?

Log in

No account? Create an account

"Век просвещения"

Материалы по истории татар и башкир на Урале. Рустам Бикбов

Previous Entry Share Next Entry
2. 1880–1903. Головина О.С. Русская фотографическая периодика (1858–1918 гг.)
rbvekpros
Головина О.С. Русская фотографическая периодика (1858–1918 гг.)
Источник: Росфото. Журнал "Сборник Фотография. Изображение. Документ". Выпуск 1. - 2010. - http://rosphoto.org/ru/rosfoto/itemlist/category/2-fid

1880–1903гг.

8. «Фотограф». 1880–1884 гг. (оцифровано РНБ)
Подзаголовок: Орган V отдела Императорского Русского Технического Общества по светописи и ее применениям. Ответственные редакторы: Ф.Н. Львов, Н.П. Аловерт, П.П. Андреев. Специальный редактор В.И. Срезневский. Издание Императорского Русского технического общества. Ежемесячный журнал. Санкт-Петербург.
Первый номер – июнь 1880 г., последний – апрель 1884 г.
Во вступительной статье, помещенной в первом номере, редакторы рассказывают, что их журнал продолжает дело фотографа-любителя А.Б. Фрибеса, издававшего в С.-Петербурге журнал с одноименным названием с 1864 по 1866 гг.
«Цель журнала – знакомить со всеми успехами фотографии и ее применений и способствовать ее развитию в истинном направлении в России»(37). Кроме того, задачей журнала было установить связь V отдела ИРТО с фотографами, работающими в провинции. Структура журнала четко определена: 5–8 полноценных статей, библиография, обзор выставок, отчеты о действиях V отдела ИРТО, позднее появился раздел «Смесь», реже публиковались обзоры заграничных фотожурналов, мелкие заметки. Статьи рассказывали о технической стороне фотографии (главным образом, о фотосъемке и фотохимии), иногда печатались исторические очерки, публицистические статьи.
В 1884 г. вышло лишь четыре номера, уже в апреле «Фотограф» прекратил свое существование. В одном из выпусков следующего журнала, издаваемого V отделом («Труды V-го отдела Императорского Русского технического общества», 1888–1894 гг. – см.ниже), объяснение этому дает В.И. Срезневский: «"Фотограф" остановился из-за малого количества подписчиков, число которых не превышало 140. <…> Читатели "Фотографа" находили, что статьи его часто слишком серьезны и специальны, да и к тому же сами члены, за исключением немногих, не принимали участия в составлении статей»(38). Журнал действительно был изданием, предназначенным лишь для узкого круга специалистов, поэтому не смог объединить вокруг себя и профессионалов, и любителей. В издании уделялось много внимания разработкам и усовершенствованиям бромжелатинного процесса, но совсем не освещались вопросы практического применения фотографии.

9. «Труды V-го отдела Императорского Русского технического общества».
Не нашёл в каталоге.
Отд. оттиск из «Записок И. Р. Технического Общества». 1888–1894 гг. Издание Императорского Русского технического общества. Фамилия редактора, В.И. Срезневского, обозначена только на титульном листе журнала за 1890 г. (в номерах за другие годы редактор не указан). Санкт-Петербург.
«Труды» за 1887 г. напечатаны в 1888 г. (вышло 12 выпусков); за 1888 г. – изданы в том же году (6 выпусков); за 1889 г. – в 1890 г. (6 выпусков); за 1893 г. – в 1894 г. (номера выпусков не обозначены, но согласно внутренней пагинации книгу можно разделить на 3 выпуска). В 1890–1892 гг. «Труды» не выходили в свет.
Первые два года (1887–1888) журнал выходил без титульного листа и именовался собственно «Трудами V-го отдела». В издании 1890 г. (за 1889 г.) появляется титульный лист с новым названием: «Сборник статей по фотографии, извлеченных из трудов V-го Фотографического Отдела Императорского Русского Технического Общества за 1889 г.» У издания 1894 г. на титульном листе новое заглавие: «Сборник статей по фотографии и ее приложениям: Труды V-го Отдела. За 1893 г. Извлечено из Записок Императорского Русского Технического Общества».
Редакция специально не анонсировала цели издания, но, судя по характеру публикаций, можно сделать вывод, что задачи журнала сводились к обнародованию трудов V отдела ИРТО, а также сообщению хроники заседаний и финансовых отчетов. Кроме того, издание включало множество сообщений о последних достижениях фотографии, научных статей и практических советов.
Журнал выходил нерегулярно, не имел общей программы. Выделить единую структуру для всех номеров не представляется возможным, поэтому мы остановимся на перечислении тех разделов и направлений, которые появлялись в журнале. Кроме «сообщений» членов V отдела и «Бесед в заседаниях V-го отдела», публиковались «Обзор новостей в фотографии», «Заметки по фотографии» (объединявшие краткие разрозненные научные сообщения), а также ряд научно-технических статей, не включенных ни в один из разделов. Статьи часто сопровождались чертежами и рисунками, реже – научными фотографиями. Художественных светописных приложений не было. Еще одна особенность журнала – полное отсутствие рекламы и объявлений. Все то, что говорил В.И. Срезневский о серьезности и специальности статей в «Фотографе», можно смело отнести и к этому новому изданию V отдела ИРТО.
В целом издание носило нерегулярный, непродуманный и крайне непоследовательный характер, но, тем не менее, содержало весьма ценные в научном и техническом отношении статьи. Журнал отражал жизнь V отдела, объединившего многих талантливых фотографов, делавших на заседаниях интересные сообщения. К сожалению, журнал не использовал целиком те большие возможности, которые были у отдела как части ИРТО: драгоценное время заседаний зачастую тратилось на выяснение отношений между его членами и бюрократические прения.

10. «Фотографический вестник». 1887–1897 гг.
Подзаголовок: Журнал практической светописи для фотографов и любителей. Редактор П.М. Ольхин. Издатель Бруно Зенгер(39). Ежемесячный журнал. Санкт-Петербург.


Во вступительной статье к журналу редактор пишет: «<…> Мы желаем по мере наших сил содействовать развитию и совершенствованию искусства, равного которому по привлекательности, всеобщей доступности и полезности едва ли можно указать»40. Редакторы планировали обращать основное внимание «на практическую сторону дела, не упуская, конечно, из виду и сообщения известий о теоретических работах, имеющих важное значение для прикладной светописи»41. Еще одной целью журнала была попытка стать посредником между фотографами-профессионалами и любителями. Для достижения этих задач редактор призывает всех любителей светописи вносить свой вклад в составление журнала.
Уже с середины первого года издания деятельность журнала расширилась, и была заявлена следующая программа: «1. Успехи светописи в России и за границей; 2. Вещества, применяемые в светописи, проверка их качества; 3. Инструменты и приборы для светописцев, проверка их доброкачественности; 4. Применение светописи в науках, графических искусствах, на суде и т.д.; 5. История светописи; 6. Искусство в фотографии; 7. Обзор фотографической журналистики и сочинения о светописи;
8. Выставки; 9. Смесь; 10. Объявления».
Судя по характеру статей, представленных в издании, все поставленные задачи журнал старался выполнять, но преобладало «изложение практической стороны светописного дела»42. Номера журнала имели следующую структуру: от 8 до 20 статей, «Почтовый ящик» (вопросы читателей и ответы редакции, письма в редакцию), иногда – обзоры иностранной литературы и «Смесь». В некоторых номерах печатались отчеты о заседаниях V отдела ИРТО. Начиная с № 1 за 1896 г., к журналу прилагались иллюстрации.
В № 12 за 1897 г. издатель сообщал, что прекращает выпуск журнала. Когда «Фотографический вестник» только начинал свою деятельность (в 1887 г.), в России не было ни одного журнала, посвященного светописи, но со временем эта лакуна оказалась заполненной, и потребность в фотографических журналах на момент закрытия «Фотографического вестника» была удовлетворена. «По этой причине и ввиду того, что при издании "Фотографического вестника" мы не домогались материальных выгод, мы теперь предоставляем другим специальным журналам несколько большее поле деятельности в надежде, что они окажут желаемое воздействие развитию светописи в России»43. Однако на этом жизнь журнала не прекратилась – он возродился с тем же редактором и под тем же названием в 1904 г.

11. «Русский фотографический журнал». 1895–1898 гг.
Подзаголовок: Ежемесячное иллюстрированное обозрение фотографии и ее применений в искусствах, науках и технике. Редактор-издатель Е.П. Головин. С № 2 1898 г. редактор В.И. Срезневский, издатель П.И. Бабкин. Санкт-Петербург.
Каталог РНБ: Шифр хранения: 2/1359. Русский фотографический журнал : Ежемес. илл. обозрение фотографии и ее применений в искусствах, науках и технике. - СПб : Е.П. Головин, 1895-1898

Цели издания не были представлены читателю, поэтому, попробуем определить их, исходя из содержания журнала. Номера издания включали в себя от 4 до 6 полноценных статей, посвященных техническим вопросам фотохимии, фототехники, различным видам фотографических процессов и т.п. Кроме того, были разделы, посвященные новым изобретениям в фотографии, обзору иностранной и русской литературы, «Сообщения», рассказывающие о жизни фотографических обществ, сведения о конкурсах и выставках, «Ответы редакции», «Объявления» и художественные приложения. На втором году издания у журнала появляется более четкая программа, посвященная «всестороннему изучению и разъяснению вопросов фотографии и ее применений в искусствах, науках и технике»44; в следующем, 1897 г., она стала еще определеннее. Кроме редактора Е.П. Головина (ассистента Императорской Военно-медицинской академии), в издании принимали участие Г.П. Анненков, Л.А. Берггольц, А.К. Ержемский, В.И. Срезневский и др. Начиная с № 2 за 1898 г. редактировать журнал стал В.И. Срезневский, издавать – П.И. Бабкин, но через два месяца издание прекратило свое существование. В 1898 г. вышло только 4 номера.
Следует отметить следующую особенность журнала: в течение тех трех лет, когда его редактировал Е.П. Головин, к каждому номеру прилагалась часть какого-нибудь руководства или книги, посвященных фотографии. Так, к подшивке за 1895 г. был прикреплен перевод книги И.М. Эдера «Лаборатория и павильон фотографа»; к номерам за 1896 г. – руководство А.К. Ержемского «Условия и приемы фотографирования портретов» и т.д. Цели издания не были полностью осуществлены: большинство статей касаются лишь той или иной стороны техники фотографии, мало затрагивая применения светописи в искусстве и науке, о которых журнал должен был повествовать в соответствии со своей программой. Но в выбранной области научно-популярных и специально-технических статей издание достигло редкой глубины и качества изложения.
Таким образом, «Русский фотографический журнал» представлял собой качественное и достойное издание, развивавшее, главным образом, научные и технические стороны фотографии.

12. «Труды Казанского фотографического общества». 1896–1897 гг.
Подзаголовок отсутствует. Редактор и издатель не указаны. Казань.
Каталог РНБ: Шифр хранения: 2/1581. Труды Казанского фотографического общества : Т. 1. - Казань, 1896-1897.

В кратком вступительном слове дается объяснение причин публикации журнала: «В виду общего интереса, представляемого некоторыми рефератами, Правление Общества нашло возможным их печатать и настоящей брошюрой имеет честь представить г.г. членам Общества I-й выпуск Трудов Общества. Следующие выпуски будут выходить по мере накопления материала»(45). Первое собрание Казанского фотографического общества состоялось 6 октября 1895 г., о чем и сообщала публикация в первом выпуске «Трудов»46. Председателем нового общества был Н.В. Сорокин.
Журнал состоял из двух отделов: 1) публикации по технике фотографии (3 статьи в № 1 и 5 статей в № 2);
2) отчеты о работе Казанского фотографического общества (деятельность, финансы, сведения о составе и т.д.).
Всего вышло два выпуска журнала.

13. «Фотографическое обозрение». 1896–1903 гг.
Подзаголовок: Ежемесячный журнал по фотографии и ее применениям; с № 7 1898/1899 также: Орган Русского Фотографического Общества в Москве. Редактор П.В. Преображенский. Издатель А.Ф. Рейне. С № 4 1896 г. редактор-издатель А.Ф. Рейне. Москва.
Каталог РНБ: Шифр хранения: 2/1672. Фотографическое обозрение : Ежемес. журн. по фотографии и ее применениям : Орган Русского фотографическ. о-ва в Москве. Г. 1-8. - Москва : А.Ф. Рейне, 1896-1903

Сформулировать цели издания можно исходя из структуры журнала, его названия и содержания статей, так как редакционная статья в первом номере отсутствует. Главной целью журнала, как и многих других, была техническая помощь фотографам при съемке, проявлении, печати и других фотопроцессах, но, кроме этого, журнал способствовал развитию эстетической мысли, печатая на своих страницах статьи об искусстве в фотографии, истории светописи и т.д. В силу того, что «Фотографическое обозрение» было органом РФО в Москве, журнал осуществлял связь Общества с «внутренней Россией» (т.е. провинцией). Номера имели следующую структуру: 1) обширные статьи, подробно раскрывающие технические вопросы и затрагивающие эстетику фотографии; 2) раздел «Среди Обществ», посвященный, в основном, деятельности РФО; 3) рецепты; 4) ошибки и неудачи при фотографических работах.
Журнал отличался разнообразием содержания; присутствовали художественные приложения. Значительная часть статей была переводной. Издание дает довольно интересный и разносторонний материал по множеству вопросов фотографического знания.

14. «Кругозор». 1897–1905 гг.
Подзаголовок: Ежемесячный художественно-фотографический журнал. Выходит без предварительной цензуры под редакцией Н.Ф. Мертца. Редактор-издатель Н.Ф. Мертц. Санкт-Петербург.
Каталог РНБ: Шифр хранения: 2/832. Кругозор : Ежемес. художественно-фотогр. журн. Г. 1-9. - Санкт-Петербург : Н.Ф. Мертц, 1897-1905

Подписка – 8 рублей в год. Журнал один раз в год.
В № 1 за 1897 г. редактор подробно описывает программу журнала, включающую множество пунктов: 1) История живописи и фотографии; 2) Теория фотографических процессов; 3) Фотографическая химия; 4) Применение фотографии к наукам, искусствам, промышленности и технике; 5) Техника живописи и фотографии; 6) Обзор специальных, художественных и фотографических журналов; 7) Хроника. Отчеты о деятельности художественных и фотографических обществ и съездов. Художественные и фотографические выставки и конкурсы. Фотографические курсы и школы; 8) Автобиографии людей, имевших связь с фотографией; 9) Библиография. Разбор изданий и руководств по фотографии и соприкасающихся с нею искусств. Корреспонденция по предметам программы журнала; 10) Смесь. Фотографические рецепты и практические указания; 11) Почтовый ящик; 12) Специальные приложения по фотографии: руководства, сборники, указатели, лексиконы и пр.; 13) Рисунки, виньетки и художественные приложения: гравюры, фотоколлографии, фотоцинкографии, автотипии и пр.; 14) Объявления47.
Эта обширная и интересная программа включала едва ли не все, о чем мог бы писать фотографический журнал того времени. В некотором смысле она идеальна. Однако журнальная практика, начиная с первого номера, была совсем иной. Кроме программы журнала, № 1 за 1897 г. содержал всего две статьи и одно художественное приложение. Бóльшую же часть номера составляет перевод книги доктора Trutat «Фотоколлография. Практическое руководство для фотографов и любителей», сделанный Н.Ф. Мертцем. Книга опубликована целиком и занимает едва ли не весь номер.
Следующий номер (№ 1 за 1898 г.) вышел, как и прошлогодний, отдельной книжкой и, кроме четырех статей, содержал в качестве приложения перевод еще одного руководства по фотографии 48.
Остальные семь лет журнал выходил небольшими номерами (в среднем по 16 страниц каждый). Книги и художественные приложения более не публиковались. В каждом номере было от 2 до 5 статей, практически все они носили технический характер. В некоторых номерах появлялись разделы «Фотографические новости», «Смесь», «Рецепты». Выпуск 1904 г. полностью повторяет содержание журнала за 1900 г., а за 1905 г. – 1902 г.
Все статьи, кроме тех, что составлял сам Н.Ф. Мертц, вероятно, были переводными. Можно допустить, что Николай Мертц был единственным сотрудником журнала. Издание сохранило подписную цену в течение всего срока существования и, несмотря на крайнюю редкость выхода в свет номеров, наименование «Ежемесячный журнал». Содержание журнала полностью не соответствовало его программе.

15. «Фотографический ежегодник П.М. Дементьева». 1892–1898 гг.
Издатель Ф.Л. Веснер. 1896–1897 гг., издатель Г.Ф. Стейге. [1898 г. издатель П.М. Дементьев]. При участии: Н.А. Адрианова, Г.Н. Буяковича и др. Санкт-Петербург.
Каталог РНБ: Шифр хранения: 19.118.3.1. Фотографический ежегодник П.М. Дементьева. - СПб : Ф.Л. Вёснер, 1892-1898

Выходил один раз в год.
В «Предисловии» автор «Ежегодника» перечисляет задачи издания:
«1) Систематический подробный обзор выдающихся новостей по фотографии за минувший год; 2) ряд сообщений по важным вопросам фотографии, вышедших из-под пера русских и иностранных авторов; 3) воспроизведения со снимков русских фотографов (любителей и профессионалов) и 4) сведения о выставках, конгрессах и т.п.»49
Издание осуществлялось при участии видных деятелей фотографии: Н.А. Адрианова, А.К. Ержемского, А.М. Лаврова, С.Л. Левицкого и т.д.
Журнал имел семь основных разделов, самый большой из которых – «Успехи фотографии за … год» – содержал всесторонний обзор усовершенствований в технической области фотографии. Далее, чаще всего, следовали разделы: «Статьи по различным вопросам фотографии», написанные специально для «Фотографического Ежегодника», конгрессы и выставки, привилегии, выдаваемые в России в области фотографии, а также краткая информация о российских фотографических обществах, библиография, описание приложений, алфавитный указатель, приложения.
В самом конце следовали рекламные объявления. Отдельной брошюрой выходила «Справочная книжка Фотографического Ежегодника» П. Дементьева, включавшая отдел таблиц и рецептов.
В «Ежегоднике» содержится множество сведений справочного, технического и, в меньшей степени, публицистического характера. Его с уверенностью можно рекомендовать для изучения и современным исследователям.
Подчеркнем основную особенность журналов рассмотренного периода: большинство изданий продолжают линию, начатую «Фотографом» А.В. Фрибеса, предоставляя читателям сведения научного, технического и практического характера и лишь иногда обращая внимание на эстетическую сторону фотографии, ее историю и т.п. Важной вехой в развитии русской периодической печати, посвященной светописи, стало издание «Фотографического Ежегодника П.М. Дементьева», в течение семи лет предоставлявшего всесторонний обзор фотографической жизни в России за истекший год. «Ежегодник», наряду с «Фотографическим обозрением» А.Ф. Рейне, по своему содержанию приближается к тематике журналов следующего периода, удачно объединяя черты технического журнала и публицистические статьи.

Примечания.
32. От редакции // Свет. 1877. № 1. С. III.
33. Свет. 1877. № 1. Титульный лист.
34. От редакции журнала «Фотограф» // Фотограф. 1880. № 1, июнь. С. 2.
35. [Фотографические новости] // Светопись. 1878. № 7. С. 26–28.
36. От редакции журнала «Фотограф» // Фотограф. 1880. № 1, июнь. С. 2.
37. От редакции журнала «Фотограф» // Фотограф. 1880. № 1, июнь. С. 3.
38. Беседа в заседании V-го Отдела 12 декабря 1886 г. // Труды V-го отдела Императорского Русского технического общества. 1887 (1888). Вып. 4–5. С. 11–12.
39. Владелец «Фотографического депо Бруно Зенгера и Компании» в С.-Петербурге.
40. Нашим читателям // Фотографический вестник. 1887. №1. С. 2 .
41. Нашим читателям // Фотографический вестник. 1887. №1. С. 2–3.
42. Нашим читателям // Фотографический вестник. 1887. №1. С. 2.
43. От издателя // Фотографический вестник. 1897. № 12. С. 265.
44. От редакции // Русский фотографический журнал. 1896. № 1. С. I.
45. От Правления Казанского Фотографического Общества // Труды Казанского фотографического общества. 1896. Вып. 1. С. 3.
46. Отчет о деятельности Казанского фотографического общества от 6 октября 1895 до 1 марта 1896 г. (По поручению правления составлен членом его А. Богородским) // Труды Казанского фотографического общества. 1896. Т.1. Вып. 1. С. 17–28.
47. Мертц Н.Ф. Программа иллюстрированного художественно-фотографического журнала «Кругозор» // Кругозор. 1897. № 1. С. 14.
48.Trutat, D-r. Фототипия. Практическое руководство к печатанию красками / Пер.и прим. Н.Ф. Мертца. СПб., 1898.