?

Log in

No account? Create an account

"Век просвещения"

Материалы по истории татар и башкир на Урале. Рустам Бикбов

Previous Entry Share Next Entry
3. (2) 1904–1918. Головина О.С. Русская фотографическая периодика (1858–1918 гг.)
rbvekpros
Головина О.С. Русская фотографическая периодика (1858–1918 гг.)
Источник: Росфото. Журнал "Сборник Фотография. Изображение. Документ". Выпуск 1. - 2010. - http://rosphoto.org/ru/rosfoto/itemlist/category/2-fid

1904–1918 гг.

26. «Фотограф-практик». 1907–1909 гг.
С № 15 подзаголовок: Ежемесячный иллюстрированный фотографический журнал. Редактор-издатель Н.А. Атамасов. Санкт-Петербург.
Журнал издавался владельцем «торгового дома» – склада фотографических принадлежностей – Н. Атамасовым. В каждом номере журнала было объявление:
«К каждой покупке на сумму не меньше 1 рубля и каждому заказу из провинции – один из вышедших номеров – бесплатно».
Во вступительной статье к № 1 Н. Атамасов сообщает
о целях своего издания: во-первых, он хотел бы знакомить читателя с постоянно появляющимися новостями фотографической промышленности и способами фотографирования; во-вторых, причиной издания стало «желание давать покупателям чисто практические указания для достижения наилучших результатов в фотографировании» (87); в-третьих, издатель журнала хотел «развить общение между фотографами, особенно провинциальными, путем обмена личными вопросами, наблюдениями и результатами» (88).
Журнал имеет следующую структуру: в начале номера – обращение к читателям, далее – описание новинок фототехники и цены на них; технические сведения о различных приспособлениях и фотооборудовании; новинки фотографической промышленности; различные рецепты и практические советы профессионалам. Начиная с № 6 за 1907 г. печатались советы для начинающих. В каждом номере существовали также отделы «Смесь» и «Вопросы и ответы».
Сведения, публикуемые в журнале, носили почти всегда технический характер, много внимания уделялось новинкам и советам для начинающих, практически отсутствовали фотографические иллюстрации.

27. «Фотографические новости». 1907–1918 гг.
С № 3 подзаголовок: Ежемесячный иллюстрированный журнал; с 1909 г. добавлено: практической фотографии. Ответственный редактор И.А. Фелиш, фактический редактор Н.Е. Ермилов. Издатель И.И. Стеффен. С № 3 1911 г. издатель И.А. Фелиш. Санкт-Петербург.
Выходил ежемесячно, в 1918 г. вышло 8 номеров.
«Фотографические новости» – журнал, организованный владельцем склада, магазина и фабрики фототехники И.А. Стеффеном. Из вступительной статьи мы узнаем о цели издания. Желая идти навстречу покупателям, И. Стеффен сообщает о выпуске «особых торговых циркуляров <...>, в которых я буду сообщать возможно подробные сведения о всех новостях фотографического дела, поступивших в мои склады. <...> Кроме того, в этих циркулярах, которые я озаглавлю "Фотографические новости торгового дома И. Стеффен", я буду по временам помещать свод сведений о приборах и принадлежностях, относящихся к какому-либо отдельному фотографическому процессу или к какой-либо отдельной отрасли фотографии» (89). Кроме того, издатель собирался печатать в кратком виде полезные рецепты, советы и указания по фотографической практике, а также новости торговой фирмы.
Эта программа соответствовала структуре журнала (в каждом номере было от 10 до 20 статей на разные темы), со временем прибавились следующие разделы: «Смесь», «Фотографическая литература», «Разные новости», «Конкурсы и выставки», «Почтовый ящик», «Объявления».
Следует добавить, что программа, намеченная издателем во вступительной статье, значительно расширилась, благодаря стараниям редактора Н.Е. Ермилова и сотрудников журнала.
В издании «Русский фотографический вестник» было опубликовано поздравление с 10-летним юбилеем «Фотографических новостей», содержащее краткую характеристику этого журнала. «В среде своих сотрудников он имеет такие авторитетные имена в области нашего специального знания, как профессор А.И. Прилежаев, В.И. Срезневский, А.А. Поповицкий, В.А. Виноградов. Руководителем этого журнала является видный и исключительно преданный своему делу и фотографической области журнальный работник Н.Е. Ермилов. <...> Хотя "Фотографические новости" издаются фото-торговой фирмой "И. Стеффен и Кº", но в отделе разработки вопросов знания и искусства это обстоятельство не выявилось» (90).

Остается лишь полностью согласиться с вышеприведенной цитатой и добавить, что «Фотографические новости», выходившие почти 12 лет (не частый случай для дореволюционной российской фотографической прессы), представляют ценный материал для исследователей в области культуры и истории фотографии.

28. «Светопись». 1907–1908 гг.
С № 4 подзаголовок: Орган Саратовского фотографического общества; с № 5: Официальный орган Саратовского и Одесского фотографического обществ; с № 12: Иллюстрированный журнал практической фотографии и ее приложений (с №13 1907 – применений). Официальный Орган Саратовского и Одесского фотографических Обществ. С особым приложением «Кино», посвященным кинематографии и связанным с нею вопросам; с № 19 также: Минусинского фотографического Общества. Редактор-издатель И.Д. Перепелкин. Москва.
Первый номер – апрель 1907 г. В первый год издания выходил 2 раза в месяц. Подписка составляла 3 рубля в год.
Во вступительной статье редактор И.Д. Перепелкин не только рассказывает о целях издания, но и сообщает, что прежде выпускал «Повестки Русского фотографического общества в Москве»; после того, как руководство этим журналом перешло в другие руки, он учреждает собственный фотографический журнал (91). Чтобы быть полезным любому человеку, обратившемуся к фотографии, журнал должен: «держать своих читателей в курсе художественного и технического прогресса фотографии, сообщать о всех новых открытиях и усовершенствованиях способов, приемов и приборов; знакомить с новыми течениями в художественной фотографии; <…> одним словом, давать полную картину современной фотографической жизни вообще и русской в частности» (92). Следует отметить, что во вступительной статье редактор-издатель несколько раз делает акцент на предполагаемом сотрудничестве читателей и редакции.

С № 2 за 1907 г. появляются художественные приложения; журнал изобилует рекламой.
В журнале помещались статьи с практическими рекомендациями фотографам, новости фотографической жизни и деятельности обществ; в начале каждого номера обычно имелась критическая статья, направленная на воспитание художественного вкуса читателей (93). Присутствовали также отдел библиографии, «Мелкие заметки», статьи, посвященные технике фотографии и т.д. В № 19 за 1907 г. появляется «Экстренное приложение», напечатанное отдельной брошюрой: «К законопроекту об авторском праве фотографа, внесенному в Государственную Думу» (94). Полемика, развернувшаяся в журнале вокруг этого законопроекта, может служить важным источником для исследователя данного вопроса.

С № 9 1907 г. выходит в свет журнал «Кино» – «Приложение к журналу "Светопись", посвященное кинематографии и связанным c нею вопросам». В кратком вступительном слове редактор сожалеет о том, что специальную статью по кинематографии найти в России почти невозможно. «Редакция журнала "Светопись", поставившая себе целью давать полную картину развития всех отраслей фотографии, <…> желает сделать попытку заполнить этот пробел, введя под настоящим заголовком отдельное приложение, посвященное кинематографии, которое будет появляться время от времени» (95). Журнал «Кино» стал первым русским изданием, посвященным кинематографу, и выходил небольшими выпусками в несколько страниц в конце почти каждого номера «Светописи». Приложение содержало статьи, касающиеся технической стороны кинематографа, раздел «Мелкие заметки», информацию о новых фильмах и т.д.

В 1908 г. вышли №№ 1–4 «Светописи».
Таким образом, рассмотренный журнал мог быть интересен как любителям, так и профессионалам своими публикациями по технике, эстетике и правовому аспекту фотографии. Тем не менее, уже на втором году издания журнал был закрыт, надежды редактора на сотрудничество с читателями не оправдались.

29. «Фотограф». 1910–1911 гг.
Подзаголовок: Ежемесячное иллюстрированное обозрение практической фотографии и ее применений, издаваемое при участии Фотографического отдела Харьковского отделения Императорского Русского Технического Общества. Редактор-издатель А.Ф. Вернер. Харьков.
Журнал выходил ежемесячно, первый номер – июль 1910 г.

Редактором и издателем журнала был предприниматель, владелец склада фототоваров, поставщик Харьковского отдела ИРТО А.Ф. Вернер. Он считал главной задачей нового журнала – «возможно широкое ознакомление со всем новым, совершающимся в области светописи и ее приложений, разъяснение темных для многих химических процессов, совершающихся при фотографических работах, описание приложений фотографии к научным и практическим потребностям, ответы на теоретические и практические вопросы читателей» (96). Журнал планировалось издавать следующим образом: научно-техническую часть журнала вели члены Фотографического отдела Харьковского отделения ИРТО, коммерческую часть, а также оригинальные и переводные статьи представлял издатель Анатолий Феликсович Вернер.
Структура журнала отвечала его программе: 3–5 статей, посвященных техническим аспектам фотографии, разделы «Советы и рецепты», «Вопросы и ответы», «Смесь», «Библиография». Следует отметить, что, как и в большинстве журналов, объявлявших своей своею целью сообщать читателям сведения о применениях фотографии, эта часть издания сводилась к минимуму, если вообще была представлена. «Фотограф» Вернера не был исключением: в журнале преобладали узкоспециальные статьи по технике фотографии, в то время как научные статьи более широкого профиля были редкими.
Журнал содержал художественные приложения, в том числе цветные. На момент создания «Фотограф» являлся единственным журналом, посвященным светописи, на юге России.

30. «Вестник Одесского фотографического общества». 1912–1914 гг.
Подзаголовок: Журнал посвящен деятельности Одесского фотографического общества и обозрению успехов фотографического знания; с 1913 г.: Журнал деятельности Одесского фотографического общества и успехов фотографии. Редактор Г.С. Михайлов-Мучкин. С № 1 1913 Н.М. Волков. С № 3 1913 Г.С. Михайлов-Мучкин. Издатель с № 1 1913 Одесское фотографическое общество в лице уполномоченного Н.М. Волкова. С № 3 А.Ф. Корсун. С № 5 Г.С. Михайлов-Мучкин. Одесса.
Подписная цена – 1 рубль в год. Журнал выходил от 2 до 6 раз в год.
Первый номер – июль 1912 г., последний – март–май 1914 г.

В № 1 журнала за 1912 г. помещена вступительная статья, в которой ответственный редактор Г.С. Михайлов-Мучкин описывает цели и характер нового издания: «Назначение нашего журнала – прежде всего, отражать жизнь Одесского фотографического общества <…>» (97). Тем не менее, редактор не желал сводить задачи нового журнала только к функциям печатного органа Одесского фотографического общества и предполагал, что новый журнал станет весьма разносторонним и полезным фотографическим изданием. «Таким образом, в нашем журнале будут отделы: I. Жизнь Одесского фотографического общества. II. Вопросы фотографии. III. Обзор фотографической литературы. IV. Биографии и некрологи. V. Фотографические общества. VI. Промышленность и техника. VII. Советы и указания. VIII. Иллюстрации. IX. К рисункам. X. Почтовый ящик» (98).
Статьи, представленные в журнале, свидетельствуют о том, что редакция прилагала усилия для того, чтобы содержание издания соответствовало его программе, все пункты которой не были, конечно, представлены в каждом номере, но в течение года внимание уделялось каждому из них. Каждый номер журнала содержал 2–3 иллюстрации, а также их критический разбор художественным редактором издания. Следует отметить высокое качество печати публикуемых фотографических приложений.
Со второго года издания журнала происходит не только изменение его подзаголовка, но и редакционного состава, о чем свидетельствует титульный лист № 1 за 1913 г. и вступительная статья к номеру. В последней сообщается, что первый редактор и основатель журнала председатель Одесского фотографического общества Г.С. Михайлов-Мучкин устранился от редактирования журнала вследствие невозможности совмещать обязанности председателя правления и редактора (99). Новой редакцией, состоящей из коллегии членов Одесского фотографического общества с ответственным редактором Н.М. Волковым во главе, были предприняты незначительные изменения в программе журнала, а именно расширение отдела «Жизнь Одесского фотографического общества» и учреждение фотографических конкурсов для подписчиков (100). В остальном же новая редакция придерживалась прежнего курса.
На № 3 второго года издания вновь происходят изменения в редакционном составе, о чем сообщает ответственный редактор «Вестника» (101). Тем не менее, программа журнала остается прежней. Заведующим художественным отделом журнала стал действительный член Одесского фотографического общества Г.Г. Леклер. Единственное изменение, которое редакция запланировала ввести и осуществила уже в текущем номере – «сообщение большего количества практических сведений для широкого круга фотографов-любителей» sup Кротков 65 (102).
Журнал содержит множество интересных, не потерявших своей актуальности и сегодня статей, среди которых «Фотография на войне в 1904–1905 годах» (103), полемика вокруг пикториализма (104), обширная статья Г.С. Михайлова-Мучкина о создании специального учебного заведения для подготовки фотографов105 и другие.
Третий год издания приносит всего два выпуска «Вестника», и вскоре журнал меняет свое название – с 1915 г. он будет выходить как «Русский фотографический вестник».

31. «Русский фотографический вестник». 1915–1916 гг.
Подзаголовок: Популярно-научный и художественныйжурнал. Редактор-издатель Г.С. Михайлов-Мучкин. Одесса.
Журнал выходил 6 раз в год. Всего вышло 9 номеров.
Издание открывается патриотическим воззванием к русскому народу, связанным с первой мировой войной106. Далее в «Задачах журнала» (107) читаем: «Важнейшую задачу "Русского фотографического вестника" составит разработка вопросов фотографического знания и искусства и применений фотографии в разных областях, а также – посильное выяснение условий необходимого развития русской фотографической промышленности» (108). Особое внимание уделялось фотографам-любителям, которым журнал был готов прийти на помощь в решении практических задач.
Журнал имел следующую программу: 1) вопросы фотографического знания, искусства и русской фотопромышленности; 2) обзор фото-литературы и деятельности в области фотографических учреждений, обществ и отдельных лиц; 3) летопись событий мира фотографии;
4) обозрения художественных светописных приложений; 5) советы и указания, вопросы и ответы, почтовый ящик (109).
Предполагалось, что в разработке журнала примут участие знаменитые представители различных профессий со всех уголков России.
Номера журнала имели следующую структуру: 6–8 статей, из которых только 1–2 касались технической стороны фотографии, остальные имели социальные, эстетические, теоретические темы; публиковались сведения о фотографических обществах, конкурсах и выставках. Структура соответствовала программе журнала. Кроме того, в приложении к каждому номеру журнала помещались 2–4 качественные художественные иллюстрации. Со временем количество технических статей стало увеличиваться.
В последний год издания журнал отметил на своих страницах событие, исторически важное для русской фотографии – в Одессе открылось первое в России фотографическое учебное заведение, директором которого был Г.С. Михайлов-Мучкин, председатель Одесского фотографического общества.
«Русский фотографический вестник» был интересен и полезен и фотографам-любителям, и профессионалам, он затрагивал важные темы современности, в тяжелое военное время находил возможность для публикации прекрасных светописных приложений.

32. «Фотограф-любитель». 1890–1909 гг.
Подзаголовок: Ежемесячный журнал; с 1906 г.: Ежемесячный иллюстрированный журнал; с 4 1909 г.: Ежемесячный иллюстрированный журнал научной, художественной и практической фотографии. Редактор-издатель А.М. Лавров. С № 8 1893 г. издатель А.М. Лавров, редактор А.М. Бобриков (110). С 1906 г. – редактор-издатель С.М. Прокудин-Горский. Санкт-Петербург.
Выходил ежемесячно.
Журнал имел следующую программу: 1) сведения о русских открытиях, изобретениях и усовершенствованиях по всем отраслям фотографии; 2) новости фотографии; 3) обзор литературы; 4) «На выставках»; 5) «На практике»: 6) «Почта»; 7) «Смесь»; 8) «Объявления» (111).
Номера журнала составлялись по следующей схеме: 3-6 статей на технические, научно-популярные, эстетические и другие темы; разделы «Обзор литературы», «На практике», «На выставках», «Среди Обществ», «Новости фотографии», «Почта», «Смесь», объявления. К некоторым номерам прилагались воспроизведения фотографий, сделанных подписчиками журнала и авторами статей.
В течение периода, когда журнал выходил под руководством А.М. Лаврова, структура оставалась почти неизменной и отвечала изложенной программе. Под руководством С.М. Прокудина-Горского структура несколько меняется.
1905 г. был последним годом редакторства А.М. Лаврова. Своего преемника на редакторском посту он определил сам и сам представил его читателям журнала как человека, наиболее подходящего для заведования столь популярным и авторитетным изданием. Кроме того, представляет интерес факт перехода коллекции снимков различных видов России и типов населения, накопившейся за 16 лет существования журнала, в Московский исторический музей под названием «Коллекция сотрудников журнала «Фотограф-любитель», издаваемого А.М. Лавровым», о чем было сообщено в № 12 за 1905 г. (112)
Под руководством С.М. Прокудина-Горского каждый номер журнала стал открываться вступительным словом под заголовком «От редакции», где к читателям обращался сам редактор. В течение всего 1906 г., в каждом номере Прокудин-Горский, как и обещал ранее, рассказывал о цветной фотографии в серии статей «Фотография в натуральных цветах», где была подробно изложена как теория цветоведения, так и практические знания, необходимые для получения верного отпечатка. При этом описывались все стадии работы с изображением – от выбора сюжета до печати, а также прилагались различные способы получения цветного снимка. Кроме того, расширилась часть журнала, посвященная фототипическим воспроизведениям художественных фотографий: в нескольких номерах были напечатаны качественные цветные снимки самого редактора.
В 1909 г. редактор сообщал читателям: «необходимость заставляет меня приостановить издание журнала на 1 год» (113). В это время С. Прокудин-Горский собирался целиком посвятить себя цветной фотографии памятников России: «Я не отклонюсь никуда в сторону от нашего общего дела, наоборот, буду им слишком занят в текущем году по вопросу, представляющему интерес для всего нашего обширного Отечества» (114).
Журнал так и не возобновился – слишком много сил и расходов требовало предпринятое Прокудиным-Горским путешествие по России с целью «запечатлеть все памятники ее в натуральных цветах» (115).
Журнал «Фотограф-любитель» предоставляет ценнейший материал для изучения истории отечественной фотографии. Этот журнал издавался дольше других фотографических журналов в России, являясь при этом одним из самых популярных и авторитетных. Его по праву можно считать главным дореволюционным русским фотожурналом: издание затрагивало самый широкий круг вопросов, связанных с фотоделом, было ориентированно на всех любителей светописи, а не на узкий круг специалистов, а его редактор С.М. Прокудин-Горский оставил отпечаток в истории фотографии своими уникальными цветными снимками России начала XX в.

33. «Вестник фотографии». 1908–1918 гг.
Подзаголовок: Издание Русского Фотографического Общества в Москве. Ежемесячный иллюстрированный журнал научной, художественной и любительской фотографии. Орган Московского Художественно-Фотографического Общества, фотографов-любителей «Дагерр» в Киеве, Рыбинского, Ярославской губернии, фотографического общества; с 1909 также: Орловского фотографического общества; с № 4 1910 г. также: Архангельского фотографического общества; с 1913 г. без подзаголовка. Редактор Н.С. Кротков. С № 1 1909 г. Н.С. Кротков и Я.Я. Звягинский. С № 10 1909 г. Я.Я. Звягинский. С № 7 1911 г. А.М. Донде.
С № 7 1915 г. Н.В. Яровов. С № 4–6 1916 г. Правление Русского фотографического о-ва в Москве. С № 4–5 1917 г. Е.Е. Мелодиев. Издатель Русское фотографическое общество в Москве. Москва.

Во втором номере журнала Н.С. Кротков разъясняет задачи и программу журнала. Редакция намерена следовать по пути, намеченному «Повестками Русского фотографического общества в Москве». «Отдавая предпочтение оригинальным статьям, мы будем брать из иностранной литературы все, что представляет в ней действительный интерес» (116). Особое внимание редактор обещал уделять художественным иллюстрациям. На страницах журнала Н.С. Кротков публикует его программу, которая должна включать следующие разделы: 1) «Вопросы дня»; 2) Оригинальные статьи; 3) Переводы статей из иностранных журналов; 4) «Из журналов» — выдержки из иностранных и русских публикаций; 5) «Из записной книжки фотографа» – рецепты; 6) «Биографии и некрологи»; 7) «Заметки» – фотохроника; 8) «Жизнь нашего Общества» – сведения о деятельности Р.Ф.О.; 9) «К рисункам» – комментарии к художественным приложениям; 10) Библиография – обзор русской и иностранной фотографической литературы; 11) «Фотографические Общества» – сведения о деятельности российских фотографических Обществ; 12) «К сведению» – мелкие заметки; 13) «Вопросы и ответы»; 14) «Почтовый ящик» – письма в редакцию и ответы на них (117). На страницах своего издания редакция собиралась размещать «статьи, посвященные новым открытиям и изобретениям в области фотографии, применению фотографии в науках и искусстве, а также статьи, имеющие в виду читателей, еще только приступающих к фотографированию» (118).
Структура номеров соответствует программе, но не все разделы обязательно включались в каждый номер. Из особенностей журнала стоит отметить огромное количество рекламы (до начала I мировой войны) и множество прекрасных художественных приложений.
Начиная с № 1 1909 г. журнал выходит при совместном редакторстве Н.С. Кроткова и Я.Я. Звягинского. С № 10 1909 г. редакторское кресло занимает только Я.Я. Звягинский: первая смена редактора не стала последней.

В декабрьском номере за 1910 г. Яков Звягинский сообщал читателям, что слагает с себя редакторские полномочия в связи с разногласиями с Правлением Р.Ф.О. в Москве и его решениями относительно платы за распространение журнала (до этого момента члены Общества получали журнал бесплатно, Правление же предлагало взимать подписную плату) (119). После многочисленных прений и обсуждений, отраженных в «Отчетах» Общества (120), Я.Я. Звягинский и редакционная коллегия остались в журнале.
В середине 1911 г. последовало новое изменение в редакторском составе: на собрании Общества Я.Я. Звягинский заявил о своем бесповоротном уходе с редакторского поста, мотивируя это тем, что он «пользы журналу принести не может» (121). Его приемником стал бывший заместитель редактора А.М. Донде.
С приходом А.М. Донде в журнале увеличивается число статей, посвященных искусству фотографии, и художественных приложений, а также появляются снимки иностранных фотографов. Эти изменения были связаны, однако, еще и с тем, что с журналом начинает сотрудничать известный киевский фотограф, председатель киевского общества «Даггер» Н.А. Петров. Вся художественная часть издания попадает в его руки: к Петрову приходит корреспонденция, относящаяся к искусству в светописи, и фотографии, он пишет статьи на темы фотоэстетики. Его усилиями журнал поднимается на новую высоту и становится по-настоящему художественным. Привлекаются новые сотрудники, в частности, Ян Булгак, начиная с № 2 1913 г., публикует свои «Фотографические беседы». С 1912 г. и практически до закрытия журнала особое внимание редакция обращала на новые способы печати снимков: бромойль, гуммиарабик, масляный и другие. Журнал становится проводником идей «фотоимпрессионизма», течения в фотографии, получившего позднее название «пикториализм». Преобладающая часть статей теперь посвящается разным аспектам художественной фотографии, а применениям ее в науке и технике стало уделяться значительно меньше внимания. Сократился и раздел «Хроника», посвященный новостям из мира фотографии. «Отчеты» о собраниях Р.Ф.О. тех лет дают нам богатый материал для изучения конфликтов и идейных разногласий, которые царили не только в Обществе, но и в фотографическом мире в целом.

В 1915 г. снова меняется редактор журнала: №№ 1–6 редактируются еще А.М. Донде, а №№ 7–12 – уже Н.В. Ярововым. Из № 6 мы узнаем, что А. Донде и члены его редакции оставляют работу над журналом из-за противодействия со стороны многих членов Р.Ф.О. (122) Судя по «Отчетам», редколлегию буквально затравили, выступая против нее с обвинительными докладами. На страницах журнала велась оживленная полемика. Анализируя публикации, можно сказать, что уход А. Донде и его коллег из редакции отрицательно сказался как на содержании журнала, так и на его будущем.

В 1916 г. начинаются новые проблемы в управлении журналом. Н.В. Яровов покинул редакторское кресло, новую редколлегию составляют, начиная с объединенного № 4–6, А.А. Иванов-Терентьев, В.А. Никольский, Н.И. Свищов и другие. Примерно через год у журнала появляется следующий редактор – Е.Е. Мелодиев (с № 4–5 1917 г.).
«Вестник фотографии» среди дореволюционных фотографических журналов являлся образцом публицистического направления: прекрасно иллюстрированный и снабженный разнообразными и интересными статьями, он дает богатый материал для исследований.
В 1918 г. журнал «Вестник фотографии» прекратил свое существование.

Последний рассматриваемый период (1903–1918 гг.) отличает, прежде всего, количество издаваемых журналов – 18, четыре из которых («Фотограф-любитель», «Вестник фотографии», «Фотографические новости» и «Фотографический листок») выходили более 10 лет и отличались разнообразием и качеством содержания, а также авторитетом среди читателей. В большинстве журналов увеличивается (по сравнению с предыдущим периодом) число художественных фотографических приложений и повышается их качество. Оформление журналов зачастую отражает эстетику эпохи модерна. Линия, начатая «Фотографическим Ежегодником П.М. Дементьева», была так или иначе продолжена большинством журналов: издания этого периода сочетали технические статьи со значительным числом публицистических, а некоторые (например, «Фотографическое искусство» О.К. Зольдтнера) практически полностью состояли из последних.

В завершение подведем итоги. Каковы же общие тенденции развития фотографической периодики в России до 1917 г.? Объектам съемки, применениям фотографии в науках, эстетике языка светописи была посвящена едва ли десятая доля всех публикаций. Основная же часть содержания журналов касалась сведений технического характера, которые призваны были помочь фотографу в процессе съемки, печати снимков и их сохранения. Этот факт, конечно, не должен вызывать удивление, если вспомнить насколько сложным делом (особенно в сравнении с современной ситуацией) было получить качественный фотоснимок. Как видно из анализа изданий, публицистические статьи начинают отвоевывать журнальное пространство только в начале XX в., когда, с одной стороны, упростился процесс съемки, а с другой, наблюдался общеевропейский подъем теоретической мысли в области эстетики и искусствознания. На этом фоне вполне правомерно выглядят жаркие споры (вспомним «Вестник фотографии», «Фотографические новости», «Фотограф-любитель» и др. журналы) вокруг пикториализма и фотоэстетики в целом. Однако, следует отметить, что в течение 1900-х годов нарастал интерес к научной и исследовательской фотографии, что отразилось на страницах фотографической периодики.

Следующая особенность состоит в том, что программа почти любого издания никогда не была полностью осуществлена на практике. В качестве самого яркого примера можно привести журнал «Кругозор», публикации которого лишь в малой степени соответствовали поставленным редактором задачам. Тем не менее, выходили в свет и журналы, радовавшие качеством фотоприложений, разнообразием статей и уверенной эстетической позицией. Среди наиболее авторитетных и содержательных следует назвать журналы «Фотограф-любитель», «Вестник фотографии», «Фотографические новости» и «Фотографический листок». Изучению этих изданий может быть посвящена отдельная публикация.
Представленный обзор журналов, безусловно, не полон, но мы не останавливаемся в своем исследовании российской фотопериодики и в ближайшее время планируем дополнить нашу статью новыми материалами.

Примечание.
87. От издателя // Фотограф-практик. 1907. № 1. С. 1.
88. От издателя // Фотограф-практик. 1907. № 1. С. 1.
89. К покупателям // Фотографические новости. 1907. № 1. С. 2.
90. Наши фотографические журналы // Русский фотографический журнал. 1916. № 8–9. С. 167.
91. Перепелкин И. Зачем? От редактора-издателя // Светопись. 1907. № 1. С. 1.
92. Перепелкин И. Зачем? От редактора-издателя // Светопись. 1907. № 1. С. 1.
93. См. напр.: К.Г. Великая цель и простые средства // Светопись. 1907. № 7. С.77–78.
94. К законопроекту об авторском праве фотографа, внесенному в Государственную Думу. М., 1908.
95. От редакции // Кино: Прилож. к журн. «Светопись». № 1. С. 1.
96. От «Фотографического отдела X[арьковского] Отделения Императорского Русского Технического Общества» // Фотограф. 1910. № 1. С. 3.
97. Михайлов-Мучкин Г.С. От редакции // Вестник Одесского фотографического общества. 1912. № 1. Июль. С. 1.
98. Михайлов-Мучкин Г.С. От редакции // Вестник Одесского фотографического общества. 1912. № 1. Июль. С. 1.
99. От редакции // Вестник Одесского фотографического общества. 1912. № 1, янв.–февр. С. 1.
100. От редакции // Вестник Одесского фотографического общества. 1912. № 1, янв.–февр. С. 1–2.
101. Михайлов-Мучкин Г.С. От редакции // Вестник Одесского фотографического общества. 1913. № 3. С. 33.
102. Михайлов-Мучкин Г.С. От редакции // Вестник Одесского фотографического общества. 1913. № 3. С. 33.
103. Гречинский В.П. Фотография на войне в 1904–1905 годах // Вестник Одесского фотографического общества. 1913. № 2. Март–апрель. С. 24–26.
104. См. напр.: Нилус П. Впечатления // Вестник Одесского фотографического общества. 1913. №1. С. 9–10.
105. Михайлов-Мучкин Г.С. Назревший вопрос // Вестник Одесского фотографического общества. 1913. № 5. С. 65–67.
106. Михайлов-Мучкин Г.С. Первая мысль… // Русский фотографический вестник. 1915. № 1. С. 1–2.
107. Михайлов-Мучкин Г.С. Задачи журнала // Русский фотографический вестник. 1915. №1. С. 2.
108. Михайлов-Мучкин Г.С. Задачи журнала // Русский фотографический вестник. 1915. №1. С. 2.
109. Михайлов-Мучкин Г.С. Задачи журнала // Русский фотографический вестник. 1915. №1. С. 2.
110. С 1890 по 1906 гг. журналом фактически руководил А.М. Лавров.
111. Программа журнала «Фотограф-Любитель» // Фотограф-любитель. 1890. № 2. Лист-вклейка перед № 2.
112. К читателям // Фотограф-любитель. 1905. № 12. С. 441–443.
113. К читателям // Фотограф-любитель. 1909. № 12. С. 339.
114. К читателям // Фотограф-любитель. 1909. № 12. С. 339.
115. К читателям // Фотограф-любитель. 1909. № 12. С. 339.
116. Кротков Н.С. Без названия // Вестник фотографии. 1908. № 2. Лист-вклейка перед № 2. Лист 2.
117. Кротков Н.С. Без названия // Вестник фотографии. 1908. № 2. Лист-вклейка перед № 2. Лист 4.
118. [Без названия] // Вестник фотографии. 1908. Лист-вклейка между № 1 и № 2. Лист III.
119. От редактора // Вестник фотографии. 1910. № 12. С. 329.
120. Жизнь нашего Общества // Вестник фотографии. 1911. № 1. С. 14–28.
121. Отчет об очередном собрании 25 мая 1911 г. // Вестник фотографии. 1911. № 6. С. 188.
122. К читателям «Вестника фотографии» // Вестник фотографии. 1915. № 6. С. 162–164.