?

Log in

No account? Create an account

"Век просвещения"

Материалы по истории татар и башкир на Урале. Рустам Бикбов

Previous Entry Share Next Entry
3. (1) 1904–1918. Головина О.С. Русская фотографическая периодика (1858–1918 гг.)
rbvekpros
Головина О.С. Русская фотографическая периодика (1858–1918 гг.)
Источник: Росфото. Журнал "Сборник Фотография. Изображение. Документ". Выпуск 1. - 2010. - http://rosphoto.org/ru/rosfoto/itemlist/category/2-fid

1904–1918 гг. (№№ 16-25)

16. «Вся Россия». 1904–1908 гг.
Подзаголовок: Ежемесячный фотографический журнал; с № 9 1906: Ежемесячный фотографический журнал Фреландта. Редактор А.Г. Гарнак. Издатель К.И. Фреландт. Москва.
Первый номер журнала вышел в апреле 1904 г. В 1905–1908 гг. выходило по 12 номеров в год.
Издатель К.И. Фреландт подробно описывает цели и программу журнала в своей вступительной статье. Автор сообщает, что имеет богатый опыт в области изготовления и продажи фотоматериалов, а также свои наблюдения о том, какой хаос и путаница царят в этой области, особенно в провинции. «Заполнить этот ясно осознаваемый всеми пробел, внести систему и свет в область фотографической торгово-промышленной деятельности <…> и составляет первую задачу нашего журнала»(50). Издатель не предполагал «ограничиться только сообщением новостей по фотографии или, другими словами, превратить наш журнал в систематический указатель новых аппаратов, препаратов и пр.»(51), а желал, чтобы читатель мог, руководствуясь его детищем, «представить себе полную картину современного состояния фотографии и следить за постепенными ее изменениями»(52).
Карл Иванович Фреландт определял программу журнала следующим образом: «Главные статьи будут содержать описания новейших технических приемов, процессов, способов, приспособлений и пр. Затем, в сжатой, популярной форме будут передаваться сообщения о новейших научных открытиях, имеющих более или менее близкое отношение к фотографии. Далее будут следовать краткие указания относительно вновь появляющихся новостей и более подробные сообщения о новостях, наиболее выдающихся и заслуживающих внимания, отчеты об испытаниях и работах с разными приборами, произведенные в наших складах, лабораториях или по нашему поручению»(53).
Структура номеров соответствовала программе: в каждом номере помещались статьи, посвященные новым аппаратам, приборам и химическим веществам, новости из мира фотографии (в основном, новинки техники), изложение различных фотопроцессов, разделы: «Из практики и для практики», «Советы и рецепты», «Выставки и конкурсы», «Вопросы и ответы», «Библиография», «Фото-мелочи и фото-юмор» – всего 10–30 статей. К номерам прилагались воспроизведения художественных фотографий.
Надо отметить, что характер журнала был своеобразным. Его издателем был владелец оптового склада фотографических принадлежностей «Вся Россия» и фабрикант бумаг и пластин для фотографии с одноименным названием. На титульном листе № 1 второго года издания читаем: «Журнал "Вся Россия", обнимая всю чрезвычайно обширную область фотографии, с полным правом может называться самым необходимым пособием для руководства во всех вопросах, имеющих какое бы то ни было, более или менее близкое отношение к фотографии»(54). Однако вскоре становится ясно, что это «необходимое пособие» имело небольшой спрос: К.И. Фреландт объявил премии тем, кто приведет наибольшее число подписчиков в короткие сроки(55).
Издание имело интересную особенность: почти в каждом номере печатался какой-либо рассказ или этюд, связанный с фотографией, а также несколько анекдотов или смешных картинок на эту тему. Кроме того, к номерам за 1907 г. имелась масса бесплатных приложений, вроде «Наставления для начинающих фотографировать. Краткое руководство для любителей» К. Федорова(56). Начиная с № 2 за 1907 г., к журналу прилагался перевод издававшихся в Дрездене «Известий Соединенных фабрик фотографических бумаг», содержавших 2-3 статьи о работе с фотобумагами и носивших порой рекламный характер, а так же раздел «Рецепты». Всего вышло в свет 11 выпусков «Известий...», последний – в № 12 за 1907 г.
Таким образом, журнал «Вся Россия», несмотря на довольно агрессивную саморекламу, дает ценный материал по различным темам фотографической жизни. Декабрьский, 12-ый, номер за 1908 г. стал последним – причины закрытия указаны не были.

17. «Известия русского общества любителей фотографии в г. Москве». 1903–1907 гг.
Подзаголовок отсутствует. Редактор П.В. Преображенский. Издание Русского общества любителей фотографии в г. Москве. Москва.
Ежегодно выходило 15 книжек. Годовая подписка –
5 рублей с доставкой, для членов Общества – бесплатно.
Программа журнала включала следующие пункты:
«1) Протоколы собраний Общества с кратким изложением читанных на них рефератов
2) Отдельные статьи по фотографической технике, принадлежащие как членам Общества, так и другим лицам.
3) Отчет о работах и исследованиях, сделанных в лаборатории Общества.
4) Новости по фотографической технике, появившейся в русских и иностранных журналах.
5) Изложение имеющих отношение к фотографии открытий и усовершенствований, сделанных в физике, химии, астрономии и др. науках.
6) Снимки научного и художественного значения, сделанные фототипией, фотоцинкографией и другими аналогичными способами.
7) Отчеты и другие известия, касающиеся фотографии.
8) Объявления, имеющие отношение к фотографии»(57).
Поставленные задачи были не полностью решены редактором, приват-доцентом Московского университета П.В. Преображенским. «Известия» были типичным журналом фотографического общества, в деятельности которого основное внимание уделялось технико-технологическим вопросам. Присутствуют в журнале и публицистические статьи.
Структура журнала проста: от четырех до семи статей в каждом номере и материалы, касающиеся деятельности общества (протоколы заседаний, списки учредителей и т.п.). Со второго года издания (1904) содержание журнала расширилось: появился раздел «Среди фотографических новостей», включавший информацию о выставках, заседаниях ученых обществ.
В № 1 за 1907 г. редактор дает объяснения вынужденным задержкам с выпуском №№ 8–12 за 1906 г. Причины отсрочек различны – от загруженности редактора до полиграфических проблем. В следующем, 1907 г., Петр Васильевич Преображенский планировал еще болеьше расширить программу издания, обильно снабжать иллюстрациями номера, а также сообщил, что «важную часть журнала составит собственная работа редактора по новой теории фотографии»(58).
Однако, ни № 1, ни последующие номера журнала (в 1907 г. вышло всего 8 номеров) не отличались от предыдущих ни по содержанию, ни по структуре – они только становились меньше по объему.
В течение 1903–1905 и 1907 гг. в качестве приложения публиковалось следующее издание: «Основы фотографии. Руководство для любителей и пособие для лиц, применяющих фотографию при научных работах»59.
Причины закрытия журнала неизвестны. Возможно, занятия наукой стали отнимать у редактора слишком много времени.

18. «Любитель кодакист». 1908–1916 гг.
Подзаголовок: Иллюстрированное обозрение, интересующее каждого любителя фотографии. Редактор-издатель А.Ф. Лорер. Издание Акционерной компании «Кодак»60. Санкт-Петербург.
Всего вышло 38 номеров. Год издания на обложке отсутствует.
Описание журнала производится по неполному изданию, №№ 1–2 изучить не удалось. Возможно, в одном из этих выпусков и была опубликована программа журнала.
Редактором-издателем журнала была Александра Федоровна Лорер. Ее журнал выходил нерегулярно, без подписки, и распространялся бесплатно через магазины и аптеки, торгующие фотографическими товарами.
В каждом номере небольшого объема (8 страниц, включая титульный лист) редактор помещала около 6 статей с советами для фотографов. Журнал не содержал таблиц и рецептов, а статьи, касающиеся практики фотодела, имели, скорее, публицистический характер. Нередко обсуждалась творческая сторона фотографии. В каждом номере публиковались снимки, сделанные аппаратом «Кодак», да и сами статьи содержали много скрытой и явной рекламы.
В целом, издание оставляет странное впечатление: ни начинающий, ни опытный фотолюбители большой практической пользы из него извлечь не могли, журнал носил скорее развлекательный характер.

19. «Профессионал-фотограф». 1909–1916 гг.
Подзаголовок: Фотографический журнал для профессионалов. Редактор-издатель А.Ф. Лорер. Издание Акционерной компании «Кодак». Санкт-Петербург; Москва.
Всего вышло 25 номеров журнала.
Во вступительной статье определяются цели издания: «служить проводником новых идей и методов в постановке и ведении профессионального дела. Учреждение рационально поставленных фотографических предприятий, обзаведение их, приемы и средства привлечения клиентов, – всему этому будет уделено место на страницах нашего издания»61.
Структура номеров следующая: 1–3 статьи, касающиеся деятельности фотографа-профессионала, 1–3 технические заметки (новые фотоприборы, бумаги, способы печати), художественные фотографические приложения (при которых неизменно указывалось, что они напечатаны на бумаге Истмена62), рекламные объявления. Объем каждого номера – около 10 страниц.
В отличие от предшествующего журнала, издаваемого компанией «Кодак», «Профессионал-Фотограф» содержал гораздо больше полезной информации для своей целевой аудитории, предлагая даже примеры оформления рекламных листовок. Реклама компании в изобилии присутствовала и в этом журнале.

20. «Фотографический вестник». 1904–1910 гг.
Подзаголовок: Журнал практической светописи для фотографов и любителей; с 1908 г.: Журнал и ежегодник светописной практики. Редактор-издатель П.М. Ольхин. Ежемесячный журнал. Санкт-Петербург.
Редактор не объясняет причины возрождения журнала (см. № 10 настоящего обозрения) и не называет каких-либо новых задач или программы журнала: одиннадцатый год издания (1904) журнал встретил так, как будто и не прекращал своегstrongо существования.
В журнале «Повестки Русского Фотографического Общества в Москве» находим краткую рецензию на «Фотографический вестник»: «Издаваемый им [П.М. Ольхиным – О.Г.] в настоящее время журнал, небольшой по объему, скромный по виду, доступный по цене даже самому скромному кошельку, заслуживает полного внимания и должен быть в руках у каждого любителя, так как редактор выбирает для его страниц лишь наиболее интересное, и применимое в практике»63.
Возобновившийся «Фотографический вестник» повторяет структуру журнала 1887–1897 гг. Судя по тому, что статьи имеют все тот же практический характер и охватывают, в основном, техническую сторону фотографии, цели издания журнала не изменились.
Логическим продолжением основных тем журнала стало издание «Фотографического сборника статей и заметок из области практической светописи».

21. «Фотографический сборник статей и заметок из области практической светописи». 1911 г.
Подзаголовок отсутствует. Издание редакции журнала «Фотографический вестник». Редактор не указан. Санкт-Петербург.
За 1911 г. имеются выпуски 1 и 2.
«Фотографический сборник» является своеобразным продолжением «Фотографического вестника», и из 1-го номера мы узнаем условия создания, программу и задачи этого издания.
«Фотографический вестник» с 1 января 1911 г. перешел в распоряжение нового издателя; прежде он редактировался, а потом и издавался (1904–1910 гг.) П.М. Ольхиным, «известным русским деятелем в области практической фотографии»64, который был вынужден оставить свою деятельность из-за преклонного возраста и по состоянию здоровья. Программа журнала осталась прежней, «только развитие и осуществление ее предполагается поставить в более широкие пределы»65. Основная цель издания – «предоставлять сведения обо всем, что имеет отношение к фотографии, кроме чисто научных статей и литературно-беллетристических статей, иначе говоря, что-либо вымышленное из быта фотографов»66.
Программа журнала включала следующие основные пункты: 1) оригинальные и переводные статьи по фотографии и ее применению в области науки, искусства и повседневной жизни; 2) отечественная фотопромышленность и изобретения; 3) новости заграничного фоторынка; 4) описание местностей, представляющих интерес в художественном отношении; 5) библиография; 6) фотографическая летопись; 7) статьи для начинающих и юношества; 8) вопросы и ответы; 9) смесь; 10) иллюстрации, число которых увеличено по сравнению с «Фотографическим вестником»(67).
Журнал имел следующую структуру: в каждом номере 4–5 статей, в основном технического характера, некоторые выпуски также содержали разделы «Фотографическая летопись», «Библиография», «Смесь», приложения.
Содержание издания далеко не полностью отвечало заявленной программе. Как и во многих других фотографических журналах, сведения о применении фотографии в науках и искусствах практически не находили отражения на страницах издания. 2–4 пункты программы почти не были представлены, 7–10 пункты лишь в малой степени соответствовали своим задачам.
Таким образом, заявленное расширение программы не было отражено в реальной издательской деятельности. После 2-го выпуска журнал прекратил свое существование, хотя еще в конце второго выпуска объявлял подписку на следующий, так и не состоявшийся.

22. «Фотограф». 1907 г.
Подзаголовок: Ежемесячный журнал, посвященный защите профессиональных и правовых нужд фотографов-работников. Издатель В.И. Васильев. Редактор М.А. Красовский68. Санкт-Петербург.
Всего вышло 5 номеров.
Необходимо пояснить значение термина «фотографы-работники»: в фотографических ателье «работниками» называли копировальщиков, ретушеров, людей, занимавшихся смешиванием химических растворов, печатью фотографий и другой подсобной работой. При том, что это были, в основном достаточно образованные люди, они зачастую находились в полной зависимости от хозяина фотоателье.
Издание открывала эмоциональная статья, озаглав-ленная «С.-Петербург, 18 января»69, которая обращала внимание читателя на бесправное положение рабочих, необходимость объединяться для противостояния эксплуататорам, а также на те нарушения Манифеста 17 октября 1905 г., которые поощряет в среде буржуазии правительство.
Далее следовала статья «Объединение фотографов-работников»70 о возникших в Петербурге, Москве, Одессе, Киеве и других городах союзах фотографов. Особенное внимание уделялось Отделению союза фотогра-фов-работников в столице. Следующие статьи были посвящены известиям о деятельности Союза в Петербурге, хроникам забастовок и т.д.
Журнал имеет важное значение для исследователей темы российского законодательства в области фотографии, а также для тех, кто занимается историей первой русской революции, положением рабочих и организацией «фотографических услуг» в Российской империи. Все статьи, короткие сообщения и заметки так или иначе относятся к теме противостояния рабочих и их хозяев.

23. «Повестки Русского фотографического общества в Москве». 1905–1907 гг.
Подзаголовок отсутствует. Редактор Н.С. Кротков. Издание Русского фотографического общества в Москве [далее Р.Ф.О. – О.Г.]. Москва.
Выходили 10 раз в год. № 1 – май 1905 г.
В первом номере редактор обозначает цели издания и рассказывает его предысторию. За четыре года до выхода в свет «Повесток» Р.Ф.О. печатало свои труды, но, несмотря на то, что интерес к ним возрастал, «случайный характер этого маленького, домашнего, семейного издания»71 не давал возможности выработать постоянную программу. Вследствие этого появилась мысль издавать «настоящий» журнал. После обсуждения и ходатайства в соответствующих органах, «Общество имеет право издавать свой собственный журнал без предварительной цензуры»72.
Редактор заявляет, что «весь состав Членов Общества, in corpore, представляет собою издателя нашего журнала, циркулирующего только и исключительно между своими членами»73. Эта замкнутость на среде Общества «указывает на то, что материал журнала, кроме статей, поступающих извне, должен образоваться из добровольного сотрудничества наших членов для установления той внутренней связи между ними, которая и есть первенствующая цель настоящего издания»74. Редакция рассчитывала на литературное и художественное сотрудничество членов Общества, им предоставлялась возможность проиллюстрировать журнал своими фотографическими работами. Другая цель – «служить художественным воплощением художественных стремлений нашего Общества»75. Редактор призывал расширять горизонты и включать в журнал статьи, имеющие отношение к искусству в целом. Еще один аспект деятельности редакции – организация Художественной экспертной комиссии. Ее целью было, во-первых, давать ответы на вопросы о художественных и технических качествах фотоснимков, которые члены Общества присылали бы для экспертизы, и, во-вторых, периодическое учреждение конкурсов на соискание премий. И последняя немаловажная задача журнала, анонсированная редакцией – «служить советом и указаниями по всем процессам фотографической техники»76.
Редактор Н.С. Кротков был преисполнен оптимизма относительно нового начинания: «Я смело предрекаю нашему журналу почтенную будущность: ни одно издание не находилось еще в таких благоприятных условиях, ни одно не насчитывало у себя с первых шагов такого количества читателей и добровольных сотрудников»77.
Номера журнала структурировались следующим образом: протоколы заседаний Р.Ф.О. и другие новости из жизни Общества, информация о конкурсах и выставках, технические советы и указания, «Из журналов» – пересказ статей других периодических изданий, «Библиография», «Объявления». Структура журнала была подвижной, поэтому в выпусках могло быть разное количество разделов.
Уже к середине 1906 г. на очередном заседании Р.Ф.О. со стороны г. Лавровского, которого поддержали многие члены, прозвучала критика в адрес самого Общества и издаваемых им «Повесток»78. Примерно через год читаем в журнале: «С первого номера "Повесток" и до предыдущего четвертого (второго года издания) редактор "Повесток" находился в совершенно исключительном положении: в его распоряжении не было ни одного сотрудника»(79), который помогал хотя бы чем-либо в работе над журналом: надежды редактора, выраженные им в № 1 за 1905 г., не оправдались. Но, начиная с № 5 за 1905 г., ситуация изменилась: у журнала появился секретарь и штат сотрудников. Изменилась и программа, включавшая теперь три главных отдела: 1) отдел научной, теоретической и практической фотографии, 2) отдел художественной фотографии,
3) «Жизнь нашего Общества». Кроме того, в журнале публиковались статьи для начинающих фотолюбителей.
В 1907 г. издание прекратило свое существование. «Р.Ф.О. в Москве <…> постановило сделать свой орган "Повестки Р.Ф.О. в Москве", выходивший более двух лет замкнуто среди членов Общества, доступным для всех желающих и, дав ему новое название, открыть подписку на 1908 год»80. Новый журнал, издаваемый Р.Ф.О. в Москве, должен был называться «Вестник фотографии».

24. «Фотографическое искусство». 1906–1908 гг.
Подзаголовок: Журнал любительской фотографии; с 1907 г. – Журнал художественной любительской фотографии; с 1908 г. – Русский журнал художественной фотографии; с № 5 1906 г. также: Официальный орган Русского фото-клуба в Риге. Редактор-издатель О.К. Зольдтнер. Рига.
Журнал поставил себе целью «быть в полном смысле слова верным и компетентным спутником русских фотографов-любителей»81. Мнение редактора о своем едва зародившемся детище имеет налет самоуверенности: «Программа нашего журнала, без которого ни одному русскому фотографу-любителю не рекомендуем заниматься этим интересным и полезным искусством, <...> разнообразна»82. Далее следует описание довольно стандартной программы, включающей: 1) информацию о выставках и репродукции фотографий; 2) технические усовершенствования; 3) вопросы и ответы; 4) смесь; 5) литературу; 6) фотографические общества.
Общая структура номеров следующая: 1. Публицистическая статья, например, «Женщина в области светописи», «Фотографирование детей», «Фотография и эстетика» и т.п. (подобные, зачастую довольно интересные, тексты присутствовали почти в каждом выпуске, но иногда номер начинался и со следующего – технического раздела); 2. Техническая часть: фотографические рецепты, технические усовершенствования, советы; 3. Смесь, ответы редакции на вопросы читателей и т.п.; 4. Художественные приложения. Среди них доминировали работы иностранных фотографов и членов Русского фотоклуба в Риге.
Сущность «Фотографического искусства» довольно точно отражает выдержка из короткой рецензии в журнале «Вся Россия»: «Журнал издан очень изящно, по внешности напоминает хорошие немецкие журналы»83. Издаваемое в Риге «Фотографическое искусство» стремилось быть в курсе общеевропейской фотографической жизни и публиковать статьи на актуальные темы женской эмансипации, фотографической эстетики и т.д. В сущности, журнал был не слишком содержательным, темы многих статей повторялись, больше внимание уделялось иностранной фотографической жизни в ущерб отечественной. Тем не менее, следует отдать должное качеству воспроизведения художественных приложений в журнале, а также вкусу редактора при их подборе.

25. «Фотографический листок». 1906–1917 гг.
Подзаголовок: Журнал новостей в области фотографии. Редактор М.Л. Лудзский. Издатель «Ф. Иохим и Компания». Санкт-Петербург.
Ежемесячный журнал. Первый номер: ноябрь–декабрь 1906 г.
Из № 1 за 1906 г. мы узнаем о целях издания, главная из которых – знакомить читателей с фотоновостями (в основном, технического характера). «Не имея в виду извлечение какой-либо выгоды от продажи самого издания, а преследуя в данном случае лишь цель – держать интересующегося читателя в курсе всех новостей в области фотографии, мы, конечно, в то же время далеки от мысли скрывать и то, что, вызывая этим путем в наших читателях интерес ко всему новому, мы, вместе с тем, рассчитываем естественно поднять этим спрос на рекламируемые нами изделия и расширить круг потребителей»84.
В первом номере нового журнала, издаваемого торговой фирмой «Иохим и Компания», подавляющее большинство статей начинаются словом «Новый» или «Новое» – предлагались пластинки, копировальные рамки и т.д., к журналу прилагался список новых изданий по фотографии с указанием цен и прейскурант товаров компании. Подписная цена этого издания была весьма невысокой – 50 копеек в год.
Со второго номера (февраль 1907 г.) различные вариации «нового» начинают постепенно исчезать, но, тем не менее, преобладают статьи о тех или иных видах фотографических принадлежностей. В этом и в следующих номерах печатается научно-популярная статья Ф. Рейна «Цветная фотография»(85). В течение 1907 г. все больше внимания журнал уделяет различным способам цветной фотографии.
С 1908 г. журнал несколько видоизменяется: на страницах «Фотографического листка» появляются материалы по фотографии и фототехнике, публикуются статьи подписчиков и отпечатки с негативов лучших работ читателей, а также новые разделы, посвященные фотографическим обществам, «Вопросы и ответы», расширенная библиография (печатается содержание последних номеров наиболее популярных русских фотографических журналов), информация о конкурсах и выставках.
Из объединенного № 8–9 за 1917 г. мы узнаем о том, что журнал прекратил существование: «С рассылкой этого номера и № 5–7 Товарищество Ф. Иохим и Кº, ввиду тяжелых условий настоящего времени, невозможности получения бумаги и постоянно возрастающей стоимости печатания издания, в несколько раз превышающей поступления по журналу, вынуждено прекратить журнал на неопределенное время»(86).
Номер 10–12 за октябрь–декабрь 1917 г. содержит только «Алфавитный указатель статей, помещенных в "Фотографическом листке" за 11 лет издания журнала с 1906 по 1917 г. Составитель Ф. Рейн».
Первые годы существования были типичными для издаваемого торговой фирмой журнала, но он развивался, и со временем стал представлять немалый интерес для самых разных любителей фотографии. Многие его материалы будут интересны и современным исследователям.

Проложение -

Примечание.
49. Предисловие // Фотографический Ежегодник. 1892. С. I–X .
50. От издателя // Вся Россия. 1904. № 1. С. 2.
51. От издателя // Вся Россия. 1904. № 1. С. 2.
52. От издателя // Вся Россия. 1904. № 1. С. 2.
53. От издателя // Вся Россия. 1904. № 1. С. 3.
54. [Титульный лист] // Вся Россия. 1905. № 1. Лист-вклейка перед
№ 1. Выделено редактором журнала.
55. Объявление // Вся Россия. 1905. № 1. С. 3.
56. Федоров К. Наставление для начинающих фотографировать.
М., 1907. 64 с. (Приложение к журн.: Вся Россия. 1907. № 8).
57. Программа журнала «Известия Русского Общества любителей фотографии в г. Москве» // Известия русского общества любителей фотографии. 1903. № 2. С. 17–18.
58. От редактора // Известия русского общества любителей фотографии. 1907. № 1. С. 1–2.
59. Englisch E. Основы фотографии. Руководство для любителей и пособие для лиц, применяющих фотографию при научных работах / Пер. с нем. А. Донде. М., 1904. 192 с. (Прил. к журн.: Известия русского общества любителей фотографии. 1903–1905 гг.).
60. Российские представительства компании «Кодак» находились в то время по адресам: Санкт-Петербург, Б. Конюшенная, д. 19; Москва, Петровка, д. 15 и д. 16.
61. От редакции // Профессионал-Фотограф. 1909. № 1. С. 3.
62. Джоржд Истмен (1854–1932), основатель Акционерной компании «Кодак» (Eastman Kodak Company).
63. Библиография // Повестки Русского Фотографического Общества в Москве. 1906. № 8. С. 222.
64. К читателям // Фотографический сборник статей и заметок из области практической светописи. 1911. Вып. 1. С. 1.
65. К читателям // Фотографический сборник статей и заметок из области практической светописи. 1911. Вып. 1. С. 1.
66. К читателям // Фотографический сборник статей и заметок из области практической светописи. 1911. Вып. 1. С. 1.
67. К читателям // Фотографический сборник статей и заметок из области практической светописи. 1911. Вып. 1. С. 3.
68. В № 5 1907 г. присутствует искажение фамилий: «В.И. Всильев» и «М.А. Крсовский».
69. С.-Петербург, 18 февраля // Фотограф. 1907. № 1. С. 1–2.
70. Объединение фотографов-работников // Фотограф. 1907. № 1. С. 2–3.
71. Кротков Н.С. От редактора // Повестки Русского Фотографического Общества в Москве. 1905. № 1. С. 10.
72. Кротков Н.С. От редактора // Повестки Русского Фотографического Общества в Москве. 1905. № 1. С. 10. Здесь и далее выделено редактором «Повесток…».
73. Кротков Н.С. От редактора // Повестки Русского Фотографического Общества в Москве. 1905. № 1. С. 10.
74. Кротков Н.С. От редактора // Повестки Русского Фотографического Общества в Москве. 1905. № 1. С. 10.
75. Кротков Н.С. От редактора // Повестки Русского Фотографического Общества в Москве. 1905. № 1. С. 11.
76. Кротков Н.С. От редактора // Повестки Русского Фотографического Общества в Москве. 1905. № 1. С. 12.
77. Кротков Н.С. От редактора // Повестки Русского Фотографического Общества в Москве. 1905. № 1. С. 11.
78. Очередные собрания // Повестки Русского Фотографического Общества в Москве. 1906. № 4. С. 75.
79. От редактора // Повестки Русского Фотографического Общества в Москве. 1907. № 5. С. 97.
80. Объявление // Повестки Русского Фотографического Общества в Москве. 1907. № 2. Лист-вклейка перед № 2; см. об этом же: Отчет об очередном собрании // Повестки Русского Фотографического Общества в Москве. 1907. № 2. С. 55–56.
81. От издателя // Фотографическое искусство. 1906. № 1. С. 1.
82. От издателя // Фотографическое искусство. 1906. № 1. С. 1.
83. Библиография // Вся Россия. 1906. № 4. С. 105.
84. Цель издания «Фотографического Листка» // Фотографический листок. 1906. № 1. С. 2.
85. Рейн Ф. Цветная фотография (фотохромия) // Фотографический листок. 1907. № 2. С. 13–16; № 3. С. 11–16; № 4. С. 15–16; № 5. С. 15–16; № 7.
С. 13–14; № 8. С. 14–15; № 9. С. 16; № 10. С. 14–16; № 11. С. 14–16; № 12. С. 14 –17.
86. От редакции // Фотографический листок. 1917. № 8–9. С. 88.