Rustam Bikbov (rbvekpros) wrote,
Rustam Bikbov
rbvekpros

Category:

Большой татарский концерт - открытая репетиция. Отделение 5. Мариам-Бану Искандерова

1. Во время пребывания Г.Тукая в Астрахани с концертом приехала певица Марьям Искандерова (родом из г. Касимова, выпускница Петербургской консерватории). Д. Мухаммедов и С. Рамеев почти насильно повели Г. Тукая на этот концерт, который проходил в Летнем театре сада «Аркадия». - Джамиля Загидуллина, научный сотрудник Национального музея РТ. Габдулла Тукай в Астрахани. - Научно-документальный журнал «Гасырлар авазы - Эхо веков». 2006 1 > Наш календарь.
2. 1910 – концертный зал "Альгамбра" в саду "Эрмитаж" вместе с "Казанским телеграфом" рекламировал "татарскую шансонеточную певицу Мариам Искандерову". - Источник в виде сомнительного сайта: 7 мая. День Связи - Персональный сайт GM.

3. Автор: Искандерова, Мариам Бану. Книга ID: 1758077
Падыйшам Ориг. романс для пения с плясками восточного характера с сопровожд. ф.-п.; H-e.2 Слова и музыка М.Б. Искандеровой
Сведения об издании: М. Собств. авт. б.г. - 5 с.
Язык: русский
Аннотация: Аннотация для "Падыйшам Ориг. романс для пения с плясками восточного характера с сопровожд. ф.-п.; H-e.2 Слова и музыка М.Б. Искандеровой" еще не создана - http://any-book.ru/book/show/id/1758077.

25904.
01 01 Mariam-Bano Iskanderova - Baj-Baj

...
25905.
01 02 Mariam-Bano Iskanderova - Beregis’ Al’ma

...
25930.
02 01 Mariam Bano Iskanderova - Dordem keme sulem

...
25931.
02 02 Mariam Bano Iskanderova - Gil Gil

...
25900.
03 01 Mariam-Bano Iskanderova - Abau žanyjem

...
25901.
03 02 Mariam-Bano Iskanderova - Port Artur

...
А вот здесь мы сделаем паузу. Я сдержанно отношусь к творчеству Гаяза Исхаки, но почему бы не привлечь его к нашему концерту?
Азат Ахунов. Татарская музыка. - Татарский мир, №5, 2005.
Гаяз Исхаки о татарской музыке.
"Ситуация, которая сложилась в области татарской музыки, глубоко волновала известного татарского писателя Гаяза Исхаки. В 1914 году в одном из номеров татарского журнала "Мектеб" ("Школа") он опубликовал без преувеличения программную статью "Наши национальные напевы и мелодии", в которой с горечью писал о состоянии татарской музыки: "Наши деды вынесли когда-то из бескрайних степей долгие-долгие напевы. А с берегов извилистых рек принесли они мелодии быстрые и весёлые. Омыв их в водах Каспия и Чёрного моря, освежив ветрами Урала и Кавказа, они завещали их не только нам. Они завещали их всей России. Мелодии дедов, не имеющие конца. Напевы бабушек, звучащие из самого их сердца, вскормили не только нас, но и наших соседей — русский народ, окрасив русские песни, русскую музыку в свои тона, вдохнув в них татарскую душу, оросив их татарской слезой".
Как видим, Г.Исхаки полагал, что характер музыки зависел от мест проживания предков татар и что русская музыка испытала влияние татарской. Трудно сказать, в чём именно проявилось это взаимовлияние, поскольку дошедшая до нас русская народная музыка достаточно сильно разнится с татарской.
Продолжая свою мысль, Исхаки, увы, говорит и об утрате современной татарской музыкой своего национального лица. "Однако эта великая культурная миссия нашей музыки из-за изменений в жизни нашего народа изо дня в день всё сходила не нет. День за днём нашему народу приходилось не столько служить примером соседу, сколько самому заимствовать его музыку. Татарские и мишарские мелодии, в отличие от музыки башкир и киргизов, утратили со временем собственный дух. Татары оказались способны лишь на переделывание на татарский лад русских частушек. Теперь нам уже стало приятно слушать и петь прекрасные и нежные башкирские песни. Казанские же мотивы, идущие с древних ханских времён, постепенно забываются или забыты".
Гаяз Исхаки полагал, что регресс татарского музыкального искусства начался после падения Казанского ханства (это бандитское гнездо, угнетавшее и татар должно было быть разрушено, стоит только внимательно почитать об истории Казанского ханства), когда "татарский народ вынужден был заботиться не о музыкальном творчестве, а о собственном выживании". Кроме того, по мнению писателя, сказались также нелюбовь татарских мулл к музыке, "непонимание большой силы, заключённой в музыке" и её отсутствие в качестве учебного предмета в татарских мектебах и медресе, что вело к "духовному обнищанию".
"Какое же последствие имело для татар то, что их музыка (по сути — родной ребёнок их культуры) оказалась как бы пасынком в неродной семье? — задаётся вопросом татарский писатель. — Что их льющиеся из самого сердца напевы сделались для них самих запретными плодами? Последствия эти общеизвестны. И нет смысла сейчас говорить об этом (Есть! Именно об этом имеет смысл говорить! - Р.Б.). После своего изгнания из отчего дома наша национальная музыка была вынуждена искать себе пристанище в публичный домах и кабаках (национальная, тем более народная музыка искать там пристанище никогда не будет, а вот воспалённый мозг иных националистов - вполне может - Р.Б.). Разве это не доказательство серьёзности нашего (? - Р.Б.) преступления (о каком преступлении идёт речь? - Р.Б.) перед нею?".
Г.Исхаки считал, что древние музыкальные богатства, которые переходили из поколения в поколение в чистом, незамутнённом виде, были растеряны и день за днём татарская музыка несла тяжёлые потери. Он призывал татар делать всё возможное, чтобы музыка как самостоятельный предмет вошла в программы всех мектебов и медресе: "Настал срок пристально взглянуть на музыку и определить её место (она, музыка, может позволить себе пристально взглянуть и определить... - Р.Б.) в жизни нации. Насколько важны уроки грамоты в школе, насколько важно для национального воспитания преподавание национальной литературы, настолько же важно и обучение национальным мелодиям и напевам. Сегодня не допустимо игнорирование этой проблемы. Учителя и, особенно, учительницы должны уделять ей в школах самое серьёзное внимание".

Нет никаких оснований не доверять словам татарского националиста Исхаки. А косвенные подтверждения я рассыпал по журналу.
Признаюсь, что вообще не знал никаких патриотических песен, подобных "Порт-Артуру".
Я рад, что у меня получился татаро-башкирский концерт. Признаюсь, я и не могу оторвать одно от другого, да и не хочу, давно сам оторвавшись от корней... Ничего плохого в том, что татары любят башкирскую музыку, я не вижу, она достойна того, чтобы её любить.
Из истории песни - solokso - Башкирский язык - Порт-Артур.
А также ссылка на сомнительное исполнение той же песни - Большой татарский концерт - открытая репетиция. Отделение 2. Хусаин Юсипов.
Было бы интересно сопоставить тексты, больше узнать об истории в частности и этой песни.

Русско-японская война.
Моё пристальное внимание объяснимо. Ахун Екатеринбурга Гирфан Рахманкуллов - участник этой войны, да, в качестве войского муллы. Но просто ли достаются награды?

О Мухаммедове я уже упонимал. Большой татарский концерт - открытая репетиция. Отделение 4. Кареев, Тукай и татарская сатира. К его творчеству мы вернёмся в последнем отделении концерта.
"Первооткрывателем можно охарактеризовать Ш.Мухаммедова и по факту отражения им в своем творчестве темы русско-японской войны 1904–1905 гг. Он является первым писателем из своих современников, который обратил внимание на данную тему в своих произведениях. Так И.Нуруллин отмечает в одной из своих работ: «Великолепным образцом сатиры, поднимающей голову в этот период, является повесть Ш.Мухаммедова «Японская война или Доброволец дядя Батыргали». В ней писатель, пользуясь приемом гиперболы и гротеска, сумел создать удачный сатирический образ купца первой гильдии, торгующего мануфактурой и кожно-шерстяным сырьем».
- Гарифуллина В.И. Идейно-художественное своеобразие творчества Шакира Мухаммедова.
(Нуруллин, И.З. Путь к зрелости (О зарождении и развитии критического реализма в татарской литературе) / И.З.Нуруллин. – Казань: Татар. кн. изд-во, 1971. – С. 58.)

Антракт.
Tags: Астрахань, Башкирские песни, Гаяз Исхаки, Ислам, Касимов, Музыка, Порт-Артур, Русско-японская война, Татарские песни, Татарский язык, Тукай
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments