?

Log in

No account? Create an account

"Век просвещения"

Материалы по истории татар и башкир на Урале. Рустам Бикбов

Previous Entry Share Next Entry
Марганцевые страсти Закавказья, 1909
rbvekpros
Фамилии Круппа и Тиссена известны всем, но о Германии мы говорить сегодня не будем. Марганцевый след короля Рура и... т.д. Германия будет повержена, лишится Рура, но именно на деньги Тиссена к власти придет Гитлер... Не исключаю и того, что мог пойти по ложному пути, никаких толком фактов мне обнаружить не удается...
Тем временем на Кавказе разгорались марганцево-нефтяные страсти, но говорить о том, что ими могли управлять английские или германские амбиции тоже бессмысленно, над миром тяготело проклятие капитала. Армянским и грузинским магнатам, которые были лишь проводниками иностранного капитала, казалось, что они способны повлиять на судьбу своих народов, приумножая свое богатство, но не богатство своего народа, и только подталкивая свои народы к катастрофе. Побед мы не увидим, не найдем и правды, объединит всех трагедия, трагедия же до сих пор не позволяет найти путей к примирению. Война лишь поставит точку, Россию с ее окраинами подчиняет себе капитал... Что такое оружие без горючего? Зачем нужно топливо, если нет оружия? Чтобы добыть горючее, нужен металл, чтобы производить металл, нужно топливо... Что такое пушки без снарядов?
Перечитывая материалы обсуждения в Государственной Думе кавказского вопроса, мне становится стыдно за свой скепсис по отношению к политическим деятелям того времени... Все прекрасно понимают, что Балканы и Кавказ - две пороховые бочки. Понимают, предчувствуют и ищут пути не втянуть Россию в назревающую войну. Доводы представляемых сторон читал с большим интересом... но слишком быстро тает подожженный фитиль, слишком медленно реформируется система государственного управления. Вообще, конечно атмосфера в Государственной Думе III созыва крайне напряженная, агрессивная...

И еще один вопрос не давал мне покоя, когда я читал эти материалы: а если бы Грузия, Армения и Азербайджан заявили бы, что они против развала СССР? Как выглядит в этом свете указ о независимости России? от кого, от чего? от республик? от обязательств? ведь армия была союзная и только она могла предотвратить кровопролитие... Не знаю... Но ответственность Ельцина и его разложившейся уже псевдокоммунистической разнонациональной клики обретает все более чудовищные черты. Сегодня кажется, что все это затеяно только ради того, чтобы разграбить все народы по одиночке...

Исторические перевертыши, когда проходит эпоха, аргументы "реакционеров" и "правых" становятся не такими уж бессмысленными. А если бы русским националистам удалось "снять" Воронцова-Дашкова с поста наместника? Имперская политика России на Кавказе - это одно, но неизбежно приближающаяся война с Османской империей - это совершенно другое. Объяснять события на Кавказе с точки зрения, что Россия, якобы, разжигает межнациональную рознь... не знаю, сегодня мне кажется это ерундой. Все же правительство пытается найти компромиссный вариант, пытается сохранить мир на Кавказе. Итак, мы не забываем, что материалы исторического заседания Госдумы представлены в изложении по сути кадетской газеты. Я начну не с начала, а с выступления армянского депутата по понятным причинам, никто еще даже представить себе не может, сколько прольется крови... А отправной точкой была меленькая заметка:

11 января, № 9, 1909. Уральский край.
Из Тифлиса сообщают: запрос Пуришкевича и правых, несмотря на всю его вздорность, все же заметно отразился на местной администрации. Последняя усиленно занялась "ликвидацией"... 1905 года, и в результате за последнее время оказался арестованным ряд вполне "благонадежных" и "благонамеренных" лиц, как армянские писатели и поэты Исаакян, Туманян, Агоронян, публицисты Хажак, Топчян, доктор Огандранян (опечатка - Оганджанян - Р.Б.), известная артистка Адамян и проч. В широких слоях населения аресты эти вызывают недоумение. Артистка Адамян, впрочем, уже освобождена (сидела 3 недели), причем ей объявлено, что она "ни в чем не обвиняется"...

Примечания. "Благонадежные" с точки зрения левых. Все настолько сложнее и интереснее... Объединенные этой заметкой личности выбрали разные пути. Попытаюсь найти информацию на русском языке в интернете, сделав выборочные выписки:
Исаакян, Аветик Саакович - В дореволюционой поэзии — певец народного горя. (сборник «Песни и раны» (1897) и борьбы против деспотизма. Автор поэм о любви и печали. Одна из лучших его работ — «Абу-Ала-Маари» (1909—1911), где отразились индивидуалистическое бунтарство поэта, чувства отчаяния, тоски, одиночества. В 1911 году был изгнан из Российской Империи за революционную деятельность. До 1936 года жил в основном за границей (Франция, Швейцария и др.), лично был знаком со многими интеллектуалами своего времени. Исаакян входил в Дашнакцутюн и отметился антисоветскими высказываниями... Он вернулся и не только избежал репрессий... Сталинская премия первой степени (1946) — за патриотические стихотворения периода Великой Отечественной войны «Великому Сталину»...
Туманян, Ованес Тадевосович - "Туманяна с полным правом можно назвать поэтом-борцом за всеобщее братство людей. Он считал своим высшим долгом содействовать установлению мира между народами. Особенно волновали Туманяна отношения народов Закавказья - армян, грузин, азербайджанцев. Он постоянно призывал их к дружбе, к мирной жизни. Когда в 1905-1907 годах на Кавказе началась армяно-турецкая резня и тысячи невинных людей стали жертвами слепого фанатизма, разжигаемого националистическими правительствами, Туманян активно выступал, писал воззвания; рискуя жизнью, объезжал районы, где разгорелась резня, убеждал и доказывал бессмысленность кровопролития и вражды. И клич его возымел свое действие. В одном из писем Туманян отмечал: “И сегодня я не столько тем доволен, что сделал что-то в литературе, сколько доволен, что сумел заставить поднявшиеся друг против друга народы вложить сабли в ножны и сумел спасти великое множество ни в чем не повинных людей от варварской резни”...
Поэт не раз говорил о том, что не меч и не кровь, а принципы разума и справедливости должны быть средством для решения конфликтов между народами и государствами. Исходя из этих принципов, действовал сам Туманян и в 1918 году, во время армяно-грузинских столкновений, и в 1921 году, в период гражданской войны в Армении...
Идеями дружбы и братства народов, осуждения захватнических войн проникнуты и публицистические выступления поэта, и многие его художественные произведения. Характерна в этом отношении баллада “Капля меда”, в основу которой легла средневековая армянская басня о том, как из-за случайно пролившейся капли меда возникло кровопролитие сначала между двумя людьми - жителями соседних сел, затем - между этими селами, а потом и между государствами. Туманян использовал фабулу средневековой басни, чтоб откликнуться на наболевшие вопросы XX века. “Капля меда” - гениальная сатира на бессмысленные, несправедливые войны, разжигаемые милитаристскими правителями, “патриотами”-демагогами, разглагольствующими от имени бога и справедливости.
Поэт считал, что для установления на земле прочного мира нужно всегда опираться на народное мировосприятие, на его безошибочное чутье. “Народам чужд эгоизм кабинетного политика и болезненная нервозность правителей. Народы живут в природе, слившись с ней, и руководствуются вековым жизненным опытом”,- писал Туманян в 1919 году, а через год добавлял: “И наше великое утешение в том и состоит, что во всех этих бедствиях и несчастьях виноват не простой народ, а его правители, и чем быстрее власть их ослабнет, народы станут более сознательными, а их контакты между собой - более тесными, чем скорее власть и права перейдут к народу, к трудящимся,- тем скорее уменьшится число бедствий и постепенно совсем прекратится..." - Эд. Джрбашян. Ованес Туманян. Биография. - Электронная библиотека ArmenianHouse.org. - Как наивно и прекрасно звучат последние слова...
Агаронян Аветис Аракелович - В мае 1909 года по т.н. «делу Дашнакцутюна» Агаронян был арестован и заключен в тюрьму. Об его освобождении ходатайствовали перед премьер-министром России Столыпиным видные деятели европейской культуры А.Франс, Ф. де Пресансе, В.Берар и др. 1911 - освобожден, выехал за границу и пробыл в эмиграции до 1916 года...
Хажак(ян)... (не нашел)
Топчян (не нашел)
А вот здесь мы натыкаемся и на судьбу женщины - РУБИНА АРЕШЯН:
... "Вскоре, когда она узнает, что ее возлюбленный, Амо Оганджанян, будущий премьер-министр Армении, арестован в Тифлисе (решил везде Тбилиси заменить на Тифлис), она решает вернуться на Кавказ. Но ее товарищи отговаривают ее от поездки, поскольку она сама была в розыске там. Она впадает в глубокую депрессию и в 1909 году, игнорируя доводы своих товарищей, она все же уезжает на Кавказ.
В это время Амо Оганджаняна переводят из Тифлис в Новочеркасск, Россия. И Рубина последовала за армянскими заключенными в Россию, где помогала им как могла. Она преуспевает в создании хороших отношений между тюремными чиновниками и армянскими заключенными. Рубина часто посещает армянских заключенных, чтобы поднять их дух, утешить их и заботиться о них, как их собственная сестра. Но ее гуманитарная деятельность вызывает подозрения у полиции и вскоре ее саму арестовывают и заключают в тюрьму. Брат Рубины, в будущем Генерал Арешян, который принимал участие в русско-японской войне, содействует в ее освобождении. Ее освобождают с условием, что она никогда не вернется на Кавказ, в Москву или Петербург. После освобождения, Рубина уезжает в Харьков, где стремится учиться в Медицинском университете. Не смотря на то, что она считается террористкой, ее принимают в университет, поскольку один из профессоров является хорошим другом Амо Оганджаняна.
В 1912 году царский суд приговорил Амо Оганджаняна к четырем годам каторжных работ. Поскольку в то время осужденные имели право выбирать место отбивания наказания, Амо Оганджанян дает запрос на перевод в Харьков, надеясь на лучшие условия. Но условия содержания в тюрьмах Харькова оказались ужасными, поэтому Амо Оганджанян просит перевести его в Сибирь. Рубина следует за ним в Сибирь. Там же они и женятся. В своем изгнании Рубина и Амо не разделимы, как никогда. Они едины и в счастье и в бедах.
В 1917 году по возвращению на Кавказ, Рубина и Амо сразу идут добровольцами на фронтовые больницы, также они внесли свой вклад в делах оказании гуманитарной помощи.
В славные дни Армянской Республики, а также в тяжелые часы, Рубина поддерживала своего мужа и всегда была рядом с ним, и в дни, когда он был Премьер Министром, и дни последующего изгнания. В изгнании они обосновываются в Каире.
С того времени Рубина неустанно работала вместе со своим мужем в организации всенародного образования и культурного сообщества, которая была основана 28 мая 1928 года.
Амо Оганджанян скончался в июле 1947 в Каире. На надгробной плите три слова: «Жил - как говорил». На протяжении всей своей многолетней работы в качестве активиста, единомышленники Рубины уважали ее за ее глубокую преданность делу. Рубина всегда поддерживала молодежные и студенческие объединения, помогая им в вопросах идеологического просвещения и образования. Рубина призывала армянских мужчин и женщин соблюдать заветы своего народа и сохранить наследия предыдущих поколений, чтобы восполнить идеалы армянского народа до дня окончания изгнания, когда весь армянский народ вновь воссоединиться на своей свободной и независимой родине.
До своей смерти Рубина была предана своему народу. Она умерла в возрасте 90 лет, в Канаде, прожив достойную жизнь полной борьбы и преданности своему делу".
Адамян - не нашел...

25 (12) декабря 1908 года. "Голос Москвы". ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА.
Речь В.М.Пуришкевича.
Заместитель наместника Его Императорского Величества на Кавказе (барон Нольде), прав только в том, что наиболее консервативным, стойким и верным населением Кавказа являются мусульмане. Если бы правительство на Кавказе опиралось на мусульман, Кавказ не представлял бы того безумия народов, которое представляет теперь. Горе, что мусульмане в загоне!
Местные власти опираются на армян, этих исконных противников русского влияния, русской мощи и силы. Армяне на Кавказе создают и увеличивают тот персидский шурух, который может разразиться в мировую катастрофу; они работают в Тавризе, чтобы расширить пределы революции и создать затруднения в России. (Продолжительный шум, рукоплескания справа). [...]
Грузинам оратор инкриминирует убийство экзарха Никона. По словам оратора, убийство произошло при непосредственном участии синодально-грузинской конторы. Экзарх Никон был убит исполнительным комитетом из 5-ти светских и 2-х духовных лиц, в их числе 5 грузин, один армянин и один татарин. Однако убийцы до сих пор не казнены. [...]

Итак, к прениям:
6 января, № 28, 1909, Уральский край. - Телеграммы (От Петербургского агентства). Государственная Дума.
... На очереди (заседание от 4 февраля под пред.Хомякова) продолжение обсуждения заявления о запросе по поводу террористических актов на Кавказе. Вносится и принимается предложение прекратить запись ораторов.
Сагателян считает мистификацией намерение заподозрить в либерализме одного из столпов царствования Императора Александра III. Кавказ в смысле репрессий управляется именно так, как того желает Пуришкевич. Оратор считает своей задачей разоблачить злостную провокацию, созданную кавказской бюрократией, возродившейся после кончины Императора Александра III.
Легенда о восстановлении Великой Армении с границами до Ворнежа и идея армянского сепаратизма - это беспримерная в истории провокация, как по предосудительности замысла, так и по чудовищности результата. И не удивительно, что инициативу в ней взял на себя товарищ председателя союза Михаила Архангела. Открыто опровергнуть эту злостную басню ведь нельзя в таком случае, ибо член Думы Пуришкевич назвал бы наместника армянофилом. Ведь укоряли же наместника в том, что он посетил два благотворительных армянских бала и сдает рыбные промыслы какому-то армянину Питоеву. С идеей об армянском сепаратизме связаны самые мрачные страницы в истории руководителей нашей государственной политики. Под давлением этой политики армяне пережили не только обычные для внутренней части империи ссылки и аресты и другие гонения, но и резню в турецкой Армении в 1894 г. и 1896 г. и армяно-татарские столкновения в 1905 г и 1906 г.
Результатом этой обманчивой идеи о сепаратизме было гонение на армянские школы, завершившиеся их закрытием, хотя впоследствии их пришлось вновь разрешить, и отобрание церковных имуществ, которые тоже потом пришлось возвратить. Кавказская администрация всегда играла роль жандарма старого турецкого режима в пределах Закавказья. Между тем самый поверхностный взгляд на этнографическое распределение армян даже в пределах Армении достаточен, чтобы убедиться в немыслимости сепаратизма для армян.
Оратор считает единственным средством для опровержения мнений Пуришкевича поставить его на обычную ставку с историей. Цитируя по официальным источникам, оратор указывает, что еще при Петре Великом армяне смотрели на соединение с Россией, как на свое освобождение. При покорении Кавказа армяне всячески содействовали успеху России, принимая непосредственно участие в войне. Цитирует грамоту Императора Александра I, констатирующую непоколебимую верность армян. Вся последующая история служит также лучшим свидетельством верности армян российскому государству. Уличены ли армяне хотя бы единым актом неверности государству российскому? Нет! Наоборот история подсчитывает десятки случаев, когда командование русскими войсками вверялось армянам, и многие из них со славой сложили головы за счастие России.
Неужели патриотизм Пуришкевича сводится к тому, чтобы вселять вражду между государством и преданным ему народом? Ведь кроме приведенных данных, история зарегистрировала и тот факт, что в 1905 г. национальный армянский съезд не потребовал автономии, а лишь просил приобщить армянские власти к общеимперским реформам. Сравните эти исторические данные с утверждениями Пуришкевича вплоть до его указания на существование карты Армении с границами от Арарата до Воронежа, по поводу которой в Армении думают, что эта карта, если только она существует, составлена либо питомцем дома умалишенных, либо для питомцев этого дома (смех в центре и рукоплескания слева). Сравните же исторические данные и данные Пуришкевича и судите сами. Анекдоты Тимошкина опровергать нельзя, ибо нельзя опровергать соображений, основанных на никому неизвестных данных.
Нет, такими данными Тимошкину и его учителям не удастся вселить вражду между народами ради своих архиреакционных целей. Не под силу им повергнуть государство вновь к московским идеалам. Единственное, чего они могут добиться, это остаться колесами истории (рукоплескания слева).
МАРКОВ (второй) считает положение защитников запроса о терроре на Кавказе очень затруднительным, в виду отсутствия нотариальных документов и трудности добыть свидетельские показания лиц, находящихся в служебной зависимости от высшего кавказского начальства. В объяснениях наместника, представленных через барона Нольде, и анонимном опровержении речи Пуришкевича, отпечатанном в типографии министерства внутренних дел, содержатся указания, что на Кавказе все спокойно. Совершенно противоречивые сведения мы черпаем из ежедневных газет, свидетельствующих, что на Кавказе творится нечто ужасное. В этом противоречии необходимо разобраться. Мы, правые, вовсе не стремимся к свержению Воронцова. Ведь у нас нет ни фютюр-наместников, ни фютюр-министров, мы восстаем только против неверной и неправильной политики; тем более не желаем нанести какой-либо вред или ущерб туземным народностям Кавказа, но, как русские члены русской Думы, мы должны отстаивать преимущественно интересы русского народа и русского государства. Объяснения наместника, представленные через барона Нольде, дают великолепный материал для обвинительного акта против наместника.
Утверждение наместника, что из грузин, армян и татарских горских племен не может образоваться никакого государства вне неразрывной связи с Россией, голословно и совершенно неосновательно. Союз соединенных закавказских штатов армяно-груно-арбайджано(азербайджано)-тавризо-курских (возможно, курдских? - Р.Б.) вполне реально возможен. Умная государственная власть должна эту возможность предвидеть, дабы не быть захваченной врасплох и убаюкивать русское чувство голословными, подсказанными сепаратистами утверждениями можно только тогда, когда весьма мало предаешься государственному мышлению.
Проповедь о границах Армении до Воронежа вовсе не такая белиберда, над которой можно смеяться. При известных исторических условиях она может реализоваться (смех слева). Многие смеялись и перед японской войной и турецкой революцией. Теперь больше не смеются. Если русская государственная власть рано или поздно не положит предела деятельности армян, Армения обратится в компактное небольшое государство, быть может, зависимое от России, но совершенно автономное, вроде нашей Финляндии. Государственные деятели армянского происхождения всегда усиленно этому содействовали, как армяне, а не как чиновники русского царя. И теперь при графе Воронцове-Дашкове имеется хороший ходатай за Армению в лице полковника Лазарева, ведущего совершенно открыто эту полезную для армян и вредную для русского государства политику.
Но бороться с Россией без денег мудрено, и потому армянская теократия так усиленно боролась против русской государственной власти и распространяла между армянами уверения, будто бы русское правительство отобрало в казну армянские имущества, хотя армянское духовенство прекрасно понимало, что оно только лишено права бесконтрольно расходовать церковное имущество, то есть было сравнено в своих правах с православным духовенством. Между тем наместник сам способствовал возвращению этих церковных имуществ. Остается признать, что в этой игре наместник Его Величества принимал непохвальное участие (рукоплескания и крики "браво" с правых скамей). Если народу, которому говорят явную чепуху об отобрании церковных имуществ, начинает увлекаться мыслью о восстановлении Армении, не есть ли это прямое подтверждение самого наместника, что Армения увлеклась сепаратизмом (рукоплескания справа). Пусть не ошибается наместник, что мечты армян пресеклись вовсе не потому, что наместник выхлопотал им возвращение церковных имуществ, а только потому, что армяне натолкнулись на другой сепаратизм - татарский. Когда армяне попали на татарский нож, то увидели, что если русская государственная власть не будет оберегать, то их вырежут соседи - татары. Тогда армяне перестали увлекаться мыслью о восстановлении Армении. Но ведь из этого вовсе не следует, что армяне не сепаратисты. Что касается грузин, наместник говорит, что среди них есть стремление в автономии и автокефалии, но сепаратизма нет. Но России выгоднее полное отделение, влекущее за собой уничтожение, чем подобная автономия и подобная автокефалия. Это стремление не прекратилось и поныне, ибо экзарший трон доселе пустует, а русская государственная власть не смеет послать своего экзарха, так как не может посылать ни одного архиерея на верную смерть. И пока наместник сладко дремлет под успокоительные уверения помощников, огрузинивание происходит на полных парах. В виду недостатка в деньгах, руководитель съезда марганце-промышленников (ключ выделяю - Р.Б.), десять лет просидевший в карийской каторжной тюрьме, просвещает грузинский невежественный народ, выдавая деньги из сумм съезда марганце-промышленников на культурную грузинскую работу. Цитируя донесения начальника бакинского отделения, оратор приходит к выводу, что и мусульмане объединяются под покровительством шталмейстра (?) Казаналипова не на русском государственном языке, а на языке несомненно враждебной нам турецкой империи. Панисламизм, так талантливо отрицаемый здесь представителем мусульманской фракции вовсе не воздушная утопия, а реальная страшная для России (и не только - Р.Б.) опасность. Пропаганда панисламизма - явление не только кавказское, даже не всероссийское, а всемирное (!!! - терпеть не могу великоросский шовинизм, но и через сто лет не нахожу возражений - Р.Б.). Эту пропаганду надо прекратить, ибо она грозит целости русского государства.

В четыре часа 18 мин. объявлен перерыв. Заседание возобновляется в четыре часа 40 минут.

После перерыва оратор продолжал: русскому государству надо опираться не на кавказские народности, а единственно на великий мощный богатырский (обескровленный, разоренный, разобщенный, обманутый, разочарованный во всем... - Р.Б.) русский народ (рукоплескания справа). Но дело не в кавказских народностях, а в русской государственной власти. Мотивы, которые приводит наместник в оправдание террора на Кавказе, не соответствуют действительности, ибо террористических актов на Кавказе было за три года пропорционально населению Кавказа в двенадцать раз более, нежели в остальной части империи. Тогда как по статистическим данным государственная власть в империи ответила смертной казнью на каждые пять террористических актов, на Кавказе одной казнью наместник отвечает на 125 убийств невинных граждан. В результате в империи террор почти задавлен, революции нет, а про Кавказ даже у барона Нольде не хватает смелости сообщить, что там все прекрасно (рукоплескания справа). Напрасно граф Воронцов-Дашков ссылается на репрессии в России: ни доблестный Меллер-Закомельский, ни доблестный генерал Дубасов, ни даже сидящий в тюрьме Лопухин не выдавали инородцам русского оружия (Рукоплескания справа и части центра). (Обязательно вернусь еще к этой вынужденной мере - Р.Б.) Террор на Кавказе не прекращается поныне. В доказательство этого оратор цитирует прошение русских жителей Кавказа, подписанное, - говорит оратор, - не хулиганами, но членами союза русского народа, которых смешивают с хулиганами (смех и рукоплескания слева, возгласы "браво"). Марков продолжает: имею честь быть членом союза русского народа. Ваши насмешки презираю (рукоплескания справа и смех слева).
Одна двадцатая часть русского населения Закавказья дала 50 процентов убитых. Следовательно, ясно, что русских на Кавказе убито в двадцать раз больше, чем туземцев. Наместник же утверждает, что тех и других убито одинаковое количество. Это не объяснение, а издевательство над Думой (возгласы справа: "верно"). Далее в объяснение недоброкачественности кавказской полиции, приводит лишь один довод, что чины ее не могли устроиться лучше на родине. Но ведь в должности гофмейстера Петерсон и сенатор Мицкевич и сам наместник тоже не могли устроиться лучше на родине. Значит ли это, что они тоже недоброкачественный элемент? (рукоплескания и возгласы "браво") Не могу присоединиться к такому провокаторскому заявлению, что каждый русский, служащий на Кавказе, недоброкачественный элемент! (рукоплескания справа, смех и шум) Не хочу верить, чтобы представитель древней аристократии, престарелый граф Воронцов-Дашков читал это объяснение. Ему подсунули это объяснение, а он подписал его, не читая (смех и рукоплескания справа). Автора этого объяснения я выгнал бы в 24 часа. Про убитых русских слуг вам подсказывают, называют их кутилами, мошенниками, что их жалеть не стоит. Но пока они служили, их ведь держали на службе. Вот смысл этого объяснения, которое мне и в руках держать не хочется (рукоплескания справа). Не лучше относится наместник и к семьям убитых. В этих отношениях наместника к служащим лежит объяснение, почему он не может подыскать доброкачественных служащих. Как на причину слабости полиции, указывается в объяснении на недостаток денег. Но в 1905 г. в распоряжение наместника было ассигновано 100 000 р. на политический розыск. Из них 75 000 р. остались в безотчетном распоряжении канцелярии наметсника, 21 000 р. выдана в том году в виде дополнительного жалования канцелярии наместника. Деньги ассигнуются, но идут не на политический розыск, а в карманы господ воронцовцев (справа "браво, превосходно", смех в центре). Наместник и его присные с головой выдают своих русских подчиненных в руки террора, лишь бы успокоить туземцев, граф забывает, что в России есть еще русский народ.
Оратор говорит, что это политика предательства русского государственного дела, его достоинства и достояния. Эта политика предательства характеризуется возмутительной историей с губернатором Старосельским. Оратор по журналу "Былое" подробно цитирует деятельность Старосельского. Утверждение наместника будто бы он узнал, что Старосельский не арестован, только через 13 дней, - говорит оратор, - это явная ложь. В доказательство цитирует официальную переписку по этому делу, в которой, между прочим, выясняется, что 13 декабря Государь Император на всеподданейшем докладе председателя совета министров Старосельского (?) положил резолюции: "надеюсь, что он арестован и будет привлечен к ответственности". Высочайшая резолюция была тотчас же сообщена статс-секретарем Столыпиным наместнику. Из дальнейших цитат той же официальной переписки оратор устанавливает, что только 21 февраля наместник разрешил арестовать Старосельского. Вот до чего дошли на Кавказе! Дошли до прямого ослушания указаний Его Величества, дошли до того, что в Думе законодательному собранию сообщают явно ложные сведения, надеясь, что это совершенно секретные документы до нас не дойдут (шумные рукоплескания справа). Все, кто памятует, ценит, дорожит любовью и уважением России, должен принять наш правильно обоснованный правдивый запрос. Единственным достойным ответом на запрос было бы назначение сенаторской ревизии на Кавказе. Говорят, что я раздражаю своей речью речью туземцев. Но как русский член Думы, я должен сказать инородцам: благоденствуйте, но только под русским знаменем. Не надейтесь на автономные республики. Их не будет, ибо русский, мощный, богатырский народ живет. (Высокомерие невероятное, но русские националисты действительно представляют силу. Свой народ русские националисты превратят в пушечное мясо, угробят миллионы, доведя страну до отчанья, которое разродится революцией... - Р.Б.) Жизнь его так могуча, что перед нею ваши почтенные мелкие жизни должны стушеваться! (рукоплескания справа) И так предлагаю Думе стать на стражу священных интересов государства, зроко посмотреть в лицо предательству и явной государственной измене; предлагаю Думе, чтобы громкое, правдивое, веское слово земского собора нашего достигло до слуха того, от которого единственно зависит свершить необходимое для сбережения русского государства действие. Господа примите запрос. Не посрамите земли русской, иначе Русь вас осудит (возгласы "браво" и бурные рукоплескания справа).

В пять часов 58 мин. объявлен перерыв до 8 1/2 час. вечера.

Продолжение...

Сагателян Иван (Иоанес) Яковлевич
Родился в 1871 г., сын священника. Окончив юридический факультет Московского университета и став кандидатом права, возвращается на родину, где служит судебным следователем в Сурмалинском уезде Эриванской губернии. Присяжный поверенный. Был назначен ректором духовной семинарии в Эчмиадзине, но за «неугодное направление» оказался смещенным. Член партии Дашнакцутюн. Владел мельницей, имел ежегодный доход в 3 тыс. руб. Холост.
Избран во II Думу от немусульманского населения Бакинской, Елисаветпольской и Эриванской губерний. Входил во фракцию социалистов-революционеров (эсеров). Член комиссий – для разработки Наказа, о местном суде, аграрной. Выступал в прениях об избрании продовольственной комиссии, об ассигновании 17,5 млн руб. на продовольственную помощь населению, по аграрному вопросу.
Избран в III Думу от общего состава выборщиков все тех же трех губерний. Входил в Трудовую группу. Член комиссий – земельной, продовольственной, по народному образованию, об уставе и штатах императорских российских университетов, по переселенческому делу, по хлопководству. Им подписаны законопроекты: «О введении земств в Сибири», «Об учреждении окружного суда в Ростове-на-Дону», «Правила приема для поступления в высшие учебные заведения», «Об изменении городского избирательного закона». - Гамлет Мирзоян. Депутаты-армяне Государственной Думы Российской империи. - Ноев Ковчег.

11 июня (29 мая) 1908 года. "Русское слово". - Убийство экзарха Грузии.
Никон (Софийский) - ... С 9 июня 1906 — архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии, постоянный член Святейшего Синода.
Был назначен в Грузию в ситуации, когда местное духовенство активно требовало восстановления автокефалии, которой Грузинская церковь лишилась в 1811 году. Во время его прибытия в Тифлис 26 августа 1906 года, грузинское духовенство отказалось встречать Экзарха. В кафедральном Сионском соборе его встречали только русские священники и единственный грузин епископ Горийский Петр, который в приветственной речи пожелал, чтобы новоназначенный Экзарх сам добивался автокефалии Грузинской церкви... Епископ Горийский Петр в своей официальной речи приветствия открыто пригрозил ему, призвав Экзарха жить в «мире» с грузинами, так как «кроме браунингов и кинжалов есть в Тифлисе река Кура, куда бросали даже митрополитов».
Однако экзарх отказался поддержать требования о восстановлении автокефалии — в результате грузинское духовенство объявило ему бойкот.
Считал возможным выделить из состава Грузинского Экзархата части с русским и греческим населением и присоединить их к русским епархиям; грузинским же частям Экзархата предоставить известную долю самостоятельности.
По его инициативе, был начат ремонт памятника грузинской церковной древности — Мцхетского собора, на что он исходатайствовал у Святейшего Синода значительные средства. Также инициировал начало пересмотра и исправления священных и богослужебных книг на грузинском языке, для чего была образована особая комиссия. Владыка Никон добился введения выборности духовенства Тифлисской епархии и города Баку (что было беспрецедентно для России), в грузинских духовно-учебных заведениях богословские предметы стали преподавать на грузинском языке. По его ходатайству были выделены значительные средства на благоустройство церковно-приходских школ. Поддержал создание в Тифлисе религиозно-философского общества. Со временем грузинское духовенство постановило частично снять бойкот и, не признавая в Экзархе законного архипастыря Грузии, стало, однако, входить с ним в административно-служебные отношения.
Архиепископ Никон также добился ассигнования средств для исправления издания Библии и богослужебных книг на осетинском и абхазском языках.
... 28 мая 1908 года был смертельно ранен выстрелами из пистолета на лестнице Грузино-Имеретинской Синодальной конторы; убийцы скрылись с места преступления. Скончался спустя 20-30 минут после покушения...
В причастности к гибели владыки противники автокефалистов обвиняли приверженцев грузинской автокефалии (в том числе и из числа иерархов), но доказать ничего не удалось.

В последний его приезд в Петербург (1907 г.) в беседе с земляками говорил: «может статься, что и убьют меня, но смерти я не страшусь. Умирать ведь надо и в тихих епархиях, и в мирное время. Так лучше умереть в борьбе за правое дело, за истину святую, на посту воина среди яростных врагов. Это смерть почетная! А что величественного умереть в келий, защищенной даже и от сквозного ветра. Но за что, однако же, грузинам убивать меня?» - Древо. Открытая православная энциклопедия.
...
Советую почитать:
Письма П.А. Столыпина И.И. Воронцову-Дашкову. - Библиотека Хроноса.

Продолжение.

  • 1

Летопись Грузии: Юбил. сб. к 300-летию царствования дома

Летопись Грузии: Юбил. сб. к 300-летию царствования дома Романовых державных покровителей грузинского народа http://humus.livejournal.com/3371715.html

  • 1