?

Log in

No account? Create an account

"Век просвещения"

Материалы по истории татар и башкир на Урале. Рустам Бикбов

Previous Entry Share Next Entry
Немного о бухарских корнях соборной мечети Санкт-Петербурга
rbvekpros
Оригинал взят у rustem_akhunov в Немного о бухарских корнях соборной мечети Санкт-Петербурга
Оригинал взят у rar_archive в «Азиатчина» в дореволюционном Питере
Некоторые нынешние российские патриоты, в первую очередь из Мск и СПб, недовольны засильем выходцев из Средней Азии. Их понять можно. Такие мигранты, когда их много меняют формат привычной городской среды. Формат в первую очередь в его ментальной части.
Но эти патриоты, наверное, с удивлением узнают, что «азиатчина» имела место и в дореволюционных Москве и Санкт-Петербурге. При этом речь не о волжских или нежегородско-сергачских татарах, а именно о представителях народов Средней Азии и степей Киргизии. Включая киргиз-кайсаков, известных и под этнонимом казахи.
Присутствие татарских диаспор в обеих столицах России, создававших спрос на «азиатские товары», являлось притягательным магнитом для торговцев из Бухары и других городов Средней Азии. Издавна существовавшие караванные пути, включая Великий шелковый путь, являлись основным источником их существования. Караванные пути способствовали не только их заработку, но и проникновению на отдалённые территории, расширяя географию их устойчивой торговли.

Именно по этой причине в Пассаже Санкт-Петербурга появился бухарский магазин Таджи Исамухамедова.

 магазин Таджи Исамухамедова в СПб


Сохранился и вид магазина Таджи Исамухаметова зафиксированный фотографически. Эта фотография атрибутирована в указанном ниже источнике, как сделанная до 1914 г.

магазин Исамухаметова в СПб

магазин Исамухаметова в СПб

В магазине можно было купить и заказать восточную мебель, сдать в починку ковры и купить новые персидские, бухарские, текинские разных размеров. Покупателям предлагались портьеры, одеяла, халаты мужские и дамские, шелковые ткани, бурки и черкесские костюмы, а так же кавказские серебряные изделия.
В справочнике «Весь Петербург» за 1912 год владелец «Бухарского магазина» и магазина «Азиатские вещи», также расположенного на Невском проспекте Таджи Исамухамедов, рекламируя свою фирму, указывал филиалы в городах Ташкенте, Аулиэте (г. Джамбул), Андижане, Гельсингфорсе, Або и Нижегородской ярмарке.
Видимо это обстоятельство способствовало тому, что на сайте Старые фотографии Бухары фотографию с видом этого магазина разместили как «исконно Бухарскую».

Однако, в мусульманском торгово-промышленном справочнике «Саудегер», выпущенном в 1911 году Ш.К.Шагидуллиным в Казани, в разделе санкт-петербургских торговцев азиатскими товарами по Пассажу 43, на Невском, указан не Таджи Исамухаметов, а Мурза-Абдул Исамухаметов. Б.м. это его брат?
В разделе Средне-азиатских владений Российской империи этого справочника по г.Джаркент Семиреченской области, среди торговцев мануфактурой указан некий Исамухаметов Мухамет-Аюп.
В справочнике отсутствует раздел Финннннляндии, где находились города Або и Гельсингфорс. В разделах по Андижану и Аулиэ-ата фамилия Исамухаметов не упоминается.
Сведений по торговцам Ташкента в Саудегере найти не удалось, поскольку этот раздел справочника, как и некоторые другие (например, Ашхабад, Красноводск, Мерв, Самарканд, Верный, Джаркент, Копал, Лепсинск, Пишпек, Караколы, Туркестан, Чимкент, Скобелев, Коканд…), написан арабицей. Читать которую мне крайне затруднительно, особенно тексты такого характера.

Финские города, в которых располагалась торговля Исамухаметова из Бухары понятны, если у него имелся магазин в СПб.
Мусульмане появились в Санкт-Петербурге с первых лет существования города. Татарское население Казанской, Азовской Нижегородской, Воронежской и др. губерний было одним из основных поставщиков строительных мастеровых. Татары несли и рекрутскую повинность, солдаты из татар привлекались для работ вплоть до Академии художеств.
Однако, если говорить о горожанах, то из нерусского населения, а также не «немецко-голландского», в начале XIX века в СПб проживало «600 грузинцев и татар», при общей численности городского населения около 300 тысяч.
Во второй половине XIX в., благодаря ускоренному промышленному развитию РИ в СПб появляется много татар, а также представителей других народов Поволжья. Появились здесь и выходцы Кавказа и Закавказья.
Придерживавшиеся прорусской ориентации кавказцы ещё в нач. XIX в. отдавали своих детей в кадетские корпуса. В условиях разгоравшейся войны на Кавказе, российские власти стремились различными способами привлечь на свою сторону местную знать. В 1834 г. последовал царский указ о призыве в Пажеский корпус почетных мусульман Кавказского края.
По переписи 1869 года в СПб. насчитывалось 1707 человек мусульманского вероисповедания. При этом не учитывались те, кто проживал в городе временно. Основное большинство среди них составляли татары – 93%. Численность других этнических групп этого состава не превышала нескольких десятков человек. Здесь были представлены персиане (иранцы и азербайджанцы), турки, кабардинцы, лезгины, черкесы, абхазы, осетины, башкиры, казахи, бухарцы и арабы. При этом, все лезгины, черкесы являлись потомственными дворянами, среди иранцев к данной группе элиты принадлежали 68%.
К концу 19 столетия мусульманская община СПб выросла до 5451 чел. Тем не менее в масштабах столицы РИ, местная мусульманская община выглядела малочисленной и локальной. Хотя соборная мечеть Санкт-Петербурге, открытая в 1913 г. – самая северная в мире и до недавнего времени оставалась одной из самых крупных в Европе.
Б.м. стоит отметить в связи с бухарским торговцем на Невском, что соборная мечеть СПб была возведена при содействии эмира Бухарского.


Эмир Бухарский на торжественной закладке мечети в 1910 г.

Сеид Абдул-Ахад-хан лично обратился к императору Николаю II с ходатайством «о разрешении ему, в ознаменование дня, когда он впервые увидел наследника цесаревича, поднести петербургским мусульманам в дар соответствующий участок земли, дабы они построили на этом участке храм и возносили молитвы о Вашем, Государь, здравии». В данном случае, эмир, как искусный дипломат и политик, фактически играл на отцовских чувствах русского монарха, сумел успешно разрешить судьбоносный вопрос.

В чём же разница рассматриваемого миграционного вопроса в дореволюционных и нынешних столицах России?
Во-первых, протяженность миграционного пути, не очень доступная бедной части населения средне-азиатского населения. Время нахождения в таком долгом пути, как и отсутствие информации на Восточных окраинах РИ и находящемся под патронатом РИ Бухарском эмирате, о высоком спросе на средне-азиатских рабочих.
Во-вторых, де-факто отсутствие в дореволюционных СПб и Мск., большого спроса на дешевую рабочую силу, которой в избытке было среди более близко проживающего населения РИ.
В третьих, отсутствие квалификационных навыков дореволюционных средне-азиатских простолюдинов, которыми владеют нынешние средне-азиатские мигранты.
Ну, и законодательные ограничения на передвижения по РИ.
Так что при нынешней ситуации, патриотам следует ругать лишь тех, кто держит такой бизнес, который тяготеет к найму гастарбайтеров из бывших братских Средне-азиатских республик, ставших самостоятельными государствами.

* * *


ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:

Журнал «Огонек», номер за март 1909 г.

Мусульманский торгово-промышленный справочник "САУДЕГЕР". Составление Ш.К.Шагидуллин. Казань 1911г.

Ислам в Санкт-Петрбурге, энцикл.словарь серии «Ислам в Российской федерации». М.-Н.Новгород, ИД «Медина» 2009

Фейсбучная статья Пассаж / Passage

Сайт-путеводитель по СПб – фото пассажа

Сайт-путеводитель по СПб – фото эмира Бухарского на закладке мечети