?

Log in

No account? Create an account

"Век просвещения"

Материалы по истории татар и башкир на Урале. Рустам Бикбов

Previous Entry Share Flag Next Entry
1908. Конкурсные проекты мечети в С.-Петербурге. Васильев или Кричинский?
rbvekpros
Начало: 1901-1914. Строительство мечети в Санкт-Петербурге.
Материалы: электронные ресурсы Российской национальной библиотеки - http://www.nlr.ru
В связи с ограничениями по копированию в РНБ, избранные страницы мне не удалось из PDF переконвертировать в jpeg, но повезло, иллюстрации конкурсных работ опубликовал в своём журнале nilsky_nikolay: http://nilsky-nikolay.livejournal.com/911660.html

Фамилию Кричинского в развёрнутой заметке о конкурсе проектов мечети вы не обнаружите, везде - Васильев. Возвращаемся к статьям о закладке мечети и о завершении строительства - проект уже совместный...
В "Ниве" о закладке мечети 3 февраля 1910 года: "Мечеть строится по проектам и под наблюдением академика архитектуры фон-Гогена и архитекторов Васильева и Кричинского".
Морозов в 1914 году пишет, что Кричинский принимает участие в строительстве мечети по "хозяйственно-технической части", но автор и строитель - Васильев.
Я так и не нашёл удовлетворяющей наше любопытство биографии Кричинского. Цитирую Петра Новикова ("Нива", 2002, № 12):
"В 1909 году комитетом по строительству соборной мечети в Петербурге был куплен участок земли на углу Кронверкского проспекта и Углового переулка у вдовы тайного советника Васильева. Для ознакомления с проектами мечетей Кричинский совершил поездку в Самарканд". - Так и не понял, в каком всё же году и для чего именно Кричинский совершил поездку в Бухару...
Но в последующем (?) именно Кричинскому Эмир Бухарский заказывает разработать архитектурный проект своего дома в Петербурге (1913-1914). А вот здесь и появляется желтовато-белый шишимский мрамор из Златоуста (тупик), единственное здание в Петербурге с такой облицовкой, почему и зачем?..
А позже фамилия Васильева исчезнет. К примеру, 1940 год (и пока не знаю, откуда автор взял 1912 год, у меня желание, если будет время, пройти хотя бы по путеводителям по Ленинграду, посмотреть, когда имя Васильева исчезает, а когда появляется вновь, хотя не скажу, зачем мне это нужно):

1940 260

Итак, "Зодчий" 1908 г.
1908. Зодчий. № 15, с.135

06

07

08

09

1908. Зодчий. № 15, с.136

12

13

Сохраненное изображение 2015-8-8_10-52-4.663

10

11

Сохраненное изображение 2015-8-8_10-21-14.323

Сохраненное изображение 2015-8-8_10-53-44.839

1908. Зодчий. № 15, с.137

1908. Зодчий. № 15, с.138



  • 1
Первый проект всё же интересен. Он вполне вписывается в культовую архитектуру в стиле модерн, модную тогда в Петербурге, просто обаяние персидской классики Туркестана победило модернированное обаяние Турции и старых регионов русского ислама

Жаль, что другие проекты мы не знаем.
У меня ассоциативный ряд. Год я прожил напротив Казанского. Выходя к Банковскому мостику с грифонами, понятно, мы видели и Спаса-на-Крови... ну, а по Невскому - странно, но особенно в непогоду любил ходить в Исакию... Петроградский район (далековато для пеших прогулок), если привязывать ещё и Петропавловский собор, могла бы завершить некий треугольник... но нет, мечеть мне казалась тяжеловатой и мрачноватой...
Наверно, из того, что я увидел, я бы выбрал "Арабески". Купол у "А" как-то придавлен, приплющен... У васильевского варианта чуть-чуть что-то происходит с пропорциями купола.. что-то не то, объяснить не могу... но это не персидский вариант, а туркестанский, кстати, вполне самостоятелен по отношению к персидскому. Что касается классической Персии, порой мне кажется, что её больше в культуре Грузии, чем в Туркестане тимуридского периода... Нет, не будет там больше Фирдоуси... Так, поделился больше ассоциациями, чем мыслями.

У "Арабесок" очевидны Великие Моголы, хотя есть что-то и от Каира. Симпатичный проект, но его уж совершенно невозможно представить в Питере, тем более на том месте, кстати совсем неплохом, но не учитывающем ориентацию на Мекку.

Edited at 2015-08-08 07:30 pm (UTC)

  • 1