?

Log in

No account? Create an account

"Век просвещения"

Материалы по истории татар и башкир на Урале. Рустам Бикбов

Previous Entry Share Next Entry
1. 1858-1878. Головина О.С. Русская фотографическая периодика (1858–1918 гг.)
rbvekpros
Головина О.С. Русская фотографическая периодика (1858–1918 гг.)
Источник: Росфото. Журнал "Сборник Фотография. Изображение. Документ". Выпуск 1. - 2010. - http://rosphoto.org/ru/rosfoto/itemlist/category/2-fid
(с сокращениями - Р.Б.)
Предпринимая такое издание, мы желаем по мере наших сил содействовать развитию и совершенствованию искусства, равного которому по привлекательности, всеобщей доступности
и полезности едва ли можно указать.
Редакция журнала «Фотографический вестник». 1887 г.
(1)

(...)
Принимая во внимание все, что было написано о русской фотопериодике ранее (2), мы предлагаем читателю более подробное обозрение, носящее справочный характер. Наш обзор охватывает период с 1858 по 1918 гг.; его задача – представить сведения обо всех фотографических журналах, издававшихся в Российской империи.
Исследование построено на материалах Российской национальной библиотеки.

Элементы описания журналов приводятся в следующей последовательности: название журнала, годы издания, подзаголовок, сведения о редакторе, изда-теле, место издания.
Полные библиографические сведения будут даны в приложении(3), составленном на основе «Библиографии русской периодической печати»(4) Н.М. Лисовского (журналы, издававшиеся до 1900 г. включительно) и «Библиографии периодических изданий России»5 Л.Н. Беляевой и М.К. Зиновьевой (журналы, издававшиеся после 1901 г. включительно). Если издание выходило в свет до 1900 г. и продолжилось после этой даты, то автор настоящего обозрения оставляет за собой право выбрать наиболее полное, по его мнению, библиографическое описание.
После краткого описания журнала в статье дается его характеристика, почерпнутая из других периодических изданий или составленная на основе анализа текста.

Всего было изучено 33 периодических издания по фотографии. Они разделены на следующие хронологические группы:
1. 1858–1878 гг.
2. 1880–1903 гг.
3. 1904–1918 гг.

Наш обзор не дает исчерпывающей информации обо всех периодических изданиях, касавшихся вопросов фотографии.
В дореволюционной России издавался целый ряд специальных журналов, не являвшихся непосредственно фотографическими, но затрагивавших темы, связанные с фотоделом (например, «Волшебный фонарь» (1899–1907 гг.), «Обзор графических искусств» (1878–1885 гг.), «Физик-любитель» (1904–1914 гг.), «Известия Киевской рентгеновской комиссии» (1915–1917 гг.) и другие).
Публикация сведений по этому вопросу планируется на ближайшее время, так же, как и описание иноязычных фотоизданий, выходивших на территории Российской империи (речь идет о польских, латышских и финских фотожурналах).

1858–1878 гг.
Из общего числа журналов, издававшихся в Российской империи в эти годы, семь были фотографическими.

1. «Светопись». 1858–1859 гг. (не оцифрован) Подзаголовок: Художественный журнал изящных искусств и литературы, издаваемый художником Оже 6. С № 1 1859 г.: Художественный журнал. Редактор-издатель Оже, с № 9 1858 г.
– Н.М. Львов. Санкт-Петербург.
Каталог РНБ.
Первый русский фотографический журнал появился, когда фотография существовала уже 19 лет. Это издание нельзя назвать в полном смысле фотографическим: немало статей в нем посвящено изящной словесности и изобразительным искусствам.
Собственно светописи внимания уделялось довольно мало. В №№ 1–3 за 1858 г. была опубликована обширная статья, посвященная истории фотографии, в № 6 давалось обозрение заседаний иностранных фотографических обществ (русских объединений еще не существовало), в №№ 8–9 помещена статья Ф. Пономарева «О цветных светописных изображениях». Кроме этих статей мы находим сведения о фотографии в разделах «Художественные новости» и «Библиография». Журнал выгодно отличался от многих более поздних изданий XIX–начала XX вв. наличием иллюстраций (обычно их было от трех до пяти в каждом номере). Качество иллюстраций нельзя признать превосходным, но следует учесть, каким дорогим предприятием в то время было издание иллюстрированного журнала. Стоимость годовой подписки на «Светопись» составляла 30 рублей, что было довольно крупной суммой. К примеру, подписная цена журнала «Фотограф-любитель», выходившего через 50 лет после «Светописи» (к нему также прилагались фотоиллюстрации), в 1908 г.
составляла 7 рублей с доставкой. Далеко не каждый любитель фотографии, тем более провинциальный, мог позволить себе годовую подписку на журнал Оже.
Следует обратить внимание на две статьи, имеющие непосредственное отношение к культурной жизни и к отечественной фотографии того времени. События, упоминаемые в этих статьях, вызвали широкий общественный резонанс.
В №№ 10–11 за 1858 г. в разделе «Художественное обозрение» есть несколько заметок о фотографиии срели них – довольно обширная и интересная публикация7 о Севастьянове8, фотографе, который в течение двух лет работавшл на Афоне и привез оттуда коллекцию древностей и фотографий. Сведения о работе, проделанной П.И. Севастьяновым на Афоне в конце 1850-х гг., были опубликованы также в «Вестнике археологии»9, журналах «Современник»10 и «Отечественные записки»11. Во всех этих статьях даются хвалебные отзывы о фотографии как помощнице в деле сохранения культурного наследия.
Следующим важным событием «русской фотографической общественности» было объявление, разосланное в центральные российские газеты и журналы, об издании альбома «Сокровища искусства древней и новой России» («Trésors d′art de la Russie ancienne et moderne»), пояснительный текст к которому должен был написать Теофиль Готье. Снимки поручалось сделать господину П.-А. Ришбуру – «фотографу императора французов»12. Объявление издателя альбома Карлоса ван Роя было положительно оценено редакцией «Светописи», несмотря на его высокомерный тон. Этот анонс вызвал противоречивые отклики, отразившие состояние общественной мысли в России того времени13.
В № 9 за 1858 г. сообщалось о том, что журнал меняет издателя – теперь им становится Н.М. Львов, но иллюстрации по-прежнему поставлял художник Оже. Реакцией на смену издателя стала едкая заметка в «Современнике», автор которой, подписывающийся псевдонимом «Новый Поэт»14, критикует старого редактора Оже и иронично отзывается о способностях нового – Н.М. Львова, а также подвергает резкой критике фотографии, прилагаемые к изданию15. Смена правления не спасла журнал. На последней странице № 3 за 1859 г. Н.М. Львов просил прощения у читателей за несвоевременную доставку фотографических снимков к журналу, а также уверял, что следующие номера выйдут в срок. Но после этого журнал вовсе прекратил свое существование.
«Светопись» под редакцией Оже и Львова стала первым русским фотографическим журналом, который, к сожалению, не всегда удавалось иллюстрировать качественными снимками, а многие его статьи были лишены зрелости общественной и художественной мысли, и их нельзя назвать удачными. Но желание редакторов выпускать русское фотографическое издание заслуживает глубокой признательности.

2. «Фотографическая иллюстрация». 1863 г. (оцифрован РНБ, нередко бывают сбои, ссылка по поисковику - Р.Б.)
Подзаголовок: Художественно-литературный журнал, издаваемый П. Архангельским. Редактор-издатель П. Архангельский. Тверь (№№ 1–7), Минск (№№ 8, 9).

1863. № 1. Фотографическая иллюстрация_Страница_07

Журнал выходил ежемесячно, в течение 1863 г. Всего вышло 9 номеров.
Издатель журнала не указал конкретных целей или программы своего издания, поэтому мы постараемся сформулировать их на основе изученного материала. Принцип построения издания был следующим: в каждой тетради (так П. Архангельский называл выпуски своего журнала) по несколько статей, представляющих собой, в основном, исторические очерки о местностях, памятниках, исторических событиях и т.п., а в конце тетради – фотоиллюстрации к ним.

В связи с тем, что количество вышедших номеров невелико, можно подробно рассмотреть структуру журнала и публикуемые в нем статьи.
1. Первая тетрадь «Фотографической иллюстрации» целиком посвящена Парижу. Все фотографии в приложении иллюстрируют его архитектуру.
2. Во второй тетради помещены три статьи: продолжение очерков о Париже, история Альмской битвы и очерк о Москве.
3. Третья тетрадь рассказывает о Московском Воспитательном доме, об искусстве гравирования на меди, описывает Петергофский вокзал в Санкт-Петербурге и события 19 февраля 1861 г.
4. В четвертой тетради помещен очерк о Константинополе, рассказ о Зимнем дворце в Санкт-Петербурге и две короткие заметки, посвященные картинам, репродукции которых даны в приложении.
5. Начиная с пятой тетради, заметен поворот от описания современных российских и заграничных памятных мест и событий к древним памятникам отечественной культуры. Пятая тетрадь целиком посвящена Тверским монастырям, а именно: Отрочу, Желтикову, Рождественскому девичьему и Оршину. В приложении помещены соответствующие фотографии. Исторические очерки подписаны «П. Ар…ский», скорее всего, это – редактор-издатель П. Архангельский. Фотографии бледны и представляют собой общий план монастырей, снятый издалека.
6. В шестой тетради продолжено описание Парижа, но большая часть номера отведена истории Твери, которой и посвящены все фотографии этой тетради.
7. Седьмой выпуск рассказывает о соборе Василия Блаженного и Сухаревой башне в Москве. Фотографии были сделаны самим П. Архангельским и фотографом Шатовым (имя и отчество установить не удалось).
8. Восьмая и девятая тетради издавались уже в Минске и были объединены в одну. В них дается исторический очерк Смоленска и Минска, история Яблочинского монастыря в Варшавской епархии (монастырь основан еще до Брестской унии 1595 г.). В приложении следующие фотографии: «Древняя стена в Смоленске» и «Вид г. Минска».
К концу года издатель начал испытывать материальные трудности, число подписчиков уменьшалось(16), журнал читателям доставлялся неаккуратно(17). Тираж был изначально невелик и к тому же постепенно сокращался: от 600 экземпляров (№ 1) до 100 (№ 7). Конечно, издавать такой журнал в провинции («Фотографическая иллюстрация» была первым литературно-художественным изданием журнального типа в Твери)(18) было делом весьма трудоемким, а малый тираж не окупал финансовых затрат.
9. На последнем листе № 9 журнала читаем: «Значительные убытки, понесенные редакцией по изданию журнала в текущем году, лишают ее возможности продолжать издание, а потому «Фотографическая иллюстрация» в будущем 1864 г. издаваться не будет»19.
Несмотря на все трудности, П. Архангельскому удалось выпустить весьма интересный журнал государственнической направленности, который преследовал благие цели: просвещать своих подписчиков с помощью исторических справок и иллюстраций, как, например, в рассказе о Яблочинском монастыре Варшавской епархии, где четко проступают антипольские настроения.
С № 5 все больше внимания уделяется истории и культуре России, у издателя появляется желание познакомить читателей с памятниками древнерусской культуры, с их историей и внешним обликом. Качество иллюстраций было невысоким (способ печати в то время вряд ли мог дать лучшие результаты, тем более, что все фотографии выполнялись вручную), стоимость годовой подписки – 15 рублей или 16 рублей 50 копеек с пересылкой, была достаточно высока, а доставлялся журнал плохо. По-видимому, все это и стало причиной прекращения издания.
Материалы в журнале подавались в довольно оживленной форме, большинство статей, вероятно, писал сам издатель. Но и данный журнал нельзя назвать фотографическим в полном смысле этого слова: фотография выступает лишь помощницей художественно-литературных замыслов автора.

3. «Фотограф». 1864–1866 гг.
Каталог РНБ: Шифр хранения: 2/1662. Фотограф : Учено-техн. журн., посвященный фотографии и ее применениям. Г. 1-3. - Санкт-Петербург, 1864-1866
Подзаголовок: Учено-технический журнал, посвященный фотографии и ее применениям. Редактор-издатель А.В. Фрибес. Санкт-Петербург. Журнал выходил 2 раза в месяц, в 1866 г. вышли книжки с 1 по 4-ю.
«Первый нумер первого русского фотографического журнала20 перед глазами читателя. Этим изданием заполнен пробел в нашей технической литературе и положено начало самостоятельной разработке фотографических вопросов»21.
Программа подробно изложена во вступительной статье и состоит из 12 пунктов. Мы только скажем кратко, что редактор планировал включить в журнал фотографические новости, информацию о законодательстве и правительственных распоряжениях, касающихся фотографии, разбор фотографической литературы, отдел биографий и некрологов, корреспонденций, объявлений и, конечно, ученых технических статей, на которые в журнале делался акцент. Кроме того, А. Фрибес учредил при редакции фотографическую лабораторию под руководством А.И. Шпаковского.
Можно предположить, что условия выпуска журнала были не самыми благоприятными, т.к. количество номеров год от года сокращалось. «Журнал «Фотограф», в издании которого произошла временная остановка, вследствие особенных обстоятельств, выходит ныне усиленными выпусками <…>»22. Аналогичные заявления редактора в следующих номерах журнала также свидетельствовали о неблагополучном положении дел. Тем не менее, А. Фрибес прилагал все усилия для улучшения ситуации. Но, несмотря на это, № 3/4 за 1866 год стал последним для журнала «Фотограф».
К сожалению, не все отделы, перечисленные в программе, были представлены в журнале. Также он был почти полностью лишен художественной критики и иллюс-
траций. Но своему подзаголовку – «Учено-технический журнал» – издание соответствовало в полной мере, являясь весьма информативным источником технической и практической информации для фотографов.
В заключение приведем несколько цитат, характеризующих данное издание и деятельность А. Фрибеса. О нем с теплотой отзывался редакционный коллектив другого «Фотографа» (1880–1884 гг.): «С образованным и энергичным, преданным делу редактором и прекрасными сотрудниками, этот журнал приобрел к себе всеобщее уважение и имел достаточное число подписчиков <…>. Служебные обязанности редактора и назначение на административное место отвлекли его [А.В. Фрибеса – О. Г.] от любимого дела и были, кажется, причиной прекращения столь полезного журнала на третьем году издания»23.
В этой статье находим и краткие сведения о самом А.В. Фрибесе. Он – «один из немногих членов-учре-дителей Технического Общества, был единогласно избран специальным редактором»24 журнала «Фотограф»25, но по причине тяжелой болезни вскоре вынужден был отказаться от этого поста.

4. «Фотографическое обозрение». 1865–1869 гг.
Каталог РНБ: Шифр хранения: 2/1673. Фотографическое обозрение : Г. 1-6. - Санкт-Петербург : А. Бауман, 1865-1870
Подзаголовок отсутствует. Редактор В.Р. Зотов, с № 10 – П.Н. Петров. Издатель А.О. Бауман. Санкт-Петербург.
В 1865–1866 гг. журнал выходил два раза в месяц, с 1867 г. – ежемесячно. В 1869 г. вышло только 7 номеров.
Этот журнал издавался при фотографическом депо (складе-магазине) А.О. Баумана в Петербурге. Естественно, зависимость от предпринимателя, выпускавшего журнал, накладывала отпечаток на характер издания. В этом издании присутствует много рекламных объявлений от фирмы-издателя, подписчикам регулярно высылались каталоги продукции, печатались новости депо и информация о новинках. При возможности реклама включалась в номер не только в качестве листов-вклеек, но и внутри статей. О подобных изданиях обычно довольно негативно отзывались редакторы так называемых «независимых» журналов, выражавших интересы какого-либо фотографического общества. Например, такой негативный отзыв о «Фотографическом обозрении» мы находим на первых страницах журнала «Фотограф»26. Справедливости ради, следует отметить, что «независимые» журналы также помещали в своих номерах немало рекламных вклеек, и число подобных листов порой приближалось к количеству страниц в самом журнале.
«Фотографическое обозрение» не напечатало вступительного слова, раскрывающего цели и задачи издания, поэтому мы можем сделать выводы лишь на основе анализа публикаций. Судя по количеству статей, посвященных различным техническим вопросам, основной задачей журнала было предоставление читателям всевозможных практических сведений, касающихся фотографии: технические новинки, химические рецепты, советы по фотографированию и т.д. Журнал имел следующую структуру: от 5 до 15 статей, дающих практические советы фотографам по технике съемки, описание различных фотопроцессов, небольшие публицистические статьи, например, «Художественность в фотографии», и прочее. Были в журнале статьи и общетеоретического характера, а также новости мира фотографии.

5. «Фотографическое обозрение». 1870 г.
Полное название: «Технический журнал "Фотографическое обозрение", посвященный фотографии и ее применениям». Редактор Р. Радлов. Издатели М. Тепфер и А. Мальм. Санкт-Петербург. Всего вышло 12 номеров.
Каталог РНБ: Шифр хранения: 2/1673. Фотографическое обозрение : Г. 1-6. - Санкт-Петербург : А. Бауман, 1865-1870
Журнал относится к числу изданий, выпускаемых фотографическими фирмами. М. Тепфер и А. Мальм были владельцами Главного депо фотографических принадлежностей. Во вступительном обращении к читателям издатели сообщали, что они приняли журнал от предшествующей редакции. У издания было две цели: удовлетворить потребности читателей, нуждающихся в практических рекомендациях (в основном, технического характера) и сделать журнал «проводником идей» применения фотографии в науке27. Журнал являлся продолжением предыдущего «Фотографического обозрения» (см. выше), повторяя структуру и общую направленность статей.
Основной темой двух этих изданий были практические рекомендации читателям, а вопросы теоретического, публицистического и общекультурного характера в журналах почти не затрагивались.

6. «Фотографический вестник». 1867 г.
Редактор не указан. Издатель А. Берггольц. Санкт-Петербург.
Ежемесячный журнал. Вышло 9 номеров.
Каталог РНБ: Шифр хранения: 2/1789. Фотографический вестник. - СПб : А. Берггольц, 1867.
Этот журнал существовал при фотографическом депо Берггольца в С.- Петербурге. Цель издания – способствовать «распространению испытанных и действительно полезных открытий и усовершенствований в области фотографии»28. С этой целью А. Берггольц издавал в русском переводе журнал Берлинского фотографического общества Photographische Mittheilungen, выходивший под редакцией известного ученого Германа Фогеля. «Фотографический вестник» являлся представителем Берлинского Фогелевского общества, членом которого мог стать каждый подписчик, доплативший 1 рубль к стоимости поджписки. В число публикаций входили «оригинальные статьи и сообщения о новых теоретических и практических исследованиях, усовершенствованиях и изобретениях по части фотографии»29, отчеты о заседаниях Берлинского фотографического общества, фотографической мастерской Королевской Берлинской ремесленной академии, объявления, разные известия и заметки. Почти все материалы носили исключительно технический характер, что совпадало с целями журнала. Издание получило негативную оценку на страницах журнала «Фотограф»30 из-за явной зависимости от фотографического депо и неоригинальности содержания.

7. «Светопись». 1877–1878 гг.
С № 2 подзаголовок: Орган фотографии. Приложение к журналу «Свет». Редактор-издатель Н.П. Вагнер. Санкт-Петербург.
В электронном каталоге РНБ не нашёл ни журнала, ни приложения - Р.Б.
Для того, чтобы оценить значение этого приложения, необходимо в общих чертах охарактеризовать журнал «Свет». В его подзаголовке читаем: «Орган общечеловеческого развития: научно-художественное ежемесячное издание». Журнал редактировал профессор Петербургского университета Н.П. Вагнер. С первой страницы «Света» издатели определяют настроение и цель журнала – «развить сознание общества, поставить науку на то место, на котором она должна стоять, как руководитель общественного сознания»31. Кроме того, в журнале «Свет» много внимания уделялось вопросам искусства, печатались литературные произведения разных жанров. Во вступительной статье говорилось также о важном значении иллюстрированных изданий в деле удовлетворения художественных потребностей публики, образования народа и формирования его художественного вкуса. Можно предположить, что именно для этого и начали печатать приложение к журналу. «Картина рисует перед глазами готовое, ясное представление, между тем как слово, несмотря на всю его силу, всегда должно прибегать к помощи воображения. А разве мало есть вещей, которые не может вообразить себе слушатель или читатель, или же воображает совершенно обратно с действительностью»32 – пишет редактор «Светописи» в своем обращении к читателю. Аннотация журнала на титульном листе обещала, что «в издании примут участие: Ф.М. Достоевский, Я.П. Полонский, А.И. Сомов, Д.И. Менделеев, А.М. Бутлеров, И.М. Сеченов, А.Н. Бекетов»33 и не могла, поэтому, не привлечь образованных читателей. Уже по одному этому разнообразию фамилий можно представить, насколько обширной и глубокой должна была быть программа журнала. Одну из частей этой программы составляла «фотография как область искусства и человеческого знания»: «будучи ценителем искусства и человеком науки, уважаемый редактор видел в фотографии частное совмещение этих двух проявлений человеческого духа»34.
Впервые «Светопись» прилагается к № 9 «Света». Всего вышло 10 приложений. Ввиду столь малого количества и небольшого объема номеров, мы имеем возможность подробно рассмотреть структуру каждого выпуска для того, чтобы лучше понять характер этого издания.
Номера 1–4 содержат следующие статьи: «Исторический очерк открытия и развития фотографии», «Аналитическая сила фотографии», «Освещение посредством отражательной ширмы Кента», «Эмульсионный процесс Шардона». Первая статья, очень обширная и подробная, посвящена истории светописи и продолжается из номера в номер. Вторая статья гораздо меньше по объему и также носит общеобразовательный характер. Две последние краткие статьи первого года издания дают технические советы фотографам.
На втором году издания количество статей в каждом номере «Светописи» увеличилось, а их объем уменьшился. Статьи в 5–7 номерах представляют собой, в основном, заметки о разных аспектах фотографической теории с упрощенными практическими примерами. Кроме того, в № 6 появляется раздел «Фотографические новости».
В № 7 публикуется заметка, рассказывающая о первом заседании Санкт-Петербургского отдела Светописи при Императорском Русском техническом обществе35. Напомним, что это было первое фотографическое объединение в России, вскоре ставшее самостоятельным отделом ИРТО (V отделом). На момент его образования «Светопись» была единственным русским фотографическим журналом, и, соответственно, только на ее страницах мы находим свидетельство об этом историческом событии. Первому заседанию фотографического общества была посвящена довольно скромная заметка из раздела «Фотографические новости», в которой упоминалось о самом факте этого заседания, составе Общества, его целях и т.п.
Весь № 8 был отведен переводной статье «Лекции о фотографии капитана Абнея, читанные им в Кенсингтонском музее в Лондоне». Окончание этой статьи находим в совмещенном № 8/9, где, кроме этого, помещены биографический очерк русского фотографа шотландского происхождения В. Каррика, новости фотографии и статья «К разъяснению химической реакции щелочного проявителя фотографического изображения». На этом «Светопись» прекратила свое существование. «К крайнему сожалению, "Светопись", не поддержанная сотрудниками из среды фотографов-техников и любителей, должна была прекратиться»36.
Приложение к «Свету» выходило нерегулярно, постоянных корреспондентов у него не имелось, для человека, серьезно занимающегося фотографией, оно не могло представлять большого интереса, однако дилетанту это издание могло принести определенную пользу.
Журнал «Свет» просуществовал немногим более своего приложения – до 1879 г. В 1880 г. он был преобразован в журнал «Мысль», выходивший вплоть до 1882 г.
Подведем краткие итоги первого периода существования русской фотографической периодики. Во-первых, следует отметить, что первый русский фотографический журнал появился только через 19 лет после изобретения фотографии, в 1858 г. Такое издание, тем более в 1860-е гг., было делом, требовавшим финансовых затрат и личной инициативы. Начинания Г.Н. Оже и Н.М. Львова, издававших «Светопись», не были поддержаны коллегами (вспомним критику «Нового Поэта»), журнал не нашел должного числа подписчиков, а также корреспондентов (что стало типичной ошибкой многих редакторов, надеявшихся на сотрудничество с читателями), и издание вскоре закрылось. Во-вторых, первые двbr /а периодических издания, посвященные фотографии – «Светопись» и «Фотографическая иллюстрация», – делают акцент на публицистические, теоретические стати, исторические очерки, иллюстрации, что будет не характерно для изданий следующих десятилетий. Уже начиная с «Фотографа» А. Фрибеса, заметен резкий переход к статьям научно-технического содержания. И, в-третьих, становится заметным разделение на журналы, издаваемые частными лицами и фотографическими обществами и журналы, принадлежащие фотографическим фирмам.

Продолжение - http://rbvekpros.livejournal.com/294296.html

Примечания.
1. Нашим читателям // Фотографический вестник. 1887. № 1. С. 2.
2. Бархатова Е.В. Русская фотопериодика // Советское фото. 1989.
№ 7. С. 38–39; Курский Л.Д. Фотографическая периодика России на рубеже веков // Фотомагазин. 1996. №2. Цит. по: Этапы развития отечественного фотоаппаратостроения // URL: http://www.photohistory.ru/index.php?pid=1207248170163918 (дата обращения 15.07.2010); Попов А.И. Фотографическая литература. [СПб.], [2007].
3. Сведения о «Фотографическом ежегоднике П.М. Дементьева» в приложении даваться не будут.
4. Библиография русской периодической печати. 1703 – 1900 гг. Материалы для истории русской журналистики. В 2 т. / Сост. и изд. Н.М. Лисовский. Пг, 1915.
5. Беляева Л.Н., Зиновьева Н.К., Никифоров М.М. Библиография периодических изданий России. 1901–1916. В 4 т. / Мин. культуры РСФСР. Государственного ордена трудового Красного знамени Публичная библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина / Под общ. ред. В.М. Барабашенкова, О.Д. Голубевой, Н.Я. Морачевского. Л., 1958.
6. Имя и отчество художника не указаны ни в одном из номеров, поэтому нам остается предположить, что редактором журнала был Григорий Николаевич Оже, получивший в 1857 г. звание свободного художника пейзажной живописи.
7. Художественное обозрение // Светопись. 1858. № 11. С. 219–233.
8. В указанных статьях не называются имя и отчество Севастьянова, однако вряд ли мы ошибемся, предположив, что речь идет о Петре Ивановиче Севастьянове (1811–1867), археологе, путешественнике, выпускнике Московского университета.
9. О светописи в отношении к археологии // Известия Императорского Археологического общества. 1859. Т. I. Вып. 5. С. 257–261.
10. Копия с древних образов и выставка их // Современник. 1859.
Т. 73. № 2, февраль. С. 417; О г. Севастьянове и его трудах, по поводу выставки в Святейшем Синоде его копий и снимков // Современник. 1859. Т. 74. № 3, март. С. 193–201.
11. Новые применения фотографии // Отечественные записки. 1859. № 3. С. 17–18.
12. Художественные новости // Светопись. 1859. № 1. С. 24.
13. Иностранное описание русских сокровищ искусства // Живописная русская библиотека. 1859. Т. 4. С. 75–78; Объявление об издании «Tresors d'art de la Russie ancienne et moderne par Theophile Gautier» // Современник. 1859. Т. 74. № 4 , апрель. С. 336–337.
14. Псевдонимом «Новый Поэт» пользовался с 1847 г. Иван Иванович Панаев (1812–1862), редактор и издатель (совместно с Н.А. Некрасовым) журнала «Современник» (1847–1866). В 1855–1861 годах он вел ежемесячное фельетонное обозрение «Петербургская жизнь. Заметки Нового поэта», содержавшее очерки быта и нравов, хронику городской жизни.
15. Возобновление «Светописи» // Современник. 1859. Т. 74. № 4, апрель. С. 339–340.
16. От редакции // Фотографическая иллюстрация. 1863. №7. С. 43.
17. От редакции // Фотографическая иллюстрация. 1863. №7. С. 43.
18. Фотографическая иллюстрация // Энциклопедический справочник «Тверская область» // URL: http://region.library.tver.ru/cgi-bin/fulltext_opac.cgi?show_article=1500 (дата обращения 15.07.2010).
19. Фотографическая иллюстрация. 1863. №8–9. Лист-вклейка после № 8–9.
20. Как известно читателю, первым русским фотографическим журналом была «Светопись», издаваемая художником Оже. Причины, побудившие А. Фрибеса назвать выпускаемый им журнал первым изданием такого рода, автору данной статьи неизвестны; можно лишь предположить, что редактор «Фотографа» считал свой журнал первым, посвященным технике фотографии, что вполне справедливо.
21. Фрибес А. От редактора // Фотограф. 1864. № 1. С. 1.
22. От редакции // Фотограф. 1865. № 2. Лист-вклейка между № 2 и № 3–4.
23. От редакции журнала «Фотограф» // Фотограф. 1880. № 1, июнь. С. 1.
24. От редакции журнала «Фотограф» // Фотограф. 1880. № 1, июнь. С. 3.
25. Фотограф: Орган V отдела Императорского Русского Технического Общества по светописи и ее применениям. СПб., 1880–1884.
26. От редакции журнала «Фотограф» // Фотограф: Орган V отдела Императорского Русского Технического Общества по светописи и ее применениям. 1880. № 1, июнь. С. 1.
27. От редакции // Фотографическое обозрение. 1870. № 1. С. 2.
28. Об издании в 1867 году журнала «Фотографический вестник» // Фотографический вестник. 1867. № 1. С. 1.
29. Об издании в 1867 году журнала «Фотографический вестник» // Фотографический вестник. 1867. № 1. С. 1.
30. См. статью: От редакции журнала «Фотограф» // Фотограф: Орган V отдела Императорского Русского Технического Общества по светописи и ее применениям. 1880. № 1, июнь. С. 1–2.
31. От редакции // Свет. 1877. № 1. С. I.