Rustam Bikbov (rbvekpros) wrote,
Rustam Bikbov
rbvekpros

Categories:

Большой татарский концерт - открытая репетиция. Завершение

Набросок завершения...
Большой татарский концерт вышел за рамки татарского, стал татаро-башкирским, теперь к нему присоединится и азербайджанец (а, может, и не присоединится, я так и не смог уточнить авторство), назовём концерт "мусульманским" и завершим его на русском языке.
Буду делать разные предположения, которые к истине могут и не иметь никакого отношения.
Я ничего не могу найти про "Телефон" Шакира Мухамедова... Если честно, я и разобрать-то монолог толком не могу.
Цепляюсь за "Наджапа". В интернете - ничего. Но невольно приходит мысль о Наджафе, т.е. Нариманове.
1911 год.
"Газета «Идель», выходившая в Астрахани, редактором которой был известный издатель и богослов Абдурахман Умеров, о приезде татарского поэта Габдуллы Тукая 29 апреля 1911 года сообщает всего одной фразой: «В наш город приехал известный поэт Габдулла Тукаев». Других сведений о пребывании Г. Тукая газета не дает...
Скорее всего истинной причиной поездки Г. Тукая в Астрахань было желание поправить здоровье. Известный драматург и публицист Нариман Нариманов (1870–1925), увидев больного Г. Тукая, сказал, что надо было приехать на год-два раньше, но все же посоветовал полечиться кумысом. Следуя совету Н. Нариманова, Г. Тукай, живя в селе Калмык Базары в доме учителя и друга Шахида Гайфутдинова (Гайфи) (1881–1925), пил кумыс...
Н. Нариманов каждый год во время цветения ромашек организовывал «Праздник белых цветов», проводя кампанию борьбы с туберкулезом. В этом мероприятии он пригласил принять участие и приехавшего Г. Тукая. Митинг под тем же названием, что и праздник, прошел в Губернаторском саду (ныне Братский садик). В своем приветствии к собравшимся Н. Нариманов отметил необходимость помощи каждого делу борьбы с туберкулезом. Г. Тукай также произнес речь, сделав акцент на просвещении народа и приближении его к культуре...
Наборщик газеты «Идель» Габдерахим Утабалиев вспоминал, как однажды вместе с Г. Тукаем и С. Рамеевым они поехали на Татар-Базар. Не обратив особого внимания на товары, Г. Тукай побежал к карусели и, взобравшись на деревянного коня, с большой радостью и с детской непосредственностью кружился много-много раз, чем удивил наблюдавших эту картину.
Во время пребывания Г. Тукая в Астрахани с концертом приехала певица Марьям Искандерова (родом из г. Касимова, выпускница Петербургской консерватории). Д. Мухаммедов и С. Рамеев почти насильно повели Г. Тукая на этот концерт, который проходил в Летнем театре сада «Аркадия». - Второй раз с благодарностью обращаюсь к маленькой заметке Джамили Загидуллиной "Габдулла Тукай в Астрахани", помещённой в "Татарский мире" (№4, 2008).

Кое-что, пусть скупо, но есть и об отношении Нариманова к Тукаю и его творчеству:
"На мусульманском отделении (речь о народном университете, которым руководит Нариманов) слушателей — а их без малого пятьсот — знакомят с творчеством опального татарского поэта Габдуллы Тукая. По общепринятому правилу лектор Нариман Нариманов начинает с рассказа о жизни поэта. Четырех лет в деревушке Кырлай Габдулла остался сиротой. Выращен на великодушных и добрых руках народа. Совсем юным обратился к своим сверстникам:
По вершинам, по долинам зашумят потоки вод,
Грянут битвы за свободу, сотрясая небосвод.
Пусть народ наш твердо верит всей измученной душой:
Заблестят кинжалы скоро, близок день борьбы святой.
И как наша общая клятва, заключает лектор, звучит ответ Габдуллы Тукая черносотенцам, тем, кто с трибуны Государственной думы подло предложил мусульманам переселиться в Турцию: «Не уйдем! Здесь родились мы, здесь росли, вот здесь мы встретим смертный час, вот с этой русскою землей сама судьба связала нас».
Все делается для просвещения народных масс. Иначе университет не оправдывал бы своего назначения. Ведь в параграфе втором заблаговременно утвержденного устава народного университета сказано ясно: «Имея задачей оказывать возможно большее содействие просвещению народных масс». - И. Дубинский-Мухадзе. Нариманов (гл.11).

Отмотаем пленку.
Мне хочется остановиться на одном очень интересном эпизоде, касающимся татаро-азербайджанских отношений, - деятельность «Общества кавказско-казанских артистов». Я ссылаюсь на достаточно фундаментальную работу М.Г.Арсланова «Татарское режиссерское искусство» (пожалуй, первый серьезный труд, посвящённый заявленной в названии теме, оказавшийся у меня в руках, впрочем, он был и последним). Встреча артистов происходит в Тифлисе, летом 1908 года, на ней они приходят к решению создания совместной труппы. «Общество» выступило в Тифлисе и Елизаветполе (Кировобад), затем осуществила гастроли по городам Темирханшур (Махачкала), Астрахань, Казань, Нижний Новгород. Причем этот короткий период совместной деятельности оказался и очень полезным и плодотворным для обеих трупп, и, кроме того, гастроли имели большой успех у публики. Основными пьесами были: историческая трагедия азербайджанского драматурга Н.Нариманова «Надир-Шах Авмари» и татарская драма Я.Вали «Стыд и слезы», в течение лета были поставлены и сыграны спектакли «Первый театр» Г.Камала, его драма «Несчастное дитя», водевиль Ахверлиева «Друзья народа», «Жизнь с тремя женами». Наиболее яркими актерами «Общества» были азербайджанец Г.Араблинский (исполнитель роли Надир Шаха) и татарские – С.Гизатуллина-Волжская и Г.Кариев. Арсланов, ссылаясь на отзывы в периодике и воспоминания свидетелей тех событий, следующим образом анализирует это явление.
«Если исполнение Г.Араблинского поражало воображение… темпераментом, страстностью и эмоциональной насыщенностью, то игра Г.Кариева запомнилась прежде всего жизненностью, убедительностью, простотой. О том, что дало общение с татарской труппой азербайджанскому театру, ярче всего говорят слова азербайджанского актера Валеева В.Муртазину-Иманскому. Вот они: «… при виде ваших работ мы изменили свои мысли. И мы, ставя большие трагедии, тратим на это уйму энергии и времени. И играем так, что люди диву даются. Но даже этим мы не можем оставить глубокий след в сердце зрителя. А вы играете пьесы, написанные на материале народной жизни, и поэтому становитесь еще ближе людям. Ваш театр по сравнению с нашим более обнадеживает. Вы указали нам совсем иной путь».
Развивая высказанное, можно говорить о том, что татарская труппа показала азербайджанским товарищам, знакомым лишь с театром больших страстей, возвышенных чувств и романтического пафоса, театром трагедии и высокой драмы, мало знакомый им театр бытового, психологического реализма. Молодая татарская режиссура во время совместной работы над национальными произведениями передала им ключ к решению спектаклей «жизненного правдоподобия» - простую, доходчивую, естественную манеру актерской игры, принципов решения сценического пространства по правде жизни.
Татарские же режиссеры, в свою очередь, получили доступ к трагедии, высокой драме, миру возвышенных чувств, усвоили приподнятую манеру игры, доселе не знакомую им».[1]
Распад «Общества кавказско-казанских артистов» Арсланов объясняет материальными трудностями. Это само собой разумеется. Материальные трудности у театра в нашей стране были всегда и остаются поныне. Понятно, что у каждого был свой путь. Но оставляя в стороне достойный оптимизм автора, мы позволим себе заметить, что то, о чем он говорил, два разных видения и подхода и могли послужить основанием для развала труппы. Излишний пафос, крупные картины с привлечением до сотни актеров достаточно чужд татарскому мировосприятию. «Бытовщинка» татарского театра могла казаться мелковатой, мелочной азербайджанскому темпераменту. Достоинства достаточно легко и быстро могут превращаться в недостатки. То, что татарский театр грешит и до сих пор бытовым романтизмом, нетрудно понять и неискушенному зрителю.
«Герои первого десятилетия татарского театра обычно не выходили за рамки дома, семьи, комнаты. Их конфликты в основном находились в кругу морально-нравственных проблем и редко соприкасались с широкими социальными проблемами…» Так подытоживает первое десятилетие татарского театра Арсланов.[2] - Татары и Кавказ. rbvekpros, 13 мая, 2012. В качестве заметок на полях.

Итак, думаю, что никаких сомнений относительно знакомства, а то и дружеских отношений, Нариманова, Кариева, Тукая и Искандеровой к 1911 году, не остаётся.

"1 марта 1909 г. Нариманов был арестован за пропаганду в Баку среди персидских рабочих и заключен в Метехскую крепость. 21 августа он был осужден и сослан на пять лет в Астрахань. Здесь Нариманов продолжил литературную и политическую деятельность: публиковал статьи на научные и политические темы в газетах «Астраханский край», «Астраханский вестник», «Бурхани таракки» («Необходимость прогресса»), «Прикаспийский край», читал лекции на азербайджанском языке, выпустил ряд медицинских брошюр для населения: «О холере», «О чахотке», «Женский мир», «Медицина и ислам». Последнюю брошюру Нариманов посвятил своей матери, о чем сообщалось в газете «Каспий» от 26 июня 1911 г.
Нариманов являлся идейным руководителем газеты «Астраханский край», несмотря на то, что основатель газеты был либералом. Недовольный революционными идеями, проводимыми в газете, основатель прекратил ее финансирование, и газета закрылась.
Весной 1912 г. в Астрахани Нариманов принимал участие в учреждении «Общества народных университетов», в котором он был избран сначала заместителем председателя, а затем председателем Совета общества. Вопреки желанию губернатора он был избран также в городскую думу, а в следующем году — в состав правления городских больниц.
В 1913 г. благодаря усилиям Нариманова в Астрахани была создана мусульманская молодежная театральная труппа. Местные и бакинские газеты писали по этому поводу: «В результате агитации г. Нариман-бека Нариманова в Астрахани организована первая мусульманская театральная труппа, и впервые со дня существования Астрахани был дан спектакль на татарском языке… Закладка фундамента мусульманского театра в Астрахани принадлежит целиком Нариман-беку Нариманову…» [4]. В этом же году он был избран почетным членом Попечительства о бедных татарах Астрахани". - ПАМЯТИ НАРИМАНА НАРИМАНОВА. www.islam-info.ru.

Итак, азерб. Nəriman Kərbəlayi Nəcəf oğlu Nərimanov, но Наджаф, что-то подсказывает мне, можно транскрибировать и как "Наджап". Буду искать опровержение... Не нашёл ни одного произведения Нариманова в свободном доступе.

25344.
Disque 1 : Savachmarh vaiatane di Ermannardan (rÚcit tartare) : Face A : Récit tartare [Savachwarli vaïatane di Ermmannardau]
Рассказ Наджипа 01 Musulman tanišir telefonda - razgovor - razskaz
К сожалению, программа, с помощью которой я загружал фонограммы, больше не работает. Записи можно слушать на сайте Галлики (Национальная библиотека Франции), пройдя по ссылкам.
...
25345.
Disque 1 : Savachmarh vaiatane di Ermannardan (rÚcit tartare) : Face B : Une conversation [Moussoulmane tanichir telefonda]
Рассказ Наджипа 02 Savašmah vaâtan di Èrmannardan - razskaz - Nadžapa
...
2013, октябрь. Большой татарский концерт (по материалам Национальной библиотеки Франции).
Открытая репетиция
Отделение 1. Камиль Тухватуллин.
Пароход "Екатеринбург" (намечаемый маршрут: Нижний Новгород, Астрахань, Баку, Тифлис и обратно).
Отделение 2. Хусаин Юсипов.
Отделение 3. Муратова, П(е)снякова, Гимбитская.
Отделение 4. Кареев, Тукай и татарская сатира.
Отделение 5. Мариам-Бану Искандерова.
Отделение 6. Мерфайза Бабазяновъ.
Завершение. Телефонные разговоры.


Tags: flickr, gallica, Азербайджанский вопрос, Астрахань, Медицина, Сатира, Татарская сатира, Театр, Тифлис, Тукай
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments