлена режиссерская часть г. Лариным. В общем лепта произвела на всех превосходное впечатление и будет иметь огромный успех". - СФ. 1913. № 25. 32
"О-во «Волга» выпускает 1 октября выдающуюся новинку «Дочь купца Башкирова» (волжская быль в 5 частях). Надо отдать полную справедливость, что съемка выполнена интересно и красиво… Отзывы о ней прекрасные". - Театр в карикатурах. 1913. № 3. 20
В 1913 г. Г. И. Либкен, развивая свое дело, параллельно с прокатом открыл свою кинематографическую фабрику. Первая картина новой фабрики — «Дочь купца Башкирова» — прошла с большим успехом, и негатив ее был продан Бр. Пате. - Вся кинематография. (М.), 1916. 15
Запрещена к демонстрированию в Одессе. - ВК. 1913. № 21. 20
Нас просят сообщить, что лента «Дочь купца Башкирова» будет выпущена под названием «Драма па Волге». Как известно, лепта эта работы т-ва «Волга» была приобретена фирмой бр. Пате. Перемена названия ее произошла вследствие совпадения фамилии героини драмы с фамилией известных купцов одного из приволжских городов, совпадение, конечно, чисто случайное. - СФ. 1913. № 4. 30
Драма бытовая, поставлена на редкость блестяще, удачны и красивы снимки Волги, на фоне которой и разыгрывается драма. - ВК. 1913. № 18. 13

Пролог: завет ведуньи. Сарынь на кичку! — 1 часть. Лихой набег на Персию — 2 часть. Боевая добыча Разина — персидская царевна — 3 часть. Грозный дар атамана Волге — 4 часть. Великий бой — великое поражение — 5 часть. Тайна жигулевского утеса — 6 часть. Прости, народ православный — 7 часть. Небывалая в России грандиозно-художественная постановка! Съемка производилась на Волге, на исторических местах! Специально выстроенные струги и челны. В массовых сценах участвуют тысячи народа! Великолепные костюмы костюмерной оперы Зимина. Колоссальная художественно-историческая драма в 7-ми частях с прологом по сценарию Б. Мартова. Захватывающий художественно правдивый сюжет. Оживают легенды и песни народные о грозном атамане и его удальцах, о его грозной славе, могучей силе, великой любви и страшной смерти! Небывалый до сих пор в России великолепный рекламный материал: художественные многокрасочные плакаты, афиши, иллюстрированные брошюры-либретто, большие фототипии, открытки и т. п. - СФ. 1914. № 3. 35
3 (16) марта 1914 года «Кине-журнал» (1914, № 5, 22 марта, с. 50) сообщил: «Под руководством талантливого режиссёра Аркатова контора „Г. И. Либкен“ приступает в скором времени в Ярославле к постановке грандиозной картины „Стенька Разин“». Режиссёр второй серии значится Сигизмунд Веселовский. В фильме дебютировал (как художник) П.В.Мосягин. Премьера (18) декабря 1914 (Ярославль).

КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА ("Емелька Пугачев").
Драма, 8 ч., 1200 м. Т/Д "Г.Либкен" (Ярославль), 1914. Вып. 19.08.1914.
Сцен. Борис Мартов; реж. Григорий Либкен и Сигизмунд Веселовский; опер. Брицци и Циммерман; костюмы оперы С.Зимина. Актеры: Н.Смирнов (Емельян Пугачев), Ольга Оболенская (Маша), В.Зимовой (отец Гринев), В.Сатин (Савельич), Ильнаров (Швабрин) и др. Первая большая "историческая" постановка на сюжет одноименной повести с аляповато-оперным оформлением на ярославской кинофабрике Г.Либкена; образы Пугачева и его сподвижников даны отрицательными. Фильм не сохранился. - В.Н. Антропов, Е.М. Барыкин, В.Ю. Дмитриев. Служенье муз. - "Искусство кино". Архив. 1999. №6, июнь.

"Прусский горе-Наполеон", 1914.
В Ярославле Т/д «Г. И. Либкен» выпустило юмореску «Прусский горе-Наполеон» — политшарж на Вильгельма II из невышедшего юмористического киножурнала «Киносатирикон». - Вишневский 1945а, с. 46.
Прокат Премьера в России 1 (14) октября 1914.

"Трагедия выкреста", 1914.
О фильме ничего не известно.

«Толгские торжества по случаю 600-летия Толгского монастыря в Ярославле», 1914.
Г. И. Либкен выпустил на экран фильм «Толгские торжества по случаю 600-летия Толгского монастыря в Ярославле» (возможно, съёмки А.Брицци).
Вишневский 1996, с. 234.
Прокат Премьера в России 23 августа (5 сентября) 1914. - www.rudata.ru.

«Волгари», 1914.
(другое название «Фома Ворочилин») — русский немой художественный фильм в жанре драмы. Снят режиссёрами Григорием Либкеном и Александром Аркатовым в Российской империи в 1914 году. Фильм описывает жизнь русского купечества в начале XX века. Премьера фильма состоялась 24 января 1915 года.
В Казани Академический театр «Палас» в 1914 году рекламировал фильм «Волгари» следующим образом:[2]Родной сюжет! Родные снимки кормилицы Волги. Волжская драма из жизни русского купечества старого закала. Смотрится с живым интересом. Эта дивная русская картина инсценирована тем же автором нашумевшей успехом картины «Дочь купца Башкирова»
Из чего исследователь истории кинематографа Елена Алексеева сделала вывод, что основной аудиторией фильма рассматривалось купечество[2]. В одном из других анонсов фильма говорилось: [Сине-фоно. 1914. № 25/26. 23] В этой грандиозной картине, между прочим, показана жизнь «матушки-Волги», перед зрителем проходят картины ледохода по Волге, открытия навигации, сцены бурлацкого быта и т. д.
Главным героем фильма является волжский купец Ворочилин, хозяин Торгового Дома «Петр Ворочилин и сын». После получения сведений о прибытии заказаных барж, он со своим сыном Фомой едет на Волгу на собственном буксирном пароходе «Орел». Водоливом на бускире служил старый Чайкин, а его сын Михаил был помощником машиниста буксира. Когда Волочилин прибыл к буксиру Чайкин был пьян и лежал на палубе, за что он был оштрафован купцом. Это расстроило старика, и он ещё больше пустился в пьянство на последние деньги сына Михаила и дочери Насти.
В очередной раз напившись, Чайкин вздумал отомстить купцу, и поджег ночью его баржу. Баржа сгорела, а вместе с ней и соседние, что принесло Ворочилину большое разорение. Поиски виновника пожара успехом не увенчались. Подозреваемый Чайкин был найден в пьяном беспамятстве на берегу, но вину доказать не удалось. Сына Чайкина Михаила Ворочилин уволил с буксира. Положение в семье Чайкиных стало совсем тяжелым. От чахотки на руках Насти умерла жена Чайкина, но его это не образумило. После одного из очередных пьянств Михаил решил его образумить, но завязалась драка и старый Чайкин, брошенный сыном на пол, в ней умер.
Михаил, посчитав себя убийцей, отдался в руки полиции. Купец Ворочилин через несколько месяцев прочитал в газете «Волжское слово» о том, что сына Чайкина присудили к каторжным работам на 10 лет и пожалел мальчишку. Между тем, дела самого Ворочилина стали идти хуже. Когда сын Фома ушел в пароходный рейс, Ворочилин сильно запил и умер от запоя. Купеческие дела отца перешли к Фоме, и ему частично удалось их поправить.
Однажды, направляясь на охоту, Фома встретил девушку, которая шла с корзиной белья от реки. Ею оказалась дочь Чайкина и сестра Михаила — Настя, жившая теперь у своего дяди — бобыля Максима. Фоме она понравилась и он заслал к ней сватов. Настя согласилась и вышла за него замуж, семья начала жить счастливо. В это время Михаил, несколько лет отбыв на каторге, надумал совершить побег. Успешно его совершив, он вернулся на родину. Слегка подзаработав и приодевшись, он пошел на могилу матери, где встретился с Настей. Брат и сестра трогательно встретились, и с тех пор Михаил часто тайком навещал её. Это узнала старая няня и сообщила Фоме. Фона, заподозривший измену, решил подкараулить гостя, посещающего жену. Он сообщил её что отбывает на охоту на несколько дней. В это время пришел Михаил, а Фома вернулся. Увидев в окне тени жены и неизвестного мужчины, снял ружьё и в сердцах выстрелил, ранив Настю. Бросившись на незнакомца, Фома узнал в нём бывшего помощника машиниста и брата Насти Михаила Чайкина. Умирающая Настя просила позаботиться о брате. Фома приник к Насте, а когда она умерла, обнял её брата, которого он теперь должен был сохранить по её завету, и раскаялся о своей ошибке [Сине-фоно. 1914. № 4/5. 43-44][5]
Н. Смирнов 4-й — купец Ворочилин
Ильнаров — Фома, сын Ворочилина
В. Сатин — старик Чайкин
М. Тихомиров — Михаил, сын Чайкина
Ольга Оболенская — Настя, дочь Чайкина
В. Зимовой — бобыль Максим, дядя Насти
Ссылки: Иванова В., Мыльникова В. и др. Волгари // Великий кинемо: каталог сохранившихся игровых фильмов России : 1908-1919. — Москва: Новое литературное обозрение, 2002. — С. 190-191. — 564 с. - Материал из Википедии.

Неправдою тяжкою и горем людским, рассеивая пьяный яд но всей Руси, нажил пивовар Петр Волжин свое богатство. И, словно в наказание отцу, кара пала на детей. Младший сын Алексей, тихий, кроткий, был горбат и уродлив, а старший — Михаил, распутник и кутила, — позорил имя отца и готовил себе гибель. Растрачивая много денег, Михаил в трудные минуты забегал к ростовщику Гассанову занимать у него денег. Были у ростовщика две дочери, и одна из них, красавица Мара, полюбила Михаила. И ему нравилась смуглая красавица. Однажды, придя в крайность, не имея больше денег и получив отказ отца и ростовщика, Михаил соблазнил Мару бежать с ним. Той же ночью ушла любящая Мара из дому, захватив из кассы отца векселя и деньги. Велик был ужас ростовщика. В гневе послал он старику Волжину протест на сохранившийся у него отдельно вексель Михаила с поддельной подписью отца. Старик Волжин был болен. Только что он написал завещание, в котором отказывал половину на содержание богоугодных дел, а остальное сыну Алексею. Известие от ростовщика было тяжким ударом, и он вскоре скончался на руках любящего Алексея… Алексей узнал, что Михаил страшно бедствует, позвал брата и объявил, что делает его участником в деле отца. Даже черствое сердце Михаила было растрогано. Вскоре Алексей женился на красивой вдове Зверевой. Во время отлучения мужа Зверева сошлась с Михаилом. Бедная Мара была забыта. В отчаянии она открыла Алексею правду. Он стал следить. Однажды, вернувшись неожиданно ночью домой, он застал жену в объятиях Михаила. В бешенстве бросился Алексей на изменницу. Но Михаил схватился с ним и в пылу страшной борьбы задушил его. В отчаянии стоял братоубийца над трупом. И лишь после возгласа любовницы потащил его из спальни в сарай и поджег старое здание. При блеске огня увидел Михаил Мару, как демон мести ожидавшую его. «Ты в моих руках теперь, — заявила она, — убей своими руками разлучницу, как убил брата, иначе оба погибнете…» И она скрылась. Но Михаил и Анна решили бежать на другую сторону озера Неро. Неумолимая Мара настигла их — застрелила Михаила и, заколов кинжалом злую женщину, сбросила ее в волны озера… Но потрясенная Мара обомлела над трупом возлюбленного… Так погибли Петра Волжина сыновья… И дивное озеро Неро, омывающее Ростов Великий, сохранило в глубине своей отражение этой великой трагедии. - СФ. 1915. № 3. 117.

Однажды, пригласив меня к себе в кабинет, Либкен специально потребовал соблюдения строжайшей секретности при работе над очередной ролью. — Довольно вам изображать красавчиков, — сказал он мне. — Вы сыграете острохарактерную роль — несчастного в любви горбуна. Красавчика на этот раз будет играть Звездич. Получится гениальная кинодрама! После ее выхода я обещаю вам новую прибавку. Только повторяю: никому ни слова! Когда картина была готова, мы прочли в титрах: ПЕТРА СМИРНОВА СЫНОВЬЯ Только тут нам стало понятно, почему Либкен окружал такой таинственностью постановку этого боевика. Имя Петра Смирнова, крупнейшего собственника водочных заводов, было широко популярно. Его водку «смирновку» пила вся Россия. Узнав каким-то образом о скандале в семье водочного заводчика, Либкен решил нажиться на этом. Можете вообразить, как были огорошены представители Смирнова, приглашенные на кинофабрику для просмотра картины. Выход картины в прокат грозил стать скандальной сенсацией. «Что же, — рассуждал беззастенчивый Либкен, — Смирнов может откупиться от позора». Представители заводчика без долгих размышлений затеяли спор о цене. Сошлись на восемнадцати тысячах, что дало Либкену двенадцать тысяч чистой прибыли, если не считать тех денег, которые принес ему прокат той же ленты под названием «Дети купца Волжина». - А. Бек-Назаров, 1965. 48—49.

"Трагедия семьи Набатовых", 1915.
Известно только имя сценариста - Юрий Викторович Тарич.
"Мой костёр в тумане светит", 1915.
Фильм Сигизмунда Веселовского, киностудия АО «Г.И. Либкин», художник Красотин. В фильме снимался Александр Иванович Бек-Назаров (настоящая фамилия — Бекназарян).

Продолжение следует...

?

Log in