?

Log in

No account? Create an account

"Век просвещения"

Материалы по истории татар и башкир на Урале. Рустам Бикбов

Previous Entry Share Flag Next Entry
"В мире Мусульманства", 1911 год
rbvekpros
Всё можно увеличить до читабельного размера, к сожалению, копии делал наспех, что-то не в фокусе, но прочитать можно. Газеты были изъяты у Гайнуллина при обыске.
Газет, думаю, было больше, жандармов, возможно, заинтересовала информация о Надеждинске, Ирбите и Нижнем Тагиле.
Но что заинтересовало во втором полуномере? Ответа на этот вопрос я не нахожу.
DSC_4838 В Мире Мусульманства
...
DSC_4838
...
Для сравнения почитайте, что пишут о простых солдатах-мусульманах Куприн и Самигулла Касимов - Мусульманский военный комитет. 1917-1918.
DSC_4838 О воинской повинности - Садек Акчурин, Татарский Мольер - Ахундов
...
DSC_4839
...
DSC_4841
...
DSC_4840
...
DSC_4842
...
И в Ирбите и в Нижнем Тагиле действовали татарские школы, возможно, и классы для девочек, возможно, классы для девочек открывались. Введение русского языка в программу неземской школы нередко встречало сопротивление.
DSC_4842 объявления
...
DSC_4843
...
DSC_4844
...
DSC_4845
...
DSC_4846
...
Кое-какую информацию можно почерпнуть и на этих трёх страницах журнала "мусульманин" за 1910 год.
Источник: Антикварные книги BIblionne - Мусульманин.
"Мусульманин"
...
"Мусульманин", 18 февраля 1910
...
"Мусульманин", 2 марта 1910

Здесь я бессилен. Для особых любителей и специалистов. В заметке могут быть ошибки и неточности.
Хотя 1-й номер газеты "Танин" выходит 1 августа 1908 года, как видите, издание становится популярным и в России. Основатели газеты: главный редактор Гусейн Джахид (Hüseyin Cahit), поэт и общественный деятель Тевфик Фикрет Мехмет, который предложил название газеты, и Хусейн Казым Кадри (Hüseyin Kazım Kadri - сведений не нашёл), как я понял, идея создания газеты ему и принадлежит. Вскоре Фикрет и Кадри покидают редакцию.
31 марта редакция подвергается обыску, Джахид бежит в Румынию. Через некоторое время возвращается и возобновляет издание газеты.
В 1912 году власти запрещают газету за критику правительства, Гусейн Джахид бежит в Вену. 31 января 1913 года газета вновь возрождается. 13 января 1914 года газета куплена Комитетом Единения и Прогресса.

ДЖАХИД Гусейн [7 декабря 1875, Стамбул - 18 Октябрь, 1957, Стамбул] — турецкий писатель, критик, публицист и политик. Родился в г. Баликсер, Европейской Турции, в семье чиновника. Первоначальное образование получил в гражданской школе «мэктебимюлькийэ», в Константинополе. До революции 1908 работал в области просвещения, после революции начал издавать газету «Танин» и из автора сентиментальных рассказов и повестей превратился в политического деятеля. Д. был зам. председателя второго меджлиса. После захвата Константинополя Антантой был сослан на о. Мальту. По возвращении вновь издавал газету «Танин», к-рая позднее была запрещена правительством Кемаля, ввиду ее резкой оппозиционности. В настоящее время Д. издает громадную переводную библиотеку по искусству, религии, истории и философии, под общим названием «Библиотека моего сына». Особенно ценны его переводы работ Дюркгейма, Тэна и т. д.
Лит-ая деятельность Д. относится к младотурецкому периоду турецкой общественной мысли. Д. выступил адвокатом-защитником младотурецкого движения в литературе. Его талантливые критические статьи были направлены против противников «национальной» лит-ры. Политически это была борьба «европеизированной» мелкой и торговой буржуазии против идеологических позиций мусульманского средневековья. «Кавгаларым» (Мои драки) Д. — заключительное звено этой борьбы, памятник победы прогрессивного движения в лит-ре. Д. завершил политическую революцию младотурок в области идеологии.
Художественные произведения Д. не отличаются особенной ценностью или социальной значимостью. Стержневой образ первых художественных произведений Д. («Хаяти-Мухайяль», «Хаяль-Ичинд») — интеллигент-мечтатель, живущий в созданном им самим мире мечты и фантазии, носящем глубоко сексуальный характер. Позднейшие произведения Д. содержат реалистические элементы, но и они не выходят из круга обычных тем Д. Его художественные произведения по содержанию и манере письма ничем не отличаются от обычных произведений его времени.
Политически Д. всегда был и остался представителем партии «Иттихад вэ Таракки», более прогрессивной и здоровой ее части. Либерально-буржуазное партийное прошлое Д. помешало ему понять буржуазную революцию Кемаля, и он оказался в рядах его противников.
Д. выступил ярым защитником латинизации турецкой письменности.

Библиография: I. Комплекты газеты «Танин»; сочинения: Хаяти-Мухайяль (Роман), Хаяль-Ичинде (Повесть), Хаят-Хакикийе сахифелери (Рассказы), Кавгаларым (Сб. критич. статей); Грамматика турецкого языка.
II. Гордлевский Вл., Очерки по новой османской литературе, М., 1912; Исмаил Хикмет, История турецкой литературы, т. I, ч. 3, Баку, 1925; Исмаил Хабиб, История новейшей турецкой литературы, Константинополь, 1926.

DSC_4810
...
DSC_4811
...
DSC_4809
...
DSC_4808
...
DSC_4807
...
DSC_4806
...
DSC_4805
...
DSC_4804
...
DSC_4803
...
DSC_4802
...