?

Log in

No account? Create an account

"Век просвещения"

Материалы по истории татар и башкир на Урале. Рустам Бикбов

Previous Entry Share Flag Next Entry
1931. Ленинград, Мусульманская мечеть на Кронверкском пр.
rbvekpros
1931. Ленинград, Мусульманская мечеть на Кронверкском пр. Leningrad, Musulman Mosque.
С интернет-аукциона. Открытка показалась мне уникальной... Начало 30-х - повсеместное закрытие мечетей.
"В 1927—1930 и 1940—1956 годах не функционировала, в 1940 году здание было передано Ленгорздравотделу и стало использоваться как склад медицинского оборудования. С 1956 года возвращена верующим".
1931. Ленинград, Мусульманская мечеть на Кронверкском пр. Leningrad, Musulman Mosque 1
1931. Ленинград, Мусульманская мечеть на Кронверкском пр. Leningrad, Musulman Mosque 2


  • 1
Ленинград и в 1931 г. считался культурной столицей СССР. А нате вам... отпечатали в Нерезиновой. Но вроде в том году Всесоюзный государственный литературно-иллюстрационный и фото-издательский трест СОЮЗ-ФОТО ещё не существовал, появился ч/з пару лет, А Мособлит действовал под эгидой СНК СССР и РСФСР

Открытка носит "пропагандистский" характер, интересно бы узнать, в чём разбирались власти в 27-30 гг., чтобы до 40-го открыть мечеть...

Вряд ли открытка пропагандистская. Это типичная видовая открытка, которых море выходило в советское время. Скажем по Бухаре вообще море открыток Меццо-тинто (на дрянном картоне сепией) с неимоверным числом видов на мусульманские памятники. Тоже и по Баку. Даже если читать экскурсионные путеводители тех лет, какого-то осуждающего антирелигиозного пафоса там нет. Относились негативно к самому отправлению культа. Но... было несколько волн антидиверсантских истерий. Вот в эти периоды сносились минареты, как потенциальные пулемётные гнёзда кулаков и мулл-антисоветчиков. На видовых же открытках запечатлевались местные достопримечательности. Скажем самых грязных городских задов на подобных советских открытках не сыскать. Хотя и центры порой выглядели ужасно,Э в той же Средней Азии. Но тогда и такое воспринималось как норма. Особенно в 1920-х гг. Как писал казанский историк Н.Ф.Калинин, к концу 1922 года в Казани из общего числа 10 000 насчитывалось 360 разрушенных и полуразрушенных домов, а весь остальной жилой фонд требовал капитального ремонта; на лучшей площади города возвышались мрачные развалины сгоревшего Большого театра.
Другое дело курортные места, или две столицы. Здесь всё было относительно приглажено.


Я другое имел в виду... На Урале именно в 30-31 гг. закрывается всё...
Посмотрите! Мы открываем в Ленинграде! Ещё и на английском написали чёрным по белому...

Не только на Урале, закрывали везде. В данном случае фотограф мог и не знать точно обстоятельства функционирования мечети.
Двуязычность открытки говорит о том, что имелся расчёт на то, что их как сувениры будут покупать иностранцы. В это время пока в СССР их ещё немало, причём в основном американцы, немцы начнут подтягиваться попозже.
Мусульманская мечеть в европейской части страны как бы подчёркивала её мультикультурность и "дружбу народов". На Красной площади не снесли ведь собор Василия Блаженного, или храмы на территории Московского кремля.
В СССР взрывали в основном православные храмы. И тому несколько причин. А у мечетей в самом крайнем сносили минареты, а помещения использовали под склады или иные хозяйственные нужды. Я учился в художественной школе которая находилась как раз в здании мечети Иске-таш (Ново-Татарская слобода).
Мечеть села Таршна Казанского уезда и губернии, в которой первым указным имамом был мой прадед Салахутдин, разобрали по брёвнышку (она была деревянная) и собрали в расположенном рядом бывшем райцентре, учредив в ней детсад. Позже обложили кирпичом, здание в таком виде до сих пор существует.
В центре Казани снесли только Казаковскую мечеть лишь потому, что она не вписывалась в строящийся микрорайон на ул.Татарстан. За ветхостью снесли две деревянные мечети в Адм. слободе и на ул.Сабан. В одной также располагался детсад.
Специально как культовые учреждения в Казани мечети не сносились. Полагаю в других местах тоже.

Бухарские открытки мусульманской тематики в 1929 г. издавались Главлитом.
Неустановленного года "Мавзолей Исмаила Саманида" видимо материалы предоставило ташкенсткое издание Средазкомстариса для Лениградского Гублита отпечатавшего тираж этих открыток в типографии им.Ив.Федорова в Звенигороде.
Бакинский минарет видимо печатали не ранее 1935 г., поскольку указано и авторство фотографа Панова, выпущена эта открытка Главлитом (издание ГОЗНАК)

  • 1