Rustam Bikbov (rbvekpros) wrote,
Rustam Bikbov
rbvekpros

К вопросу о доносительстве

Доносительство на попытки молодых татар создать мусульманский театр, развитие национальной культуры тормозил не только и не столько консерватизм российской власти? Выглядит парадоксально: пожилые мусульмане жалуются властям(!), что у них плохая молодежь, которая отступает от мусульманско-татарских традиций? Доносили на купцов Агафуровых, на муллу Рахманкулова, причем порой просто клеветали... А потом доносили и в тридцатые годы, о царе уже забыв... Но разница есть. Доносительство тех, кто в темноте держит соплеменников, и доносительство, порожденное темнотой сознания... но велика ли эта разница? "Мудрая" политика Екатерины закрепощает (прикрепляет,крепит точно "крестит") татар в исламе (такую же тактику используют англичане и французы в Османской империи, поддерживая, подпитывая и финансируя верхушку мусульманского духовенства), делая их достаточно законопослушными гражданами, которые застывают в своем развитии почти на полтора века... Если бы не революция, трудно себе представить на каком бы этапе развития находилась татарская культура, возможно, мы бы не узнали ни о татарских композиторах, ни об артистах и режиссерах, которых и так непростительно мало для такого большого народа... Меня, к примеру, не перестает поражать тот факт, что у татар не сохранилось ни одного своего национального музыкального инструмента, у башкир, к примеру, есть курай... а это мельтешение в татарском танце, точно тайком танцевали, скрываясь от стариков... тихие песни, точно тайком пели... с оглядкой, что если не прибьют, то донесут... (у меня даже как-то сплелся в сознании образ опутанного колючей проволокой Мусы Джалиля и безумный прыжок на вершину танцевального искусства Нуреева, эта невыносимость более пребывать в оковах)
О трудностях становления национального театра.
"Молодые" татары. - Наши корреспонденции. Троицк. Орен.губ. - Уральский край, 20 июня, № 129, 1909.
"Среди здешнего мусульманства, составляющего, кстати сказать, почти половину всего городского населения, происходит в последнее время ожесточенная борьба между молодым и старым поколением.
Старое поколение не хочет делать абсолютно никаких уступок времени; оно старается сохранить в неприкосновенности все унаследованные от предков традиции и решительно восстает против каких бы то ни было "новшеств". При этом для вящего подкрепления своей правоты старики, как и всегда в подобных случаях, прибегают к самому, по их мнению, непоколебимому и неоспоримому аргументу - к ссылке на коран и обычаи старины святой.
Эти ссылки тем более неосновательны, что мусульманская молодежь старательно избегает всего того, что могло бы оскорбить религиозные чувства верующих мусульман.
Все усилия татарской молодежи и прогрессивных мусульман направлены на то, чтобы заменить устаревшие формы народной жизни более новыми, более соответствующими времени.
Но это вовсе не значит, чтобы "новаторы" требовали отречения от своей национальности и восприятия совершенночуждых народу начал, как это стараются изобразить их противники, спешащие каждый раз поднять крик то об ереси, то об измене народу.
Всякая, например, попытка хоть сколько-нибудь улучшить допотопную систему воспитания и обучения объявляется покушением на религию и национальную школу.
Теперешние мектебе (начальная приходская школа) и медресе (средняя и высшая религиозная школа) напоминают средневековые школы Европы. Необходимость реформы школьного дела давно уже признана всей лучшей частью мусульманства. Теперешние школы до того устарели, до того не соответствуют требованиям времени, что даже сами учащиеся в них заявляют громкие требования об их улучшении; а так как эти требования не выполняются, то учащиеся массами покидают эти школы, из которых многие поэтому и пустеют.
Однако, всякое желание улучшить школьное дело встречается на практике с непреодолимыми препятствиями, с жесточайшим сопротивлением стариков и фанатической толпы.
То же самое и в других сторонах жизни.
Известно, например, тяжкое порабощенное положение мусульманской женщины, с которым ни в коем случае не может мириться наше время.
А между тем и тут старина решительно встает против каких бы то ни было попыток хоть сколько-нибудь освежить затхлую атмосферу мусульманской семьи. Стоит кому-нибудь из мусульман явиться где бы то ни было вместе со своей женой - он уже становится объектом всевозможных нападок и выставляется на всеобщее посмеяние.
Наиболее же ожесточенная борьба возникла в здешнем мусульманстве по вопросу о театре. Старое поколение, хотя и со скрежетом зубовным, так или иначе допускает посещение русского театра мусульманами; но оно никак не хочет мириться с появлением в этом самом театра мусульманской женщины. Что же касается мусульманского театра, то старики не могут спокойно выслушать даже самого упоминания о нем, и устройство такого они считают уже прямым богохульством.
Несколько времени тому назад молодые татарские приказчики устроили после долгих колебаний и приготовлений восточный мусульманский вечер, привлекший массу публики и прошедший очень удачно во всех отношениях. И это вызвало со стороны фанатиков целый поход против молодежи и "новых затей" вообще и против устроителей вечера в частности.
Дело дошло в конце концов до коллективных доносов губернатору и до угрозы отдельным лицам кулачной расправы".
Tags: 1909, Доносительство, Театр, Троицк
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments