?

Log in

No account? Create an account

"Век просвещения"

Материалы по истории татар и башкир на Урале. Рустам Бикбов

Previous Entry Share Flag Next Entry
Братья Агафуровы.
rbvekpros
Наиболее интересные события национальной жизни на Среднем Урале в первой четверти XX века так или иначе связаны с деятельностью братьев Агафуровых. (Пополняется)

Впервые достаточно развёрнуто о братьях Агафуровых написала Светлана Анатольевна Корепанова, ныне заместитель директора Свердловского областного краеведческого музея по научной работе, упор ставился на их коммерческую и общественную деятельность, не коснуться деятельности в области национального образования и религии было невозможно, но деятельность эту можно назвать сопутствующей, она оставалась в сфере частных, личных интересов. И в этом есть смысл. По крайней мере, я до сих пор считаю, что статья Светланы - лучшее, что было написано об Агафуровых, поэтому и хочу представить один из вариантов статьи полностью (насколько я знаю, это последняя редакция, стиль которой определялся форматом издания, заказавшего статью, но по информации она шире предыдущих версий, в статье вы не найдёте точных ссылок на источники, их нужно будет восстановить), лишь вставляя свои примечания. Тем более, что и первые самостоятельные шаги в своём исследовании я делал при её поддержке. Если моё исследование действительно приобретёт некоторую самостоятельность, то, вероятно, тогда изменю подход к теме, положив в основу повествования свой текст, делая примечания из текста Светланы. Но пока такой подход мне кажется нецелесообразным. Более того, я считаю, что разработка этой темы должна оставаться за Светланой, надеюсь, когда-нибудь она вернётся к ней и внесёт дополнения.
Я же пока просто буду выделять некоторые положения в статье, "превращая" их в ссылки, по которым вы найдёте или дополнительную информацию или разъясняющую, делать это буду постепенно и поэтапно. Р.Б.

"Агафуровы: "Между правдой и поэзией".
Светлана Корепанова. Статья опубликована в журнале "Новый Град", №3, 2003г. (пройдя по ссылке найдёте копии фотографий).
(текст представляю с сокращениями - Р.Б.)
"В книге «Человеческое, слишком человеческое» Фридрих Ницше писал: «Европа прошла школу последовательного и критического мышления, Азия все еще не умеет различать между правдой и поэзией и не сознает, проистекают ли ее убеждения из собственного наблюдения и правильного мышления или же из фантазий».
Вот так, где-то «между правдой и поэзией», все еще остается часть истории старого Екатеринбурга, связанная с известной мусульманской семьей Агафуровых. Все ли знали, что семья мусульманская? Богатые торговцы? - да; владельцы миллионных состояний? - да; щедрые благотворители?
— да. И не более того. Забыв о татарском происхождении Агафуровых, горожане со временем забыли даже, сколько их было. Нередко можно услышать слова: «Сам Агафуров как-то сказал...», «Сам Афагуров бывал в этом доме». А который из Агафуровых?
— этот вопрос запросто может поставить в тупик.
В одной из газетных публикаций, где много и подробно говорилось об Агафуровых, запомнилась мне фраза: «Среди Агафуровых были и биржевой староста и гласный городской думы». Все так, только речь здесь идет об одном человеке - Зайнетдине Агафурове, среднем из братьев.
Мрачной тайной был окутан долгие годы и топоним - Агафуровские дачи. До сих пор многие связывают это название с психбольницей на Сибирском тракте. Почему Агафуровские дачи? Может, болел кто из семьи, для того и построили?
И, конечно, одна из любимейших легенд старого Екатеринбурга - агафуровское золото, зарытые где-то клады. Будто бы приезжали потом за ними из Японии, а вот все ли открыли?
Приоткрыть тайну кладов, дач и самой семьи Агафуровых помогают архивные документы, дореволюционные справочники и газеты, а также семейные предания, рассказанные прямыми потомками и родственниками этой известной далеко за пределами Урала семьи.

Последняя такая встреча состоялась у меня с Адимом Габдрахмановичем Тагировым, чьи рассказы и семейные фотографии помогли сопоставить и выверить многие моменты в истории семьи Агафуровых. Словно в волшебной мозаике разрозненные кусочки наших исследований совпадали и образовывали новую картинку.
Еще раньше в эту мозаику влились воспоминания екатеринбуржцев, живших после революции в агафуровских домах, рассказы двух правнучек Камалетдина Агафурова, результаты многолетних поисков философа по образованию и историка по призванию Рустама Бикбова. И вот такая получилась история.

Корни свои род Агафуровых ведет из села Большие Елги (Юлги) Лаишевского уезда Казанской губернии, где познакомились и поженились Хисаметдин и Биби-Газиза Агафуровы.
В семье только родился первенец Камалетдин, когда его отцу за деньги пришлось пойти в солдаты вместо богатого соседа.
Где и как служил X. Агафуров - неизвестно, только первое официальное упоминание о нем находим в документах Екатеринбургской городской думы.
В 1882 году составлялись списки по выбору гласных думы, куда (...) был внесен отставной унтер-офицер Хисаметдин Агафуров, имевший купеческое свидетельство II гильдии.

Считается, что он заработал свои первые капиталы на торговле табачными изделиями или фруктами. Оба предположения одинаково вероятны, к тому же торговля фруктами в Екатеринбурге во второй половине XIX - начале XX вв. была почти полностью сосредоточена в руках татарской части купечества. Косвенное подтверждение того, что X. Агафуров торговал не только в Екатеринбурге, но и выезжал с товаром на Ирбитскую ярмарку, находим в публикации газеты «Ирбитский ярмарочный листок» за 9 февраля 1915 г.: «Одним из стариннейших, дорогих гостей нашей ярмарки является представитель Торгового дома «Бр. Агафуровы» — 3. X. Агафуров, посещающий ее непрерывно в течение 40 лет, с 1875 года».

Зная, что в 1875 году Зайнетдину Хисаметдиновичу было не более 14 лет, можно сделать вывод, что он бывал на ярмарке вместе с отцом. Самого Торгового дома «Братья Агафуровы» в то время еще не было, он был создан лишь в ноябре 1883 г. в качестве полного товарищества. Членами товарищества с капиталом в 10 тысяч рублей стали братья Камалетдин и Зайнетдин Агафуровы, причем старший брат Камалетдин имел купеческое свидетельство первой, а средний брат Зайнетдин второй гильдии. Позднее к участию в делах Торгового дома был привлечен и младший из братьев - Кашафетдин. Наличие свидетельства первой гильдии давало возможность торговать по всей стране, и в начале XX в. отделения Торгового дома имелись не только в Екатеринбурге и его уезде, но и в Перми, Тюмени, Тобольске, Ирбите, Москве и Варшаве.

(...) До осени 1883 года был жив и вел торговлю отец - Хисаметдин Агафуров. На рубеже XIX - XX вв. торговые операции вели три его сына.
В Екатеринбурге Агафуровы арендовали под универсальный розничный магазин здание в центре города (сейчас в этом доме по ул. Вайнера располагается магазин «Детский мир»). Чего здесь только не предлагали покупателям! Золотые и серебряные браслеты, броши, серьги, медальоны, булавки для галстуков, мужские и дамские часы - швейцарские, американские «нового золота», с секундомером, кабинетные и карманные
- с численником, столовые с будильником, с музыкой, с боем; самое разнообразное столовое серебро. В парфюмерном отделе продавались духи, одеколоны, кремы и пудры лучших английских, французских и варшавских фабрик, а также не уступающие им изделия московских фирм «Брокар и К°», «Ралле и К°», «Р. Келер», Санкт-Петербургской химической лаборатории. Кроме того, в универсальном магазине работали мануфактурный, галантерейный, канцелярский, табачный, модный отделы, отдел музыкальных инструментов и принадлежностей, отдел игрушек. Кроме розничной торговли Агафуровы вели торговлю оптом и по почте, о чем сообщалось в специальных прейскурантах.
И сегодня способно вызвать восхищение разнообразие товаров, предлагавшихся в чайном и кондитерском отделах: кяхтинские черные и цветочные чаи, три сорта «жженого» кофе в зернах и пять сортов сырого; шоколад фабрик «Сиу», «Эйнем», «Крафт», Абрикосова, Конради и Ж. Бормана в плитках, в порошке, в виде фигурок, шоколадных папирос, жуков, раковин и «бомб» с сюрпризами, шоколадные таблетки «с видами», фотографиями, сказками, альбомами с сюрпризами и многое другое. Словом, в магазинах Агафуровых продавалось все или почти все, начиная от позумента для сарафанов и маскарадных костюмов и кончая шпагами и револьверами разных систем.

Забота о поддержании репутации фирмы за счет продажи качественных товаров привлекала внимание покупателей. Старожилы вспоминают, что универсальный магазин Агафуровых был одним из самых популярных в городе. Агафуровские приказчики были вышколены и крайне любезно обходились с покупателями, стремясь как можно полнее и выгоднее представить свой товар. Из магазина просто невозможно было уйти без покупки. В городе считалось, что здесь служат самые воспитанные и красивые приказчики, что неудивительно, ведь их специально обучали хорошим манерам, танцам, для них регулярно приглашали парикмахера. (...)

Для привлечения покупателей в магазинах разрешалась покупка в кредит, цены на неходовой товар сразу же снижались. Приятными сувенирами становились маленькие подарки постоянным покупателям: дамам вручались флакончики духов, сопровождавшим их детям дарили шоколадные «бомбы» с сюрпризами. Фирменным в магазинах Агафуровых было все, вплоть до упаковочных коробок. На шелковых драпировках футляров для столового серебра, изящных коробочках для упаковки французских корсетов и деревянных крышках патефонных чемоданчиков ставилось клеймо Торгового дома. В этом - и престиж фирмы, и ответственность за проданный товар.

Отдельного разговора заслуживает и рекламная политика Торгового дома «Братья Агафуровы»: в местной прессе постоянно появлялись объявления об очередных новинках, поступивших в магазины. Пожалуй, не найдется ни одного справочного издания рубежа XIX - XX веков, где бы мы не встретили рекламу этого Торгового дома. Особое внимание уделяли братья Агафуровы рекламным изданиям Екатеринбурга и прежде всего - газете «Деловой корреспондент», выходившей в 1887-1896 годах. Торговый дом Агафуровых просто не давал покупателям забывать о себе, причем каждый раз его реклама была связана с каким-нибудь новым товаром, будь то капсюли «Дезодорант», препарат «Антипаразит» от тараканов и моли, папиросы экстра-класса различных российских фабрик или только что поступившие в продажу зонтики.

Добросовестность в ведении дел способствовала расширению круга деловых партнеров фирмы. Получаемую от коммерческой деятельности прибыль Агафуровы вкладывали не только в расширение торговой деятельности, но и в другие предприятия. Так, 3. X. Агафуров вошел в товарищество «Агафуров, Железнов и К0», созданное с целью покупки у Волжско-Камского банка пшеницы для переработки и продажи. Позднее при участии Торгового дома «Братья Агафуровы» в Екатеринбурге появилась фабрика для покраски мануфактуры. В 1906 г. Агафуровы стали соучредителями газеты «Уральский край», наряду с такими известными предпринимателями, как Поклевские-Козелл. Ошурковы и Злоказовы, они внесли 1000 рублей.

Укреплению благоприятного образа Торгового дома в глазах горожан служила и та значительная благотворительная деятельность, которой члены семьи Агафуровых отдавали свои силы и средства. Это и подарки Детскому Убежищу при местном благотворительном обществе, и устройство благотворительных бегов на ипподроме, и благотворительные киносеансы, и организация мусульманских праздников. В одном из агафуровских домов действовала магометанская молельня.
(...)
В наследство сыновьям Хисаметдин Агафуров оставил не только налаженное торговое дело, но и два деревянных дома по ул. Усольцевской (ныне ул. Сакко и Ванцетти).(...)
Когда-то в этом доме жила семья самого деятельного, самого известного из трех братьев - Зайнетдина Агафурова. В весьма счастливом и удачном браке с дочерью троицкого коннозаводчика Садыка Абдрашитова Асмой у 3. X. Агафурова родилось шестеро детей: 4 сына и 2 дочери. Однако такая большая семья не мешала супругам заниматься общественными делами. И если для окружающих участие мужчины в работе органов городского самоуправления и благотворительных учреждений было неудивительно, то активная позиция женщины-мусульманки не могла не вызывать уважения.

Мне довелось беседовать с екатеринбурженкой Р. Б. Рахматулиной-Гатаулиной, которая с волнением вспоминала о екатеринбургской мусульманской школе для девочек и ее попечительнице Асме Садыковне Агафуровой. При поддержке Асмы Агафуровой многих девочек отправляли и на учебу в Троицк.
Уважая мусульманские обычаи, свою повседневную жизнь Агафуровы строили по-европейски. Дома всех братьев Агафуровых были оборудованы электрическим освещением, ванными комнатами, ватер-клозетами, а также телефонами. Домашние библиотеки, произведения живописи на стенах, рояли в гостиных дополняли обстановку.
Многочисленная семья Агафуровых лето любила проводить в дальних путешествиях или на своих дачах. В начале XX в. семьи Камалетдина и Зайнетдина выезжали в Германию, Польшу, отдыхали в Крыму, ездили поправлять здоровье кумысом.
На дачах, расположенных в окрестностях Екатеринбурга, отдыхали не только сами Агафуровы, но и их многочисленные служащие и прислуга с семьями.

Сам Торговый дом «Братья Агафуровы» представлял из себя что-то вроде большой семьи. Так, интересы фирмы в Тюмени и Семипалатинске представлял муж дочери 3. X. Агафурова Магиры - Карим Ганиевич Девишев.

Интересную в этом плане историю рассказал мне и А. Г. Тагиров. Его дед Мухамед Годий Тагиров был выпускником Казанского университета. Приехав в Екатеринбург, он работал бухгалтером в Торговом Доме «Братья Агафуровы». Вскоре М. Г. Тагиров познакомился с сестрами Махруй и Мастюрой Абдрашитовыми. Наверное, это произошло в доме Зайнетдина Агафурова, который был женат на Асме Абдрашитовой. Молодому бухгалтеру понравилась Махруй, но во время свадьбы, под фатой, невесту подменили на ее сестру Мастюру. Трудно представить себе чувства жениха, обнаружившего подмену, но впоследствии семейная жизнь Тагировых сложилось очень счастливо, родилось шестеро детей (2 мальчика и 4 девочки).

Вместе со своими родственниками Агафуровыми М. Г. Тагиров активно работал в Екатеринбургском мусульманском благотворительном обществе, где занимал посты казначея и заместителя председателя. Он же был казначеем созданного в 1915 году, во время Первой мировой войны, Временного мусульманского комитета по оказанию помощи воинам и их семьям. Пережив революцию, М. Г. Тагиров умер в 1933 г, а в следующем, 1934 году, судьба в последний раз свела его сына Габдрахмана Годиевича Тагирова с Агафуровыми. Дело в том, что в 1919 г. большая часть семьи Агафуровых перебралась через Дальний Восток в Китай и Японию.

В 1922 г. в Японии умер старший брат Камалетдин Агафуров, в 1924 г. в Харбине скончался и средний брат Зайнетдин. Годом раньше землетрясение в Иокогаме унесло жизни сына Зайнетдина Агафурова Нурэтдина и его жены Салии.

В 1934 г. в Россию приезжала жена младшего из братьев Агафуровых Кашафетдина Салия Султановна, чтобы объявить оставленный здесь клад. Сдав большую его часть государству, она смогла вывезти остатки за границу. В Советском Союзе Салия Агафурова мечтала встретиться со своей подругой и родственницей Марзией Камалетдиновной Агафуровой-Апанаевой, жившей в Казани, но этому не суждено было случиться.
Указав клады на агафуровских усадьбах в центре Свердловска, - пересечение улиц Токарей и Нагорной на самой вершине горки - Кунгурский переулок, №26 - (кто-то до сих пор утверждает, что это был пудовый слиток золота), Салия Агафурова встретилась здесь с семьями Г. Г. Тагирова и Муравьева, жившими по улице Нагорной в поселке ВИЗа. Результатом этой непродолжительной встречи стал арест Г. Г. Тагирова, объявление его врагом народа и расстрел в 1937 году.
Лишь через много лет А. Г. Тагиров узнал всю правду о трагической гибели отца, своем родстве с Агафуровыми и о том, что Салия Агафурова часть клада оставила его бабушке Мастюре. Во время войны эти золотые украшения, сданные в скупку Торгсина, спасли семью Тагировых от голодной смерти.

(...) Вечера памяти Агафуровых нередко проходят в Постоянном представительстве Республики Татарстан и в гостиной дома известных уральских предпринимателей и благотворителей Поклевских (ул. Малышева, 46), с которыми Агафуровы при жизни были в хороших отношениях".

Ссылки на некоторые работы Светланы Анатольевны Корепановой:
- Агафуровы: "Между правдой и поэзией". Светлана Корепанова. Фото Вера Лесенко. Статья опубликована в журнале "Новый Град", №3, 2003г. (на странице редкие качественные копии фотографий, предоставленные, как я понял Адимом Тагировым) В скором времени постараюсь дополнить коллекцию.
- Екатеринбург на высоте своего величия. Светлана Корепанова. Фото из архива краеведческого музея. Статья опубликована в журнале "Новый Град", №4, 2003г.
- О музее купеческого быта в Екатеринбурге. (Информация, похоже, устарела, насколько я знаю, финансирование давно прекращено, помещение сдано в аренду. Но не ручаюсь, при возможности уточню.)
...
Интересное интервью с Бадри Девишевым сделала Римма Печуркина. "Областная газета", Екатеринбург, 17 марта 2011 г.:
"По следам семейных легенд".
...
Также несколько статей по Агафуровым помещено в Энциклопедический словарь "Ислам на Урале", Москва - Нижний Новгород, ИД "Медина", 2009.
...
А также статья Камиля Шихова, правда, без ссылок,
на islam.ru 01 июля 2011. В Екатеринбурге отметили 150-летие мусульманского мецената Зайнетдина Агафурова.
материал также перекочевал на Ислам в России - Российская ассоциация исламского согласия.
...
Я попробовал сделать биографические справки по Агафуровым. Материал требует уточнений и доработки. Постепенно вношу поправки с помощью Бадри Девишева.

Агафуров Билялетдин Зайнетдинович (16.01.1898-9.11.1918), г.Екатеринбург, сын Зайнетдина, умер от тифа в Екатеринбурге.

Агафуров Бурханетдин Зайнетдинович (23.02.1900-…) - сын Зайнетдина, эмигрировал вместе с отцом, судьба неизвестна.
Каталог фондов ГКБУ «Государственный архив Пермского края».
Фонд №180 «Пермский государственный университет Министерства образования РФ /г. Пермь/». Опись №4. Дело №27 «Агафуров Бурханетдин Зайнитдинович». Документы дела охватывают период: 1918 - 1918 гг. (красным отмечаю документы, с которыми не знаком - Р.Б.)

Агафуров Зайнетдин Хисаметдинович (24.01.1861-9.06.1924), Екатеринбург. - «Общественная жизнь русского народа вступила на новый путь и я считаюсь с фактом, что свобода совести и слова составляют права всех русских граждан… И если я записался в конституционно-демократическую партию, то сделал это по убеждению…»
– Один из братьев – основателей (старший Камалетдин, позже и младший Кашафетдин) крупнейшего коммерческого предприятия Среднего Урала «Торговый дом братьев Агафуровых» (основан 1января 1884 г.), Торговый Дом имел филиалы в Тюмени (1894), Перми (1899), Петербурге, Варшаве и других крупных городах России. Главный распорядитель Торгового Дома.  Количество служащих достигало 300 человек.
Активный общественный деятель г. Екатеринбурга, неоднократно избирался гласным Городской Думы,  входит в состав Ревизионной комиссии, член избирательной комиссии в Государственную Думу, член Биржевого комитета г. Екатеринбурга, член комитета Ирбитской ярмарки, его называли «батюшкой» ирбитской ярмарки. Принадлежал к конституционно-демократической партии. Член котировальной комиссии Екатеринбургской биржи. Один из учредителей Екатеринбургской газеты «Уральский край" в 1907 г.
Первый председатель Екатеринбургского мусульманского благотворительного общества. Исключительно на средства братьев Агафуровых в г. Екатеринбурге появилась мечеть, создана школа для детей мусульман на 60 человек и женское начальное мусульманское училище. Выделял деньги на содержание мечетей области для помощи учащимся Ирбитского медресе. Также содержание мусульманской школы в д. Салтыковой.
В 1912 году, будучи членом екатеринбургского биржевого комитета и председателем котировальной комиссии местной биржи, высочайше награжден по представлению министра торговли и промышленности, званием потомственного почетного гражданина, за особые заслуги и особые труды на пользу отечественной торговли и промышленности. В 1916 году от биржи выбран в Уральский Областной Военно-промышленный комитет. В июне 1918 года арестован большевиками как заложник. После занятия г.Екатеринбурга белочехами – член культурно-экономического совета города, представлял общественность города на встрече с Войцеховским. Еще в августе 1918 г. выдвигается в гласные Городской думы от партии Народной свободы. 20 октября 1918 года избран членом Екатеринбургского Мусульманского национального Управления «Махаллий Милли Идар». В декабре 1918 избран в комитет по попечению о георгиевских кавалерах и их семьях. В мае 1919 года входит в комиссию по борьбе со спекуляцией и специальную комиссию для создания плана закупок на Дальнем Востоке.
Эмигрировал последним из братьев. «По-видимому, Зайнетдин Хисаметдинович не оставлял надежды вернуться на Родину. Тем более, что основания для этого были. Достоверно известно (?), что в 23-м или 24-м году Зайнетдин Агафуров в числе некоторых крупных специалистов торгового дела, эмигрировавших за рубеж, получил официальное приглашение Совнаркома вернуться для налаживания торговли в Советской России. Начинался непродолжительный эксперимент большевиков с «Новой экономической политикой».
Решился бы Зайнетдин Агафуров вернуться на Родину или нет, остается только гадать: в июне 1924 года он умер от сердечного приступа и был похоронен сыновьями в Харбине.
С приходом красных навсегда покидает Урал. Основная работа по собиранию материалов об Агафуровых проделана сотрудником Уральского областного историко-краеведческого музея С.Корепановой.
Источники:
- ГАСО, ф.62, оп.1, д.503, лл. 17об-18.
- Симанов И.И. Город Екатеринбург. Екб, 1889-1998. С.963.
- ГААОСО, ф.1, оп.2, д.28624,л.7,8.

- Девишев Бадрий. «Девишевы». – Татарские новости. М., 2002, №№ 11-12, сс..10-11.
- Таиров Н. Tатары на Ирбитской ярмарке. - Эхо веков, 2004, №1.


Агафуров Искандер Зайнетдинович (25.10.1908-…) - младший сын Зайнетдина, эмигрировал с отцом. Судьба неизвестна. Одна из версий – стал банкиром.
Источники:
- Воспоминания Скоченого Юрия Германовича (родственник Агафуровых по линии Асмы Садыковны, жены Зайнетдина Агафурова). Записано Светланой Корепановой.

Агафуров Камалетдин Хисаметдинович (1853-1922), д.Юлга Казанск. губ. - «Не трудно жертвовать от достатка, но труден самый труд в деле просвещения, который несут воспитатели и учителя».
- коммерсант, старший из братьев-совладельцев крупнейшего на Урале «Торгового Дома братьев Агафуровых», в 1912 году почетный член общества вспомоществования нуждающимся ученикам Торговой школы г.Екатеринбурга (некоторые ее выпускники впоследствии работали в фирме Агафуровых), почетный член ревизионной комиссии Екатеринбургского благотворительного общества, пожизненный член Екатеринбургского мусульманского благотворительного общества, член правления и казначей общества коннозаводства, в декабре 1918 избран в комитет по попечению о георгиевских кавалерах и их семьях. Умирает в эмиграции, в Манчьжурии (Скорее всего, всё-таки в Японии, Йокогаме или Токио, - предположение Бадри Девишева. (фото последнего пристанища)

Агафуров Кашафетдин Хисаметдинович (1870(72)-...), г.Екатеринбург, - младший из братьев. Вместе с женой Салией Султановной, дочерью от первого брака Тайбой (возможно, скончалась во время эмиграционных мытарств) и сыном Бадретдином эмигрировал в 1919 году в Харбин, а затем в Японию. Дальнейшая судьба неизвестна.
Источники:
- ГААОСО, ф.1, оп.2, д.26314, л.11

Агафуров Нуритдин Зайнетдинович (19.12.1889-01.09.1923), г.Екатеринбург; в 1914 – кандидат, а в 1915 году - член Правления Екатеринбургского мусульманского благотворительного общества, выбирается членом Екатеринбургского комитета-отдела петроградского «Временного мусульманского комитета по оказанию помощи воинам и их семействам». Вместе с женой Софией (дочь казахского генерала, ее братья - юнкера), сыном Энвером (Анваром) эмигрировал в Харбин, а затем в Японию. Погиб с женой в Йокогаме 1 сентября 1923 года при землетрясении. Энвера усыновила и воспитала Марьям Зайнетдиновна.

Источники:
- Отчет Екатеринбургского Мусульманского благотворительного общества за 1915 год. Екб., 1916.
- Воспоминания Апанаевой Айсулу Камиловны. Записала Корепанова Светлана.


Агафуров Садритдин Камалетдинович (1874-76-1943) – член Уральского общества любителей естествознания – крупнейшей уральской общественной организации, существовавшей с 1870 по 1930 г. Один из старших членов коннозаводского общества, член 2-ого городского раскладочного по промысловому налогу присутствия, в начале 1917 года награжден золотой медалью на Андреевской ленте для ношения на шее. В декабре 1918 избран в комитет по попечению о георгиевских кавалерах и их семьях. В 1918 (? – скорее, в 1919) эмигрировал сначала в Харбин, где было отделение Торгового Дома бр. Агафуровых, затем в Японию. Дети Садри и Мариям Агафуровых: младшая дочь Разия вышла замуж в Шанхае за Шехвели (Ильдара) Кляули, довольно известного шанхайского поэта, писателя, публиковавшегося как в татароязычной газете "Милли Байрак", так и русскоязычной эмигрантской прессе, с которым она уехала из Шанхая после войны в Турцию – по данным Ларисы Усмановой, Фатима – была замужем 2 раза, первый муж умер по дороге в Японию, 2-й раз вышла замуж в Японии; Иш-Мурат.
Источники:
- Воспоминания Апанаевой Айсулу Камиловны. Записала Корепанова Светлана.

Агафуров Хисаметдин (10.10.1831-4.10.1883), д.Б. Елги Лаишевского р-на ТАССР.- из бедной крестьянской семьи, где, кроме него, росли еще 5 сестер. В 22 года, имея уже на руках ребенка, Хисаметдин за крупное вознаграждение для отцовской семьи заменяет сына местного помещика, призванного на царскую службу, и уходит на 25 лет служить солдатом. Служить довелось в Екатеринбурге. В то время те, кто служил длительный срок, периодически освобождались на благоустройство семьи. Так через 15 лет службы, теперь уже унтер-офицер Хисаметдин Агафуров основал маленькую торговую фирму, к работе в которой привлек жену и 15-летнего сына. В 1882 году составлялись в списки по выбору гласных думы внесен отставной унтер-офицер Х.А., уже купец II гильдии. В небольшой арендованной лавке торговали мелочным товаром. Постепенно в оборот вводились новые предметы: папиросная бумага, спички, табак, мыло и др. Годовой оборот в то время составлял скромную цифру 5000 рублей. В 1883 г. Х.Агафуров скончался, оставив дело двум ставшим уже взрослыми сыновьям: Камалетдину и Зайнетдину. Позже, по достижении совершеннолетия, к ним присоединился и третий сын Кашафетдин. Похоронен на старом екатеринбургском мусульманском кладбище.

Источник:
- Корепанова Св., «Агафуровы: «Между правдой и поэзией». – Наш новый град. Екатеринбург,2003, № 3, сс.96-105
- Девишев Бадрий. «Девишевы». – Татарские новости. М., 2002, №№ 11-12, сс..10-11.

- О магазинах в Троицке, где фамилия пишется Гафуров. (Абубакирова М., Шамсутдинов И.В., Хасанжанова В.Х.. Историю оставить народу своему. – Троицк, 2002.

Агафурова-Абдрашитова Асма Садыковна (29.01.1868-19.06.1918), Троицк, дочь троицкого коннозаводчика Садыка Абдрашитова, жена Зайнетдина Агафурова, пожизненный член Екатеринбургского мусульманского благотворительного общества, попечительница екатеринбургской мусульманской школы для девочек, поддерживала девочек, желавших продолжить обучение в Троицке. Умерла от тифа и похоронена в Екатеринбурге.

Источники:
- Корепанова Св., «Агафуровы: «Между правдой и поэзией». – Наш новый град. Екатеринбург,2003, № 3, сс.96-105.

Агафурова-Апанаева Марзия Камалетдиновна (1890-1967), Екатеринбург, дочь Камалетдина Агафурова. Вышла замуж за Харуна-Рашида Апанаева. Его репрессировали в 1937 г. Марзия умерла в 1967 г.: она попала под трамвай, потеряв ногу, вскоре скончалась.

Источники:
- Воспоминания Апанаевой Айсулу Камиловны. Записала Корепанова Светлана.

Агафурова-Галеева Суфия Камалетдиновна (1887-1959), Екатеринбург, дочь Камалетдина Агафурова, вышла замуж за Газизжана Галеева, жили в Казани. Умерла в г.Букаше (Татарстан).

Агафурова-Девишева Магира Зайнетдиновна (28.08.1887-4.12.1960), г.Екатеринбург, дочь Зайнетдина Агафурова, пожизненный член Екатеринбургского мусульманского благотворительного общества, в 1929 году побывала в Екатеринбурге. Вышла замуж за Девишева Карима Ганеевича. Их старший сын учился в Казанском университете. Дети: Гали – во время войны пропал без вести на фронте, Мирза – умер от туберкулеза, Шамиль – погиб на фронте, Бадретдин – умер в Сосногорске (Коми АССР) в 1973. Ляйля Каримовна жила и умерла в Москве в 1991 г.

Источники:
- Воспоминания Апанаевой Айсулу Камиловны. Записала Корепанова Светлана.
- Из данных Адима Габдрахмановича Тагирова.
- ГААОСО, ф.1, оп.2, д.26314, л.11

- ГААОСО, ф.1, оп.2, д.28624, л.11.

Агафурова-Парпетова Мариам Зайнетдиновна (21.09.1893-1992), г.Екатеринбург, дочь Зайнетдина Агафурова, вышла замуж за врача Парпетова Мемета Аметовича (15.05.1888, Ялта – 14.07.1951, Казань; крымский татарин). Их дочь Нурия прожила всего 9 лет (11.07.1912-21.10.1921) Усыновили троих детей: Энвера – сын Нуритдина Зайнетдиновича, двух беспризорников - Олю и Колю. До 1933 проживали в Крыму, затем в Коми АССР, в 1937 переехали в Казань, после смерти мужа переехала к сестре Магире Зайнетдиновне в Сосногорск, Коми АССР. В 1965 году переехала к приёмной дочери Ольге Сафоновой в Киев, где умерла в 1992-м году.
Анвар и Коля погибли на фронте во время Великой Отечественной войны.

Источники:
- Воспоминания Апанаевой Айсулу Камиловны. Записала Корепанова Светлана.

Агафурова (Бадгульнисса) Бедельниса Хуснутдиновна (1953-22.10.1915).- жена Камалетдина Агафурова, из деревни Кара-булак (Караболка, Челябинская область, быв.Екатеринбургский уезд, Пермской губ.).

Источники:
- Воспоминания Апанаевой Айсулу Камиловны. Записала Корепанова Светлана.

Агафурова Газиза Сайфутдиновна (8.09.1834-09.08.1914), д.Б.Елги Казанской губернии, жена Хисаметдина Агафурова. После смерти мужа, жила в доме старшего сына Камалетдина. Умерла в Екатеринбурге.


Агафурова-Шагиахметова Мариам Султановна (1881-1953), Уфа, сестра Салии Султановны, жена Садритдина Камалетдиновича Агафурова, пожизненный член Екатеринбургского мусульманского благотворительного общества. Эмигрировала с семье в Японию. Жила с мужем в Шанхае, после его смерти в 1943 г. переезжает в Японию. Умерла и похоронена на токийском кладбище в 1953 г. (фото от Л.Усмановой).
Источники:
- Воспоминания Апанаевой Айсулу Камиловны. Записала Корепанова Светлана.

Агафурова Марфуга Хисаметдиновна (1863/65-1913), Екатеринбург, дочь Хисаметдина и Газизы, сестра братьев Агафуровых. Проживала с мужем в Перми. Детей не было.


Агафурова Салия Султановна (1883-….), Уфа, сестра Мариам Султановны, жена Кашафетдина Агафурова, пожизненный член Екатеринбургского мусульманского благотворительного общества, приезжала из Харбина в Екатеринбург в 1931 году, по данным Корепановой в 1934, чтобы объявить, оставленный в Свердловске Агафуровыми клад. Она очень хотела встретиться с Марзией Камалетдиновной, но ее не пустили. Она приезжала в 1960-е гг. (?!)
Источники:
- Корепанова Св., «Агафуровы: «Между правдой и поэзией». – Наш новый град. Екатеринбург,2003, № 3, сс.96-105
- ГААОСО, ф.1, оп.2,д.26314, лл.11,24.

- Воспоминания Апанаевой Айсулу Камиловны. Записала Корепанова Светлана.

Агафурова Тайба Кашафутдиновна (...) - дочь Кашафутдина от первого брака...
Каталог фондов ГКБУ «Государственный архив Пермского края».
Фонд №180 «Пермский государственный университет Министерства образования РФ /г. Пермь/». Опись №4. Дело №26 «Агафурова Тайба Кашефетодиновна». Документы дела охватывают период: 1917 - 1917 гг.
...
Это имя мне незанкомо:
Каталог фондов ГКБУ «Государственный архив Пермского края».
Фонд №769 «Мотовилихинская государственная нотариальная контора Управления юстиции РСФСР по Пермской области». Опись №1. Дело №453 «Свидетельства о браке наследования Агафурова Маугида». Документы дела охватывают период: 1938 - 1938 гг.

Также по теме из других источников:
- В Екатеринбурге может появиться сквер имени купца Агафурова. (встреча Садриева и Порунова). С видеорепортажем поторопились: Зайнетдина определили в младшие братья.
- Рабочая группа по созданию в Екатеринбурге сквера купцов Агафуровых провела первое заседание. muslim-ural.ru 23.03.2012 00:00 (Пока не знаю, как отнестись к этому движению... "сбор средств"? - ставлю вопрос)
- Мусульмане Екатеринбурга проведут грандиозный субботник на старинном мусульманском кладбище. muslim-ural.ru 22.05.2012 (Порыв благородный, но братья Агафуровы сначала покинули город и уже затем этот грешный мир. Об источниках, утверждающих, что Агафуровы - одни из основателей центрального стадиона города, ничего не знаю. Спекуляции были неминуемы, вероятно, это связано со сбором средств... Но, пожалуй, следует поучаствовать в субботнике)