Rustam Bikbov (rbvekpros) wrote,
Rustam Bikbov
rbvekpros

Categories:

К 110-летию открытия научной фотолаборатории при УОЛЕ (в работе). РНБ, РГБ, БАН, СОКМ, Белинка

Есть ещё одно рабочее название, несколько глуповатое, но не позволяющее забывать и о сверхзадачах, которые ставил герой нашего повествования: Романтик с мечтою создания "документа вечного хранения"...

Заметка исправляемая, пополняемая, дополняемая, и всё же я решил её сделать "открытой": если в силу каких-то обстоятельств не получится самому представить её в завершённом виде, надеюсь, собранный материал пригодится другому исследователю темы (30 апреля 2017 года, по дате вы видите, что более года к тексту не возвращался, к сожалению, перерывы бывают и более продолжительными, насколько, что я забываю, на чём остановился...)
Тема актуализировалась в связи и с другой, но уже печальной датой: в феврале 1942 года, 75 лет тому назад, в Ленинграде трагически, от голода погибает Николай Петрович Тихонов, назовём его основателем первой на Урале научной фотолаборатории при УОЛЕ и Историко-краедческом музее (СОКМ, сейчас он называется - Свердловский областной краеведческий музей, к сожалению, почему-то нет слов "научный" и "исторический", что мне лично непонятно, краеведение и музей могут связать история и наука, в противном случае, трудно сказать, в каком направление бредёт это образование...)

В данном случае я попытаюсь рассказать о своём пути поисков, поэтому и "хронология" будет отражать последовательность моих шагов.
Бросающаяся в глаза концептуальная рыхлость выставки в РНБ заставляет искать меня пути "свою" виртуальную выставку по мотивам инициативы библиотеки оформить концептуально.
Основные недостатки. Идёт 1916 год. Чудовищная война, которая обернётся для России катастрофой... Не нахожу даже намёка на это "обстоятельство". Напротив, пластическое оформление выставки какими-то бессмысленными хождениями девиц... усиливает этот диссонанс... но быть может, таков был замысел организаторов выставки?
...
Совершенно "снят" вопрос о просветительской роли кино и роли кино в патриотическом воспитании молодёжи...
...
Второе. Постепенно накапливающееся раздражение... В книгах многих уральских исследователей используется достаточно много фотографий и слишком часто я вижу странное пренебрежение именами тех, кто оставил бесценные изобразительные документы об эпохе... Есть имена, которые почти вычеркнуты из истории региона и города...
...
Выход было найти нетрудно, опираясь на деятельность сотрудника библиотеки (Салтыковки, а также Библиотеки Академии наук) Николая Петровича Тихонова в Екатеринбурге.
Но прежде к тому материалу, с которым я познакомился в РНБ (см. по каталогу).

Разумный кинематограф и наглядные пособия : Ежемес. илл. журнал. - Екатеринбург : Н.П. Тихонов, 1913-1914.
В объявлении о подписке уже заложена программа, а фирма "Энерго", полагаю, и принесла часть дохода, позволившего начать издавать подобный журнал.
Реклама-объявление.
Открыта подписка на ежемесячный иллюстрированный журнал - Разумный кинематограф и наглядные пособия.
Задача журнала знакомить с новыми способами и приборами наглядного преподавания, способствовать распространению знаний проекционной техники и эволюции кинематографа в области научно-образовательной и просветительной, объединяя культурную работу отдельных лиц и организаций.
Журнал особенно уделяет внимание развитию кинематографа в деле преподавания и будет давать подробные указания о научных картинах. Программа журнала заключает в себе отделы: статьи по вопросам начального преподавания, организации научного преподавания, организации научных кинематографов и наглядных пособий. Новости и изобретения. Текущая хроника в России и за границей. Школа и жизнь. Проекционное дело. Обзоры разумных и научных лент с подробными описаниями. Критические обзоры. Технические, справочные и т.п. сведения по наглядному преподаванию и проекционной технике. Библиография. Смесь. Объявления. Приложения. Журнал иллюстрирован. Подписная цена 1 р. 50 к. в год, 1 р. - 1/2 года, № - 15 коп. Подписной год академический с Августа 1913 по Август 1914. Адрес редакции: Екатеринбург, Покровск.пр. Редактор-Издатель Н.Тихонов.

2. Мастерская учебных и наглядных пособий "Энерго".
Екатеринбург, Покровский пр.
Изготовляет всё нужное для низшей и средней школы.
Картины и пособия для начального обучения.
Пособия по математике.
Чучела, коллекции, ботанические и зоологические модели и анатомические препараты и модели.
Физические приборы.
Проекционные фонари и школьные кинематографы.
Диапозитивные картины по всем окраскам знания.

Источник:
1913. № 1. Разумный кинематограф и наглядные пособия. 1-й год издания. С.01 1

И ещё одно издание журнала "Разумный кинематограф и наглядные пособия". Оцифровано РГБ:
Путеводитель по Екатеринбургу и его окрестностям. - Екатеринбург : Ред. журн. "Разумный кинематограф и наглядные пособия", 1914. - 48 с. : ил., табл.; 24 см.

Page_11

1915-01-11. Зауральский край. С.4.
Журнал или редакция "Разумного кинематографа" ещё существует.
Тихонов даёт опровержение и добавляет несколько штрихов к своей биографии, т.е. до 15 ноября 1914 года он "служит" в кинотеатре "Рекорд" и, отвечая и за репертуар кинотеатра.

Письмо в редакцию.
М.Г., г.Редактор!
Не откажите поместить в Вашей уважаемой газете следующее:
В виду многих обращений публики ко мне относительно несоответствия сюжетов картин, ставящихся в кинематографе "Рекорд" и особенно картины "Муж в сундуке, жена налегке", содержания вполне порнографического с заявлением дирекции кинематографа, что "его главная задача - создать культурный кинематограф, поставив на первый план художественность и искусство в кинематографии", причём выбор картин и заведывание театром возложено на редактора журнала "Разумный кинематограф" Н.П.Тихонова, о чём и было объявлено в первой афише кинемо-театра, и выраженном при этом недоумении, как совместить постановку таких фарсов с помещённым выше заявлением; покорно прошу довести до сведения публики, что я с 15 ноября нас(тоящего) года на службе в кинематографе "Рекорд" не состою и никакого отношения к владельцам П.Ф.Кругликову и инженеру Контовт не имею.
С совершенным почтением Редактор журнала "Разумный кинематограф" Н.Тихонов.

Ссылка на статью:
1915-01-11. "Разумный кинематограф". Редактор Н. Тихонов. DSC_1697

1915-02-04. Зауральский край. № 26 (заметка написана Шубиным)

1915-03-14. Зауральский край.
Лекции о войне.
Возвратившийся из поездки по Сибири редактор "Разумного кинематографа Н.П.Тихонов в воскресение 15 марта прочтёт в помещении городского кинематографа лекци. - "Обзор событий осовременной войны". 50 процентов со сбора будет предоставлено в рапоряжение судебного комитета. Лекция будет иллюстрирована световыми картинами и в отделе "Геройская Бельгия" будет поставлена кинематографическая картина "Взятие Антверпена".
1915-03-14. Зауральский край 03

1915-03-17. Зауральский край.
Лекция о войне.
Прочитанные 15 марта в помещении городского кинематографа Н.П.Тихоновым три лекции "Бельгия, страна героев" сопровождались полным успехом. Лекции посетило 985 слушателей; в пользу комитета судебного ведомства лектором отчислено 103 руб. 77 коп. Широкому освещению бельгийских событий много способствовали диапозитивы и кинематографические картины взятие Антверпена и бегство бельгийских мирных жителей из своего разорённого отечества. Лекция была прочитана просто-популярно для самой широкой публики.
Слушатели благодарили лектора продолжительными аплодисментами.
1915-03-17. Зауральский край 03

Далее на время следы Николая Петровича теряются...
___________________________________________________________________________

С деятельностью отца Тихонова, Петра Григорьевича, екатеринбуржцы знакомятся в 1887 году на Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке.
1888. Кельцев, С. А. Из поездки на Урал. (Фонды Белинки)

Kelzev304
В "Екатеринбургской неделе" - скупая строчка об экспозиции.

Вернёмся к периоду деятельности Тихонова в Уральском обществе любителей естествознания:
Тихонов П.А., Захарова А.А. Семья Тихоновых (1870-е–1980-е гг.) и ее роль в истории отечественной фотографии. -
Сборник Фотография. Изображение. Документ. Выпуск 2
2011. Фотография. Изображение. Документ. - Тихоновы_Страница_06
2011. Фотография. Изображение. Документ. - Тихоновы_Страница_11

Уточнить попробуем в библиотеке (в 1906 году УОЛЕ не удалось выпустить "Записки УОЛЕ")
25. 1905. DSC_006626. 1907. DSC_006730. Приложение. Черданцев. Указатель к томам 1-30. DSC_0073

1908. Т.27. Записки УОЛЕ (2)

Дату, когда он устраивается в УОЛЕ я пока не назову, только временной промежуток: не ранее 1906 и не позднее 1907 года.
8 (20) сентября 1907 года на общем собрании членов УОЛЕ был заслушан доклад помощника хранителя Николая Петровича Тихонова.
"... Засим заслушано сообщение Н.П.Тихонова "Подземное озеро в пещере Сугомал и его обитатели". Г.Тихонов, командированный для участия в снаряжённой О-вом экспедиции по исследованию Уральских водоёмов в рыболовном отношении, описал, как один из эпизодов совершённого членами экспедиции путешествия, весьма трудный спуск в пещеру Сугомак, где исследователи открыли в подземном озере ракообразного из сем(ейства) Циклопов. Сообщение сопровождалось демонстрацией на экране, при помощи фонаря, найденного циклопа, вида самой пещеры с озером и друг(их) видов Урала". - источник
(возможно, в той же экспедиции был и действ.член об-ва М.В.Кучин)
1904. Весновский. Иллюстрированный путеводитель по Уралу.
1904. Весновский. Иллюстрированный путеводитель по Уралу. Руниверс. Vesnovsky_Страница_502
Есть и такое изображение, но без ссылки на источник:
....

Tags: Журналистика, История фотографии, Кинематограф, Тихонов
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments