?

Log in

No account? Create an account

"Век просвещения"

Материалы по истории татар и башкир на Урале. Рустам Бикбов

Previous Entry Share Next Entry
Памятники татарской культуры в Касимовском районе. Часть вторая.
rbvekpros
Печальное зрелище...
Со своей стороны добавлю один альбом: 2015-05-23. Мусульманское кладбище Екатеринбурга... https://flic.kr/s/aHskbL6myq
Как и кому здесь объяснять, что это наследие необходимо зафиксировать, изучать и сохранить... чтобы не обессмыслить свою собственную жизнь...
Не знаю, если появится возможность, если найду заинтересованных лиц... нужен-то только транспорт... быть может, всё же попробую пособирать данные по татарским кладбищам региона...

2015-05-23. Мусульманское кладбище. Ул.Репина

Здесь несколько снимков кладбища Татарской Караболки Челябинской области

_DSC8689

Оригинал взят у byltyr в Памятники татарской культуры в Касимовском районе. Часть вторая.
Оригинал взят у ageev_vadim в Памятники татарской культуры в Касимовском районе. Часть вторая.
В прошлом году вновь довелось осуществить несколько вылазок в Касимовский район, «по мотивам» уже когда-то опубликованной здесь статьи. Были повторно посещены урочища Собакино, Тонкачево, Казаково, впервые обследованы мной Кучуково, Темгенево, а также урочища Чиричеево и Джегурманово. Целями служили выявление и первичная фиксация кладбищ касимовских татар и произвольный сбор каких-либо этнографических данных.


Начну с того, что осталось от мечети в Собакино. Село было вновь посещено мной в конце апреля 2015 г. Несмотря на охранный статус здания, от мечети практически ничего не осталось.


На этом месте когда-то стояла мечеть.


Вероятно, остатки минарета.


«Внутри» мечети.


Сохранившаяся кладка.


Михраб.

При этом разрушили ее очень быстро: на фотографиях А.М. Ишимбаева здание мечети еще целое.
Размеры мечети приблизительны: длина – около 23 м, ширина – около 7 м, толщина стен 0,6-1 м.

В отличие от 2013 г., на сельском кладбище выявлено не менее 16-ти дореволюционных надгробий и 4 захоронения второй половины XX века. Были замерены GPS-координаты памятников, частично произведены фотофиксация и обмеры.



Надгробие с датой 1893 г. от Р.Х.


1894 г. от Р.Х.


1899 от Р.Х.




Захоронения второй половины XX века.

Учитывая площадь некрополя, надгробий когда-то было намного больше.



Граница кладбища обозначена по рву.

А вот и сам ров:


Все, что осталось от собакинского кладбища:



Общий вид на кладбище.

К селу «тяготел» ряд деревень, в том числе Тонкачево и Казаково.



Кладбище д. Тонкачево расположено на противоположном от деревни берегу оврага, в роще. Была уточнена граница некрополя, показывающая явное несоответствие соотношения площади с количеством надгробий: помимо уже известных 3-х фрагментов, было выявлено одно целое дореволюционное надгробие и одно более позднее захоронение, обозначенное арматурой. По мере возможности также производилась фиксация памятников.




Ров – граница кладбища.







На кладбище несохранившейся деревни Казаково было насчитано не менее 6 надгробий (в том числе фрагментированных) и одно позднее огороженное захоронение. Все выявленные надгробные памятники были сфотографированы, замерены их GPS-координаты, некоторые обмерены.









Это кладбище расположено прямо среди поля, между урочищем Собакино и селом Которово. Некрополь, кстати, не очень большой: его размеры составляют примерно 50 на 40 метров.


Общий вид на кладбище.


Кладбищенский ров.

Отдельно было посещено Кучуково. Деревня вся покинута (был встречен лишь один сезонный житель), но разграбленные дома еще стоят.




Было осуществлено частичное фотографирование деревни:

Со слов единственного встреченного жителя, в этом доме когда-то жили татары.


Каменный (татарский) дом.

На кладбище удалось найти только одно старое каменное надгробие и одно более позднее захоронение. Некрополь, отмеченный на картах, расположен к северу от деревни, на левом берегу рч. Бабенка.



На памятнике стоит дата 1873 г. от Р.Х.

Урочища Чиричеево, Джегурманово и село Темгенево были обследованы мной в начале октября 2015 г. От первых двух деревень ничего не осталось, население же Темгенево составляет несколько человек, не считая сезонных жителей.




Местная жительница показала примерное местонахождение разрушенной в середине XX века мечети, а также сообщила о наличии не обозначенных на картах кладбищ при бывших деревнях Чиричеево и Джегурманово. Однако обнаружить эти некрополи на местности мне пока не удалось.

Она же показала путь на темгеневское татарское кладбище, которое также не обозначено на известных мне картах. На нем было сделано несколько фотографий современных могил и замерены GPS-координаты.




Также было сфотографировано само Темгенево:







Как видно, село еще окончательно не покинуто.

Экспедиции 2015 года осуществлялись мной в одиночку, с ограниченным инструментарием и временем, что отразилось на качестве сбора материала. В наступающем полевом сезоне планирую продолжить аналогичные изыскания.


Необходимость мониторинга кладбищ касимовских татар обосновывается мной в уже упоминающийся в этом ЖЖ заметке, на XI Фаизхановских чтениях в Рязани, а также в готовящейся к печати статье «Касимовский некрополь: история и перспективы изучения». Здесь отмечу, что погребальные памятники касимовских татар являются частью их традиционной материальной культуры, которые еще слабо изучены и находятся под угрозой уничтожения.

  • 1
в одной из статей Миркасыма Усманова, я читал что в Иркутске на старом татарском кладбище очень много камней, сделанных в виде пеньков срезанных деревьев. Такой же камень как в Екатеринбурге, в самом начале вашего поста.

А вот что это значит?
У меня, к сожалению, есть единственный справочник, но он касается чепецких татар
Д.Г.Касимова. Семейная обрядность чепецких татар. - Глазов, 2003.

Я не уверен, но, кажется, это просто, если так можно выразиться, региональная мода на такой вид надмогильных камней. Хотя если подумать, то можно придать красивый смысл - обрубленное дерево, остался только пенек, это как жизнь человека, когда то тоже кончается.. может быть так.

  • 1