?

Log in

No account? Create an account

"Век просвещения"

Материалы по истории татар и башкир на Урале. Рустам Бикбов

Previous Entry Share Next Entry
0-7. Заметка потерявшая смысл, в частности и от неуместных эмоций. История этнографии и фотографии
rbvekpros
Я начал было делать наброски вопросов к работе РНБ (Санкт-Петербург) и NYPL (Нью-Йорк)...
А потом... пройдя этот путь... понял, что они бессмысленны... и в пустоту...
Но не бесполезны...
Оставлю этот черновик, он ещё может пригодиться... и не только мне.
Заметки, делая которые и прихожу к пониманию, что продолжать и заканчивать эту конкретно заметку пока не имеет смысла.
По работе в библиотеке я понял, что если руководство (с крайне сомнительным образованием, подкреплённым никому не известными кандидатскими, и способностями, сомнительностью своею не уступащими всему остальному при отсутствии и элементарной фантазии) не столько не хочет работать - хочет! но не может! - то бесполезно что-либо втолковывать ему... Важно то, что им сытно, тепло и при взаимной поддержке безответственного отношения к своим обязанностям, они могут быть (относительно) уверены по части своего будущего.

О вопросах, которые возникают моментально, как только ты натыкаешься на интересный материал и... больше ничего...
Речь идёт о попытках понять достаточно уникальное явление - коллекцию фотографий "Рауля И." (начиная заметку, ещё не знаю, что это Жан - Р.Б.), часть из которых оцифрована и выложена РНБ, даты оцифровки нет... Сегодня я уже думаю, что нужно писать фамилии тех, кто оцифровывал (и спрашивать, зачем оставляют такие поля... иногда скан тусклый, иногда весьма странные цвета, иногда просто кривой), но и кто составлял библиографическое описание...
1. Казалось бы, первое, с чего нужно начать, - найти каталог, но как?
Идём за библиотекарем.
Вот как представляет материалы отдела эстампов в разделе фотографии аноним (вообще анонимы - читай: никто! - уже просто невыносимы) РНБ - http://www.nlr.ru/fonds/prints/photo.htm:
"Фотография стала поступать (конечно, стала поступать - Р.Б.) в Библиотеку со второй половины 1850-х гг., когда она рассматривалась как особый вид репродуцирования и новый тип издательской продукции. В создании фотографических фондов принял участие Владимир Васильевич Стасов. Он собирал фотографию по таким направлениям, как виды и этнография, изобразительное искусство, портреты, хроникально-документальные материалы. Уникальная фотографическая коллекция Отдела эстампов является подлинной летописью жизни России во второй половине XIX - начале XX в..."

Активная ссылка на портрет Стасова, биографию, перечень литературы - http://www.nlr.ru/ar/staff/stas.htm... Ищем информацию, касающуюся фотографий... благодаря особенностям сайта РНБ всё в статье сливается, она просто и трудночитаема, мучительно читаема, вероятно, по этой причине и проверяющему читать было не с руки, к примеру, такое:
"По его инициативе приобретено собр. фотогр. И. Ф. Барщевского, поев, памятникам рус. старины. Собирал фотогр., касающиеся России".
Я понимаю, что это опечатка, - бывает... Но невольно возникает вопрос, часто ли читают этот текст, если опечатка до сих пор не исправлена?
Больше о фотографиях - ни слова. (автор заметки О. Д. Голубева)

Тогда идём к интересующей нас выставке этнографии к фотографиям И(вана) Рауля...
"Этнографический жанр в русской фотографии 1860-е - 1900-е гг." (аноним, дата обновления 1 марта 2013 года) - http://www.nlr.ru/exib/inv/etno.htm
"Начиная с 1850-х гг. Публичная библиотека (ныне - РНБ) активно комплектуется фотографиями, и когда вышел в свет каталог В.В.Стасова «Фотографические и фототипические коллекции императорской Публичной библиотеки» (1885), фонд фотографий имел уже значительный объем, в том числе и в части «народные типы и портреты».

Находим каталог и... нет, он не оцифрован. В электронном каталоге описан так:
Стасов В.В., Фотографические и фототипические коллекции Императорской Публичной библиотеки / [Соч.] Вл.В. Стасова. - Санкт-Петербург : тип. В.С. Балашева, 1885. - [2], 176 с. ; 24 см
Примечания: Извлеч. из "Отчета Имп. Публ. б-ки" за 1883.

Описание альбомов вновь сливается в кашу... всё рябит...
Почему их просто не перечислить, давая ссылки на электронный каталог?

Ладно. Возвращаемся к - http://www.nlr.ru/fonds/prints/photo.htm

Посмотрим другую выставку, зная, что именно по Волге собрано много этнографического материала.
По ссылке проходим к статье, она подписана - большая победа! -
Елена Валентиновна Бархатова, заведующая Отделом эстампов Российской национальной библиотеки (Санкт-Петербург), кандидат искусствоведения.
По берегам Великой Волги. Редкие фотографии ведущих русских мастеров второй половины XIX века. Из собрания Российской национальной библиотеки (Санкт-Петербург).

Посмотрим.
1. Настюкова "Виды местностей по реке Волге от Твери до Казани" (1866 - 1867)
Информации мало. Активная ссылка приводит нас к 5 фотографиям маленького разрешения, на которых, к сожалению, ничего толком не рассмотришь...
2. Мартин Шерер и Георгий Набгольц создали в 1869 г. "Альбом видов Грязе-Царицынской железной дороги".
Информация... даты... Активных ссылок нет.
3. "Светопись Вишневского".
4. Михаил Букарь.
5. Ж.Х.Рауль, "французский мастер"... (но почему в электронной библиотеке и каталоге - Рауль И.? Я, конечно, могу догадаться, что Жана в России будут называть Иваном, но... - Р.Б.)
6. Вильям Каррик (1827 - 1878) - есть даты и образование...
7. Андрею Карелину (1837 - 1906)
"Альбом пребывания великого князя Владимира Александровича и великой княгини Марии Павловны в Нижнем Новгороде и на Нижегородской ярмарке"
8. С.Фельзера
"Альбом работ Александровского моста через Волгу" (1875 - 1880)
9. Евгений Вишняков (1841 - 1916)
"Истоки Волги" (1892)
10. Максим Дмитриев (1859 - 1948)
"Волжская коллекция"
Неурожай 1891 - 1892 гг.

А о самой этнографии, о технической стороне съёмок, об экономико-идеологической составляющей экспедиций по Поволжью, о цели и задачах, которые решают фотографы, как и об их судьбах...

Самое обидное - не нахожу списка литературы...

Разбираемся с источниками:
0-7. Заметка потерявшая смысл. История этнографии и фотографии - в работе...
1-6. Разбираемся с источниками: Атласов Гадий Мифтахутдинович. Humus, РНБ, ЦГАКФФД...
1. Разбираемся с источниками: 1862. Типы населения Пензенской губернии. Николай Орлов
2. Разбираемся с источниками: 1872. Букарь М. Раскрашенные фото... Татары, башкиры, мордва, киргизы
3. Разбираемся с источниками: 1870-е. Жан Рауль. Несколько народных типов России... NYPL - РНБ
4. Разбираемся с источниками. Вопрос: 1871-1875. Каррик, Вильям. Симбирская губерния. РНБ
5. Разбираемся с источниками. Минск. Чистое открытое письмо с изображением мечети... РНБ
8. Разбираемся с источниками. Вопросы к барону де Бай... BnF, NYPL, РГБ, Библ-ка Тобольского музея
...



  • 1
Рустам, привет! Не отчаивайся.
Лучше глянь, не твой ли родственник автограф оставил?





Книга находится в казанском частном собрании.

Спасибо, Рустем, за поддержку!
Не отчаиваюсь! Если честно, даже забыл об этом выплеске эмоций, ты напомнил... Признаюсь, конечно, всё не просто... и больше всего всего угнетает ненужность, когда ты на самом деле ещё на многое способен.
Но вернёмся к фотографиям.
Вот почерк - чуть не моего отца, но не его - это точно...
И я не знаю Ахмедов в нашем роду. А поиски мои зашли в тупик, нужно ехать на родину прадеда... твой комментарий напомнил мне об этом, а вот возможности пока нет.
Спасибо! Вообще, хочу сказать, что ты - молодец! Очень хочется поддержать тебя в твоих поисках. Каждый шаг очень важен. А с каждым годом он становится ещё важнее.
Я давно разочарован в нынешних академических историках и совершенно искренно полагаю, что сегодняшняя наука "прирастает" благодаря таким энтузиастам, как ты.
Извини за патетику... но такая уж пустота вокруг по части исторических исследований нынешних татарских историков края.

Мне кажется, дело несколько в другом. Профессиональные историки занимаются исторической статистикой, к тому же по твердому заданию свыше. Так уж было всегда. А конкретикой - краеведы.
Сейчас, когда ввели в полное действие драконовский закон о "защите" персональных данных, у краеведов и исследователей просто в разы уменьшились возможности.
С огромным трудом получил дело Ф.Хусни по Союзу писателей ТАССР 1940-х гг. А какие там могут быть персональные данные "нуждающиеся в защите"? Смешно же, но архивистов понуждает к тому нынешнее законодательство. И так во всем.
А книги эти из частного собрания в пределах моего круга знакомств. Тут заслуги моей то особо никакой нет. Просто надо было определить ценность и значимость книг на арабице и яналифе. Впрочем, я не понял даже для какой цели. Вроде продавать не собираются.

Почему я был разочарован прошлогодним съездом краеведов в Казани - всё обернулось декларациями и разговорами... так никакой базы по работе краеведов и не создано... так и не знаешь, кто, где чем занимается, к кому обратится... так разрозненными и остаются усилия энтузиастов на местах... эта изоляция отбрасывает историческую науку на десятилетия и... она выгодна академической школе! Такая уж система...
Если бы собранное по крупицам систематизировалось, каталогизировалось и было доступно интересующимся - мы могли представить общую картину, совершенно иной интерес, как мне кажется, заложили бы в подрастающее поколение... а так... когда-нибудь уйдёт и наше поколение... что станется с тем, что делали мы?

Мне вообще непонятно, что это был за съезд, если никакой орг.информации по нему не было. Во всяком случае, узнал об этом съезде из твоего жж, по факту его проведения.
То, что такая ситуация определенно выгодна академической школе, понятно. Но при чём здесь краеведческое движение?
Краеведческие данные и раньше не систематизировались. Надо просто публиковать результаты своих исследований, желательно в бумажном варианте.
Некоторые региональные краеведческие сборники неплохи и не ставят особых барьеров публикациям. "Гороховские чтения" Челябинске, например. Но субсидируется этот сборник краеведческим музеем. Надо это учитывать.

  • 1