Rustam Bikbov (rbvekpros) wrote,
Rustam Bikbov
rbvekpros

Categories:

Пшибышевский и кинематограф

Только несколько минут. Музыка, "сопровождавшая" изображение, почему-то не записалась, но мне и не понравилось музыкальное оформление фильма... Перекодировка потребовала слишком много времени, решил ограничиться этим фрагментом... Завязка, и вновь у него почему-то кто-то хочет, чтобы ему помогли расстаться с жизнью. Конечно, не перестаю думать об убийстве Дагны...
В последнее время слушал Бартока... Фрагменты по времени совпали сразу... Не ожидал, понятно, что на Moderato - String Quartet No 2 и остановился...

...

Ссылка (не рабочая) Коллекция-плейлист «Барток». Источник.

Скачать фильм можно здесь - Сильный человек / Mocny czlowiek (Хенрик Шаро / Henryk Szaro) [1929, Польша, драма, экспрессионизм, DVDRip] [Немое кино] интертитры (pol), Sub rus.
Сильный человек / Mocny człowiek
Страна: Польша
Жанр: драма, экспрессионизм, немое кино
Год выпуска: 1929
Продолжительность: 01:17:55
Перевод: Субтитры (Wrobel)
Cубтитры: русские, перевод интертитров
Аудиодорожка: музыкальное сопровождение группы "Maleńczuk Tuta Rutkowski Super Trio"
Режиссер: Хенрик Шаро / Henryk Szaro
В ролях: Григорий Хмара, Агнес Куцк, Юлиан Кшевиньский, Мария Майдрович, Артур Соха, Болеслав Межеевский, Янина Романувна
Описание: Лучший польский фильм эпохи немого кино.
Выдающаяся адаптация повести Станислава Пшибышевского о моральном падении человека, стремящегося за любую цену достичь славы и богатства и проигрывающего в борьбе со своей совестью.
Рукопись романа писателя Ежи Гурского "Сильный человек" присвоена журналистом Хенриком Белецким при самых мерзких обстоятельствах: чахоточный Гурский пристрастился к морфию, и смертельную дозу получил именно от завистливого Белецкого. Любовница плагиатора Луция видела момент кражи, но он уговорил её промолчать ради финансового благополучия. Однако преступное счастье не может сбыться, и развязка окажется трагичной.
Доп. информация: В фильме снимались звёзды польского и европейского кино, в том числе Григорий Хмара и великолепная театральная актриса Мария Майдрович. После Второй мировой войны фильм считался пропавшим, но в 1997 г. был найден в Королевском Архиве Кинематографии в Бельгии. В первый раз "Mocny człowiek" был показан во время Праздника Немого Кино в Варшаве в 2003 г.

О фильме.
Драма “Сильный человек” снята по одноименному роману польского эпатажного писателя-модерниста Станислава Пшибышевского (1868-1927; пол. и рус. издание 1912г., рус. перевод не переиздавался).
Личность примечательная: Пшибышевский имел внебрачных детей от одной и той же женщины до и во время брака с датской пианисткой, после самоубийства любовницы своими детьми не занимался, и был брошен первой женой после семи лет совместной жизни, а её саму через несколько лет убил молодой любовник. Все условия для того, чтобы стать автором литературной основы для экспрессионистского фильма.

В 1916-1917гг. роман Пшибышевского экранизировался Всеволодом Мейерхольдом, учителем Хенрика Шаро (опять мы натыкаемся на Мейерхольда - Р.Б.). Увы, данной экранизации нет среди сохранившихся русских фильмов, а она была бы вдвойне интересна – и как первая экранизация, и как работа учителя польского режиссёра.
“Сильный человек” Хенрика Шаро по праву считается одной из вершин польского довоенного кинематографа. Считавшийся утраченным, фильм в 1997г. был обнаружен в Королевском архиве кинематографии в Бельгии. В 2006г. вышло польское издание на dvd со звуковым сопровождением группы “Маленьчук-Тута-Рутковский Супертрио” (Maleńczuk Tuta Rutkowski Super Trio). - (музыка меня раздражала - Р.Б.)

Фильм снимался в Варшаве и на руинах Черского замка. Здесь собраны лучшие составляющие городской экспрессионистской драмы – будни литературной богемы, ипподром, светская гостиная, театральное закулисье, отчаянье в глазах, огни ночного города, зловещая и величественная природа.
Перед Хенриком Шаро стояла непростая задача: экранизировать не только внешнее движение сюжета, но и перепады настроения, муки совести и полёт воображения своего героя.
Не только созданный Григорием Хмарой образ вечно настороженного убийцы, но и весь строй “Сильного человека” несут отпечаток тревожного, мятущегося сознания. На это прямо указывают причудливые декорации и грим театральной пьесы, на премьере которой присутствуют герои…

…и мистическое явление убийце призраков его жертв.

Также невероятно тревожен эпизод с адюльтером, где поражает мрачная атмосфера готического триллера. Так зловеще обставить любовную сцену – это кажется невероятным, но Шаро удалось!

Использован мощный художественный арсенал: ручная камера, частая смена ракурсов, двойная экспозиция, колеблющееся освещение, контраст теней и пятна света, движущиеся вслед за персонажами. Например, обморок героя предваряется двумя короткими планами комнаты, снятыми “пляшущей” камерой.

Исключительно необычен монтаж в начальных эпизодах фильма. Замысел убийцы оборачивается преступлением без всяких промежуточных этапов, словно бы силой воображения Белецкий преодолел телесные преграды на пути к жертве. Фактически, поступательно развивающееся действие “замысел-убийство” режиссёрски оформлено как флэшбек убийства в момент его замысла. Такая изощрённая композиция воздействует на зрителя особым образом, настраивает на последующую сумятицу в сознании героя, на потерю им ориентиров во времени и пространстве.

Исполнитель главной роли Григорий Михайлович Хмара (23.07.1882, Полтава – 03.02.1970, Париж), украинский и русский театральный актер (с 1910 г. выступал на сцене МХАТа), режиссер, в кино считался одним из наиболее глубоких и изысканных исполнителей в психологическом репертуаре русского экрана.

Ныне из всех русских киноработ Григория Хмары сохранился только фильм Владимира Гардина 1916г. “Слава сильным… Гибель слабым…”, где Хмара сыграл роль человека безнравственного, подверженного страстям, склонного к преступлению… и ставшего самоубийцей!
В 1920 г. Григорий Хмара, воспользовавшись выездом МХАТа на гастроли, эмигрировал в Германию. В 1923 г. снялся в двух фильмах Роберта Вине: в роли Раскольникова в "Раскольникове" и в роли Иисуса в киноленте “Иисус Назаретянин, царь Иудейский”, в том же году Хмара женился на кинозвезде Асте Нильсен. В 1924 г. вместе с Астой Нильсен он снялся в фильме Георга Вильгельма Пабста "Безрадостный переулок".

На фоне истории украденного социального успеха и попыток скрыть следы преступления легчайшими штрихами выписан подлинный конфликт фильма, делающий "Сильного человека" экспрессионистским не только по внешней форме, но и по содержанию.
Тщеславный Белецкий оказывается на грани безумия, когда понимает, что в случае разоблачения кражи чужой книги он никогда и никаким способом не сможет доказать подлинность авторства собственной талантливой пьесы, написанной по мотивам романа Гурского.

Именно успех собственного произведения – то единственное, к чему стремится Белецкий. Он не хочет быть нуворишем-пустышкой, ему слишком важно быть значимой, глубокой личностью, – тем самым мужчиной, в которого интеллектуальная красавица Нина влюбилась, читая его книгу.

Необходимый для фильма градус напряженности в любовном треугольнике поддерживают две актрисы-красавицы.

Агнес Куцк в роли Луции. Она разделила тяжесть преступления с любимым мужчиной, а он её предал.

Мария Майдрович в роли Нины. Женщина тонких чувств не может вынести мысль об измене мужа, господина Лигензы. В Белецком она надеялась найти надёжного, по-ницшеански "сильного" человека.

Пугающе смотрится финал: на затылках и лицах танцовщиц закреплены маски, и в самый последний миг своей жизни сходящий с ума Белецкий видит только эти безжизненные и безжалостные симулякры человеческого участия.
©Adzhaya Информация с kinoforum.ru, скриншоты из этого рипа

Хенрик Шаро (Henryk Szaro, наст. фамилия Шапиро, Szapiro; 21.10.1900, Варшава – 17.05 или 08.06.1942; – польский деятель культуры еврейского происхождения, режиссёр театра и кино, киносценарист.

В 1916г. Петроград оказался местом прибежища тысяч польских беженцев. Возможно, именно в этом потоке юный Шапиро попал в столицу Российской Империи. А может, приехал поступать во всемирно знаменитый Политехнический институт?
Будучи выпускником Политехнического института, в 1921г. Хенрик Шаро окончил также Школу актёрского мастерства в Петрограде, где ректором являлся выдающийся театральный педагог Леонид Сергеевич Вивьен. Школа располагалась в бывшем Театральном зале А.И.Павловой на Троицкой улице (ныне улица Рубинштейна, 13). На базе именно этого славного учебного заведения сформировался нынешний ГИТМиК. Молодой дипломированный специалист Хенрик Шаро, ученик Всеволода Мейерхольда, после выпуска работал режиссёром в театре при той же Школе.

В 1924г. Шаро прибыл в родную Варшаву для участия в гастролях авангардного театра-кабаре Яши Южного и Виктора Хенкина “Синяя птица” (это был русский эмигрантский театр миниатюр в Берлине). В Варшаве Хенрик Шаро устроился на работу в литературное кабаре “Станьчик”. Не он один покинул РСФСР под предлогом тех гастролей. В составе той же гастролирующей труппы “Синей птицы” в Варшаву перебрался из Петрограда и легендарный театрально-эстрадный деятель Фредерик Яроши (Jarossy; 1889 или 1890 - 1960).

После коммерческой удачи своего идиш-проекта 1924г. “Свадьба”, кинобизнесмен Лео Форберт привлёк Хенрика Шаро в 1925г. на студию "Leo Forbert Film" в качестве режиссёра для съёмки нового игрового фильма для еврейской аудитории “Один из тридцати шести”.
Действие пронзительной драмы о заложниках разворачивалось в еврейском местечке во время антироссийского польского восстания 1863г., когда евреям доставалось от обеих противоборствующих сторон. Здесь в главной роли дебютировал в качестве киноактёра Йонас Турков (это деятель польского еврейского движения, брат актёра, режиссёра и драматурга Зыгмунта Туркова, который как раз готовился к открытию Варшавского еврейского художественного театра).
Дебют оказался чрезвычайно удачен. Исторический факт: под впечатлением от картины “Один из тридцати шести”, на студию пришёл Юлиуш Гардан и… попросил взять его в кино.

Далее последовала комедийно-приключенческая лента “Соперники” по сценарию Конрада Тома, фабула которой напоминает фабулу старинной испанской комедии “Учитель танцев” (авторства Лопе де Вега). В “Соперниках” дебютировал Эугениуш Бодо, сразу в главной роли.

Свой следующий фильм Хенрик Шаро взялся снимать по собственному сценарию. Ни одной копии “Красного паяца” не сохранилось, но если судить по аннотации, это была оригинальная детективная вариация трагического сюжета о Мистере Иксе, который скрывает тайну своей благородной личности под клоунской маской. И опять главную роль получил новичок на съёмочной площадке. Впрочем, театральному актёру Роберту Бёльке (Robert Boelke; 1889-1938) опыта было не занимать.

Далее, в 1927г., последовал “Зов моря”, где кинозвёзды Мария Малицка и Ежи Марр разыграли романтическую драму взаимно обманутых надежд по сценарию Стефана Кеджиньского: он готов забыть зов моря и сойти на берег ради подруги детских игр, но она уже обещала себя человеку, чьё финансовое благополучие спасёт её родителей от нищеты…

В 1928г. киностудия «Люкс» предложила зрителям срежиссированную Хенриком Шаро мелодраму “Дикарка”. В главной мужской роли снялся красавец Збигнев Саван, разумеется дебютант. “Дикарка” похожа на экранизацию романа для скучающих домохозяек – частный учитель полюбил “дикарку”-ученицу, но приглянулся местной “вамп”, и в результате коварной интриги “дикарка” уверилась в измене возлюбленного и принялась сводить счёты со своей несчастной провинциальной жизнью…

В 1928 и 1929 годах Хенрик Шаро снял для компании «Глория» два фильма – “Канун весны” и “Сильный человек”. О компании «Глория» мы больше ничего не услышим, а экспрессионистская драма “Сильный человек” оказалась фильмом, вставшим в один ряд с вершинами киноискусства Европы.

В 1930г. Хенрик Шаро приступил к съёмкам драмы “В Сибирь” для новооснованной фирмы «Кинетон-Сфинкс». Это был ещё пока немой фильм. В 1932г. та же фирма продюсировала следующий фильм Хенрика Шаро, звуковую драму “Год 1914”. На этом деятельность фирмы прекратилась.
Поскольку «Глория» и «Кинетон», фактически, были созданы под Шаро, можно представить себе степень отчаяния вдохновенного творца, вынужденного снова и снова решать грубые проблемы материальной жизни. Добившись репутации лучшего польского кинорежиссёра 1920-х, наш герой перешагнул порог своего тридцатилетия в год экономических неурядиц европейского кинематографа.

Увы, оценить масштаб дарования молодого режиссёра в наши дни крайне трудно. Копии большинства его немых фильмов попросту не сохранились. И только в 1997г. в Бельгии была обнаружена полная копия "Сильного человека", благодаря чему о Шаро снова заговорили как о выдающемся европейском киномастере 1920-х.

Кинематограф Хенрика Шаро - это кинематограф сильных чувств, крайностей максимализма, решительности в выборе жизненного пути.
Любопытно, что в фильмографии режиссёра есть трёхлетний перерыв, когда после фильма 1933г. он до 1936г. ничего не снимал. Можно предположить, что здесь могла сыграть свою роль случившаяся как раз в 1933г. история с отстранением от съёмок другого режиссёра еврейского происхождения - Юзефа Лейтеса, который взялся было снимать фильм на тему христианского чуда. При тесных связях Шаро с культурой еврейской диаспоры, реакция протеста на подобное цензурное мракобесие католических кругов выглядела бы вполне правдоподобно.
В любом случае, право польского иудея на трактовку явлений европейской христианской культуры себе лично Хенрик Шаро отвоевал, и его лучшим фильмом 1930-х стал "Пан Твардовский" - экранизация средневековой польской легенды об интеллектуале, из гордыни поддавшемся козням Дьявола.

Фильмография Хенрика Шаро:
1925 Один из тридцати шести (пол. Jeden z 36, идиш Łamed wow), фильм не сохранился
1925 Соперники (Rywale), фильм не сохранился
1926 Красный паяц (Czerwony błazen), фильм не сохранился
1927 Зов моря (Zew morza)
1928 Дикарка (Dzikuska), фильм не сохранился
1928 Канун весны (Przedwiośnie), фильм не сохранился
1929 Сильный человек (Mocny człowiek)
1930 В Сибирь (Na Sybir)
1932 Год 1914 (Rok 1914)
1933 История греха (Dzieje grzechu)
1936 Пан Твардовский (Pan Twardowski)
1937 Ординат Михоровский (Ordynat Michorowski)
1937 Свадьба (пол. Ślubowanie, идиш Tkhijes Khaf) фильм на языке идиш снят совместно с Зигмунтом Турковым
1937 Три повесы (Trójka hultajska)
1939 Ложь Кристины (Kłamstwo Krystyny)

Как и многих, Хенрика Шаро погубило еврейское происхождение, и польско-еврейский гений был расстрелян в варшавском гетто. Наиболее распространённая версия гибели режиссёра – в ночь с 8 на 9 июня 1942г. его вместе с тестем каратели вывели из квартиры на Паньской улице и застрелили. Однако называется и не менее правдоподобная дата смерти 17 мая. ©Adzhaya (Информация с kinoforum.ru)

И... Bela Bartok. String Quartet no.6. I. Mesto - Vivace


...
Исполняет Государственный Струнный Квартет имени М.И. Глинки
Владислав Песин - 1-я скрипка
Владислав Безруков - 2-я скрипка
Лев Серов - альт
з.а. Олег Смирнов - виолончель
7 июня 2011 года
Малый зал Санкт-Петербургской филармонии
...

P.S.
ИС: «Весы», № 11 ДТ: 1904
Пшибышевский о символе. К.И.Чуковский - http://www.chukfamily.ru/Kornei/Critica/critica_new.php?id=44

...
Topiel/The Abyss

Tags: Венгрия, Кинематограф, Польша, Самоубийство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments