Rustam Bikbov (rbvekpros) wrote,
Rustam Bikbov
rbvekpros

Category:

Нефть и индустрия развлечений

Пора возвращаться к аттракционам в провинциальном Екатеринбурге. Путь намечен: В 1908 году Александр Манташев вместе с Лианозовым создал в Москве кинофирму «Биофильм», и занялся строительством своей кинофабрики. Деньги не могут не привести в сферу развлечений... Нефть... Целлулоид... Непосильный труд и слезы одних и беззаботный смех и целлулоидное счастье других... А пока я ничего существенного не могу найти об этой фирме, еще несколько замечаний.

Простой вопрос: почему российские власти не доверяли армянам? След капиталов манташевых ведет в Лондон, а через Лондон - в Стамбул к компрадорской буржуазии... Не это ли заставляет власти делать ставки на поднимающуюся грузинскую буржуазию? К 1909 году приходит осознание, что и эта игра не менее опасна, грузинская буржуазия становится проводником немецкого капитала... Но, похоже, уже слишком поздно, петербургская банковская система запутанно вплетена в мировую, уже не разобрать, где диктует Лондон, где Берлин, а где Париж...
Чем же закончилось заигрывание с немцами и англичанами? Много ли выиграли грузины и армяне?

"...Провозглашение независимости Грузией 26 мая 1918 года и вслед за тем Азербайджаном (Армения решилась на подобный шаг только через год, 15 мая 1919 года) еще более усилило южную геополитическую ориентацию Кавказа. Тройственный союз немедленно признал эту независимость, Державы Согласия, естественно, ее проигнорировали. Турки немедленно предъявили Грузии еще более тяжкие условия мира, требуя отдать им населенные преимущественно мусульманами и армянами Ахалцихский и Ахалкалакский уезды, создав тем самым коридор между уже аннексированной Турцией Аджарией и Азербайджаном, отсекая одновременно Грузию от Армении. Грузины обратились за помощью к Германии. Немцы перебросили в Тифлис немного войск, оккупировали страну и постарались укоротить своего зарвавшегося союзника. Турки, согласившись на словах, на деле продолжили наступление, объявив, что наступают не воинские части Турции, а местные жители — мусульмане, желающие самоопределиться и отложиться от Грузии. Местные мусульмане, известные нам как “месхетинские турки”, действительно всецело были на стороне своих соплеменников, грабя грузинские села, кощунствуя в христианских храмах, убивая и изгоняя мирных жителей христиан. Тогда же, кстати, был разорен и царский дворец в Абас-Тумане. С этого времени отношения между грузинами и месхетинскими турками остались враждебными до сего дня. Благодаря вмешательству немцев турецкие войска и партизанские отряды остановились на реке Храм в двух переходах от Тифлиса.
В Азербайджане, напротив, турок ждали как освободителей. Дело в том, что 24—29 марта 1918 года район Баку и побережье Каспийского моря от Баку до Петровска (Дагестан) были захвачены большевиками-армянами во главе с Шаумяном. Во время боев против большевиков сражались и русские, и татары, и армяне-небольшевики, но жестокой расправе, фактически — погрому, подверглись со стороны победивших большевиков именно мусульмане. Установившийся режим соединял классовый гнет с национальными гонениями и поэтому был особенно ненавистен татарскому населению. Справедливости ради следует сказать, что и существовавшая до того, и одновременно с большевиками в Елизаветполе (Гяндже) национальная татарская власть была столь же нетерпима к русским и армянам. В начале 1918 года погромы русских сел татарами произошли на верхней Мугани и в Шемахинском уезде.
Незадолго до занятия Баку турками власть в городе от большевиков перешла к поддерживаемому англичанами армянскому генералу Бичерахову. В городе высадились английские войска, но после непродолжительных боев Баку был сдан туркам 2 сентября 1918 года. В город торжественно въехало азербайджанское правительство, и началась ужасающая по размерам армянская резня. За несколько дней погибло не менее 30 тысяч армян. Через несколько дней турецкие власти прекратили бойню, но оставшиеся армяне были лишены всех прав, их имущества конфисковывались без вознаграждения, а видные лидеры армянской общины продолжали тихо и бессудно уничтожаться..." - Андрей Зубов.
Политическое будущее Кавказа: опыт ретроспективно-сравнительного анализа
.

Логика проста. Кавказские народы не могли договориться между собой, тогда за стол переговоров сели турки и русские, определили границы и стали наводить свои порядки с помощью тех, кто желал сотрудничать, нежелавшие погибали, потомки богачей, что успели и смогли, то забрали, растрачивали "нечеловеческим" трудом предками нажитые капиталы по заграницам... Медленно, но верно, подымалась поверженная Германия, и опять все делают вид, не знают, на чьи деньги, вновь поглядывая в сторону Кавказа... который помогали осваивать советской России уже американские деньги, кому теперь принадлежала бакинская нефть? разве большевикам? разве советскому народу? Кое-кто вновь видел в немцах гарант независимости от большевиков и ждал их прихода, затаив ненависть, живя страхом выдать затаенное... Решена ли хоть одна проблема?

- Валентин Пикуль. «Жирная, грязная и продажная». Невольно возникает простой вопрос, а Пикуль - непростой человек, - почему так однозначно и жестко? Напомним сначала о поступках Пикуля, не романах, хотя замечание сомнительно, ибо я не знаю конкретных сумм. "Получаемые за книги деньги автор часто жертвовал на то, что считал нужным: например, Государственную премию РСФСР за роман «Крейсера» он передал жителям Армении, пострадавшим от землетрясения 7 декабря 1988 года; премию Министерства обороны за роман «Из тупика» отдал рижскому госпиталю, где лечились воины-«афганцы»; гонорар за роман «Фаворит» внёс в Латвийский фонд мира".

«Мирза Тагиев, ставший миллионером со своего нефтеносного «огорода», этот бывший амбал, таскавший мешки за шесть копеек в сутки, теперь владел фирмой, занимавшей в Баку четвертое место – по прибыльности… С невыразимым акцентом восточного «челаэка» Тагиев рассуждал вполне разумно и даже основательно:
– Мне что Ротшильд, что Нобель – все они сволочи, но, чтобы досадить шведу Нобелю, я соглашусь облизать под хвостом даже у этого жидовского барона…
Бог с ним, с этим Тагиевым, что взять с амбала?
Совсем иное дело – семья Манташевых, о которых умолчать попросту стыдно. Главою семьи был основоположник ее счастья Александр Иванович, круглый дурак, но бывают такие дураки во всем, зато очень хитрые в чем-то одном. Неизвестно, когда в Манташеве вспыхнула пылкая любовь к керосину, но отдавался он ей с воистину восточным сладострастием… Сидя верхом на лошади, он лично следил, как мелкие добытчики сливают нефть в ямы Манташевых, и тут же переводил на копейки количество опорожненных ведер, расплачиваясь, как джигит, прямо из седла:
– Сколько заработал, столько и получи, дарагой…
Конечно, бывал он и в Париже, ибо такие выскочки мимо Парижа не проедут. Ни бум-бум не понимая по-французски, Манташев у «Максима» садился ближе к кухням, откуда выбегали официанты, озирал выносимые ими блюда, а потом тыкал пальцем в то блюдо, какое выглядело подороже. В борделях Парижа он использовал тот же проверенный принцип: тыкал пальцем не в ту женщину, которая покрасивее, а попадал пальцем точно в ту, которая дороже других оценивала свою квалификацию…
Семья Манташевых, чтобы противостоять натиску Нобелей, искала поддержку у Скальковского (директора Горного департамента Российской империи. – Г.М.), и тот барственно помогал им – не потому, что они милейшие люди, а по той веской причине, что из своих фонтанов Манташев каждый год выкачивал 50 миллионов пудов нефти. Конечно, при таких доходах, да еще заручившись «дружбою» в Горном департаменте, Манташев мог говорить:
– Пусть Нобель не думает, что меня можно скушать. Скоро я буду смеяться, когда его будет кушать Ротшильд…
Образы Тагиева и Манташева такие непорочные, такие светлые, такая благость снисходит от их чистых намерений, что появление Ротшильда ждешь с нетерпеливым ожиданием, чтобы он дописал картину всеобщего бакинского Эдема…»
Подробности: http://www.noev-kovcheg.ru/mag/2011-07/2514.html#ixzz2RRy6v4hF
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на сайт газеты Ноев Ковчег.

Интересно, что эпиграфом к статье о Манташеве автор берет следующую заметку:
2 января 1910 года «Санкт-Петербургские ведомости» сообщали: «...состоялся малый новогодний прием, на коем присутствовали Его Величество Император Всероссийский с семьей и приглашены были 20 богатейших людей России. Номера их приглашений соответствовали капиталу их на 1 января минувшего года». Граждан России (не говоря о национальности и вероисповедании) на приеме у Николая II было только трое – финансист и фабрикант Путилов, нефтепромышленник Манташев и грузинский князь Чиковани. На руках у Алексея Ивановича Путилова был пригласительный билет за номером 12, у Александра Ивановича Манташева – 13. Список из двадцати почетных гостей замыкал князь генерал Дато Чиковани. И открывали список Нобель, хозяин множества нефтепромыслов, банкир Ротшильд и фабрикант Зингер. За ними шли Чандлер, автомобильный магнат, и владелец пароходных компаний Шметсхен". - Гамлет Мирзоян. Манташьянц, Манташев, Mantacheff.
Советую почитать и комментарии с тонкими наблюдениями, количество денег армянского магната растет, как и количество армянских жертв... земля впитывает кровь, а отдает нефть... и все утечет и растворится в мировом пространстве... Закавказье до прихода советской власти ждет кровавая междуусобица, турецкие, английские и немецкие зачистки и подчистки, нищета, разрушения...

Странно, не правда ли? Высказывание Пикуля он благосклонно оставляет на совести писателя... После такого вступления симпатию к личности Манташева трудно вызвать... Но статья интересная, пусть противоречивая. Вот еще один ход, который Мирзоян не стал развивать, остановившись на самом интересном:
"Здесь уместно сказать несколько слов о формировании армянской общины в Англии. К 1862 году она состояла из тридцати торговцев и членов их семей, проживавших в Манчестере и Ливерпуле. Достигнув заведомо высокого положения в английском обществе, армяне озаботились и о своей национальной самоорганизации. В 1866 году на общем собрании члены общества сформировали попечительство, а внутренний устав его утвердили спустя несколько лет. Тогда же и занялись сбором пожертвований на строительство армянской церкви в Манчестере. Среди 14 купцов, утвердивших устав, был и 27-летный Александр Манташьянц (манчестерские знакомые писали и произносили его фамилию на английский манер – Ментешофф), будущий «нефтяной король», как его станут именовать".

Чем еще примечателен 1862 год. Сирануш Петикян: Правовая оценка Геноцида армян 1915 года в Османской Империи. "В феврале 1862 г., по требованию султанского правительства, Национальная Конституция снова была пересмотрена и измененная Национальная Конституция армян была утверждена султаном Османской империи и 17 марта 1863 г. введена в действие (6).
Анализируя Национальную Конституцию, отметим, что впервые в истории армянского права наблюдается интересное соотношение прав и обязанностей, а именно правам человека корреспондируют обязанности «нации» и, наоборот (7): «Любая личность имеет обязанности по отношению к Нации. Нация в свою очередь имеет обязанность в отношении личности. Каждая личность имеет права по отношению к Нации, а Нация – по отношению к личности. Следовательно, Нация и ее члены так взаимосвязаны, что обязанности одного — это права другого» (I принцип). Используя слово «нация», а не «народ», авторы Конституции исходят из того, что первое слово имеет наибольшую ценность для определения этнической целостности армянского народа в Турции.
Анализ Национальной Конституции армян Османской империи 1863 г. показал, что этот правовой акт играл важную роль в жизни армянской нации, поскольку способствовала самосохранению армянского народа в этот исторический период, закрепила этническую целостность, установила место и роль армянской нации в Османской империи, предоставляя ей право на самостоятельное управление внутренними делами армянской общины".

Ибраим Абдуллаев. Турецко-армянский конфликт. (“Голос Крыма” № 18, 2 мая 2003 г.): "... в 1862 г., министр иностранных дел Османской империи Али-паша в переписке с западноевропейскими политиками также, в частности, указывал: “Существование Османской империи важно для поддержания европейского равновесия. В этом я убежден, и если основательно и беспристрастно изучить состояние различных народов, составляющих население Турции, то в конце концов станет очевидным, что только турки могут быть объединяющей силой, т.к. предоставленные самим себе эти народы либо захотят подчинить себе друг друга, либо решат создать нечто вроде конфедерации, что привело бы к хаосу и бесконечной гражданской войне. Следовательно, ничто на Востоке не сможет заменить эту старую империю, которую ее враги не без удовлетворения объявили больной и о которой беспристрастные наблюдатели могут сказать обратное. Подтверждением этому служат антипатия болгар и армян к грекам, нынешнее состояние независимой Греции, а также положение в автономных княжествах.
Италия, населенная только одним народом, говорящим на одном языке, исповедующим одну религию, испытывает столько трудностей при объединении своих земель. В настоящее время она добилась лишь анархии и беспорядка. Судите же, что произошло бы в Турции, если бы в ней господствовал свободный курс на различные национальные устремления, которые революционеры, а с ними и некоторые правительства, стараются здесь поощрять. Понадобится столетие кровопролитий, чтобы установить хоть мало-мальски стабильное состояние”(11).
(Полстолетия спустя опасения Али-паши сбудутся. С распадом Османской империи и противоборства на Балканах грянет Первая мировая война)".

И, конечно, Зейтунское восстание... "В результате посредничества армянского патриарха в Константинополе начались переговоры между обеими сторонами; султан пошел на этот шаг из опасения, что Франция, которая вела тогда активную захватническую политику на Ближнем Востоке, может воспользоваться создавшимся положением и совершить агрессию в Киликии. В результате переговоров было заключено соглашение, по которому правительство приостановило поход на Зейтун, а восставшие горцы согласились выплатить налоги и признать назначенного султаном правителя провинции—гаймагама.
Это соглашение не внесло существенных изменений в жизнь зейтунцев. Цель султанского правительства—овладеть Зейтуном, рассеять и уничтожить его армянское население— не была достигнута. Гаймагам, прибывший в Зейтун в 1865 г., следил за взиманием налогов, но его власть была формальной; в своих внутренних делах зейтунцы фактически сохраняли полунезависимое положение. Героическое зейтунское сражение 1862 г. нашло широкий отклик в армянской действительности".

Итак, два центра, связанные с международным капиталом: Стамбул-Константинополь и Санкт-Петербург. Основной капитал Османской империи в руках армянских магнатов, основной капитал Российской империи к началу первой мировой войны - в руках евреев. В английских, немецких и французских банках они сольются в единый поток и направятся в берегам "Земли обетованной" - в Америку... Но ни фашистская Германия, ни сталинский Советский Союз не поднялись бы без посторонней совершенно "бескорыстной помощи"...
Одного исторического звена в черноморской цепи не хватает. Это греки. И отправной точкой будет вытеснение греческого влияния с российского черноморского побережья. Мы помним, что первый еврейский погром на территории России учинят греки, что же они отстаивали? В тот же год на территории Валахии греки пытаются поднять антитурецкое восстание, но почему эта попытка так плачевно проваливается, и христиане не поддерживают этот порыв? Фанариоты... господари, почему многие балканские народы ненавидели греков, чья власть поддерживалась Портой? "На Балканах термин фанариоты употребляется и в негативном смысле для обозначения коллаборационизма с турками во времена османского ига. Отдельные фанариотские деятели вынашивали планы реставрации Византийской империи путём постепенного завладения органами власти Османской империи и выступали за сохранение империи и контроля над негреческим православным населением со стороны Патриархии, которая находилась в значительной от них зависимости (см. также статью Великая идея (Греция))".
В свое время меня поразил факт, что "в сентябре 1872 года на Соборе в Константинополе болгары были обвинены в «филетизме» (преобладании национального начала) и осуждены как схизматики (См. греко-болгарская схизма). В 1945 году (!) осуждение было снято, а в 1953 году Болгарская церковь стала Патриархатом". Выходит, что руками богатых греков Стамбула турки поддерживали вполне православный порядок на Балканах?!
На уже российском побережье Черного моря греки столкнулись с другими проблемами... физическое насилие - фактически это признание своего поражения...

Интересный пафос по поводу продюсера. Пафос пахнет воспоминаниями о сладком запахе нефтяных денег, отправляет в Баку... Т.е. Давтян намекает на то, что пора и его спонсировать, но нефтяные деньги не вернуть, как и промыслы. Признаюсь, я не могу понять предмет гордости режиссера, впрочем, признаюсь и в другом, такого имени в списке выдающихся режиссеров не встречал.

"Кинорежиссер и актер И.Н. Перестиани в книге "75 лет жизни в искусстве" рассказывает, как однажды по телефону незнакомый голос пригласил его к инженеру Саркисяну. Придя к нему, Перестиани услышал: "Мне поручено предложить вам перейти на работу в акционерное общество "Биофильм", вновь организованное богатейшими нефтепромышленниками-армянами Лионозовым и Манташевым. Нам известен ваш оклад у Ханжонкова. Предлагаем тысячу рублей в месяц и десять тысяч авансом". "Это было предельно ясно, - вспоминает И. Перестиани, - и торговаться я не собирался (!!! - Р.Б.). Договор наш занял десять минут. Последовало рукопожатие, и я вышел, застав в приемной также вызванных Амо Бек-Назарова, Полонского, Туржанского".
Ну вот вам и первые кинопромышленники. Перелистав еще несколько страниц в той же книжке того же Перистиани читаем: "Как-то утром, зайдя на старое место работы, в ателье А.Ханжонкова, я натолкнулся в конторе на необычных посетителей. У решетки, за которой помещалась канцелярия предприятия, стояли два явных иностранца, беседуя с нашим иностранным корреспондентом, человеком, знавшим все европейские языки. Беседа велась поочередно на французском и итальянском языках. Один из гостей был очень красив. Увидев меня, наш корреспондент воскликнул: "А вот наш режиссер. Познакомьтесь. Это артист Эрнесто Ваграм. Это художник и артист Цезарь Лакка. Они прибыли из Крыма. Есть указание А.А. Ханжонкова поставить картину с их участием. Сценарий они привезли. Это старинная сицилийская легенда "Связанные клятвой", он одобрен Ханжонковым. Они итальянцы".
Итальянцы смотрели на меня, приветливо улыбаясь, и один из них протянул довольно тощую тетрадь с легендой, напечатанной на русском языке.
Предложение было заманчивым и меня заинтересовало. Через пару дней Цезарь Лакка уже ставил декорации... Фильм "Связанные клятвой" был снят очень быстро. Но интересно, что я к концу этой "сицилийской легенды" узнал, что сама она не что иное, как довольно небрежный пересказ романа "Намус" известного армянского писателя А. Ширванзаде и что мои "итальянцы" также армяне, уроженцы Константинополя..."
Вот вам и первые армянские продюсеры. И хотя фильм "Связанные клятвой" не стал армянским, он все же явился первой, правда, "нелегальной" экранизацией произведения армянской классической литературы. А судьба "Намуса" Ширванзаде оказалась кинематографичной - впоследствии, как известно, экранизацией этого произведения начинается собственно история армянского кино".
Голос Армении: Николай ДАВТЯН, кинорежиссер. Thursday, 19 February 2009. Придет ли в наше кино продюсер?..

Надо же, под завязку: "Мой город" - Стамбул. BBCRussian.
Опубликовано 25.04.2013. О Стамбуле рассказывает Селин Гирит, Турецкая служба Би-би-си.

Не знаю, удастся ли мне когда-нибудь побывать в Стамбуле, но после прочтения книги Памука мы увидели Стамбул через Салоники таким:
Σεπτεμβριανά. "Септемвриана". 2 дня в сентябре (этюд). Об этом никогда нельзя забывать, никому. Когда мы делали эту зарисовку, мы ничего не знали о "собачьей истории", или "Лающем острове". Просто последний взгляд собаки в камеру был очень выразительным:


...
И все же... Еще один штрих. Роберт Стуруа много лет руководил театром, который находился в историческом здании, построенном на деньги Питоева... Мне казалось, что конфликт яйца выеденного не стоит. Я был неправ и сегодня считаю, что Стуруа был неправ... Усталость, старость, разочарование... И все равно - зачем? Перечитал интервью Канчели, странное впечатление... Советские грузинские деятели, обласканные властью, защищают Ходорковского, осетинского народа для них не существует... И горько, сознание осталось сталинским и Канчели, и у Любимова: Гия Канчели: «Никогда не примирюсь с национализмом и религиозным фанатизмом». Как же можно так заявлять, выступая с националистическими идеями? Жаль, что-то произошло с теми, чьим творчеством мы некогда восхищались. Оно и осталось там, в доперестроечных временах.
А пока завершаю этими словами Стуруа: «Это неприятная история. Два моих друга Гия Канчели и Гоги Месхишвили находятся в другом лагере, имею в виду сегодняшнее положение в Грузии. Мы никогда не спорили на эту тему, обе стороны обходим этот скандал, который может быть последним. Как ни странно, с Гоги я поддерживаю связь на Facеbook. Он даже подписал петицию протеста актеров, однако, Канчели мне точно не звонил. Мне не известны причины..." (Сожалею, что не скачал видео, но то ли российские, то ли грузинские власти, то ли кто еще эти записи вытер с youtube)
"Увы, сегодня имя Исая Егоровича Питоева мало кому известно, а могила потеряна. Правда, Роберт Стуруа недавно, почтительно вспомнил Исая Питоева, армянского нефтепромышленника и мецената, который построил и подарил городу один из лучших по красоте и акустике театров мира — академический театр им Ш.Руставели". - Юрий Цатурян: Куда девалась дореволюционная грузинская толерантность?
Tags: Армянский вопрос, Баку, Война, Иностранный капитал, Интервенция, Кавказ, Константинополь, Стамбул, Тифлис, Турецкий след
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment