Rustam Bikbov (rbvekpros) wrote,
Rustam Bikbov
rbvekpros

Categories:

Немного о бухарских корнях соборной мечети Санкт-Петербурга

Оригинал взят у rustem_akhunov в Немного о бухарских корнях соборной мечети Санкт-Петербурга
Оригинал взят у rar_archive в «Азиатчина» в дореволюционном Питере
Некоторые нынешние российские патриоты, в первую очередь из Мск и СПб, недовольны засильем выходцев из Средней Азии. Их понять можно. Такие мигранты, когда их много меняют формат привычной городской среды. Формат в первую очередь в его ментальной части.
Но эти патриоты, наверное, с удивлением узнают, что «азиатчина» имела место и в дореволюционных Москве и Санкт-Петербурге. При этом речь не о волжских или нежегородско-сергачских татарах, а именно о представителях народов Средней Азии и степей Киргизии. Включая киргиз-кайсаков, известных и под этнонимом казахи.
Присутствие татарских диаспор в обеих столицах России, создававших спрос на «азиатские товары», являлось притягательным магнитом для торговцев из Бухары и других городов Средней Азии. Издавна существовавшие караванные пути, включая Великий шелковый путь, являлись основным источником их существования. Караванные пути способствовали не только их заработку, но и проникновению на отдалённые территории, расширяя географию их устойчивой торговли.

Именно по этой причине в Пассаже Санкт-Петербурга появился бухарский магазин Таджи Исамухамедова.

 магазин Таджи Исамухамедова в СПб


Сохранился и вид магазина Таджи Исамухаметова зафиксированный фотографически. Эта фотография атрибутирована в указанном ниже источнике, как сделанная до 1914 г.

магазин Исамухаметова в СПб

магазин Исамухаметова в СПб

В магазине можно было купить и заказать восточную мебель, сдать в починку ковры и купить новые персидские, бухарские, текинские разных размеров. Покупателям предлагались портьеры, одеяла, халаты мужские и дамские, шелковые ткани, бурки и черкесские костюмы, а так же кавказские серебряные изделия.
В справочнике «Весь Петербург» за 1912 год владелец «Бухарского магазина» и магазина «Азиатские вещи», также расположенного на Невском проспекте Таджи Исамухамедов, рекламируя свою фирму, указывал филиалы в городах Ташкенте, Аулиэте (г. Джамбул), Андижане, Гельсингфорсе, Або и Нижегородской ярмарке.
Видимо это обстоятельство способствовало тому, что на сайте Старые фотографии Бухары фотографию с видом этого магазина разместили как «исконно Бухарскую».

Однако, в мусульманском торгово-промышленном справочнике «Саудегер», выпущенном в 1911 году Ш.К.Шагидуллиным в Казани, в разделе санкт-петербургских торговцев азиатскими товарами по Пассажу 43, на Невском, указан не Таджи Исамухаметов, а Мурза-Абдул Исамухаметов. Б.м. это его брат?
В разделе Средне-азиатских владений Российской империи этого справочника по г.Джаркент Семиреченской области, среди торговцев мануфактурой указан некий Исамухаметов Мухамет-Аюп.
В справочнике отсутствует раздел Финннннляндии, где находились города Або и Гельсингфорс. В разделах по Андижану и Аулиэ-ата фамилия Исамухаметов не упоминается.
Сведений по торговцам Ташкента в Саудегере найти не удалось, поскольку этот раздел справочника, как и некоторые другие (например, Ашхабад, Красноводск, Мерв, Самарканд, Верный, Джаркент, Копал, Лепсинск, Пишпек, Караколы, Туркестан, Чимкент, Скобелев, Коканд…), написан арабицей. Читать которую мне крайне затруднительно, особенно тексты такого характера.

Финские города, в которых располагалась торговля Исамухаметова из Бухары понятны, если у него имелся магазин в СПб.
Мусульмане появились в Санкт-Петербурге с первых лет существования города. Татарское население Казанской, Азовской Нижегородской, Воронежской и др. губерний было одним из основных поставщиков строительных мастеровых. Татары несли и рекрутскую повинность, солдаты из татар привлекались для работ вплоть до Академии художеств.
Однако, если говорить о горожанах, то из нерусского населения, а также не «немецко-голландского», в начале XIX века в СПб проживало «600 грузинцев и татар», при общей численности городского населения около 300 тысяч.
Во второй половине XIX в., благодаря ускоренному промышленному развитию РИ в СПб появляется много татар, а также представителей других народов Поволжья. Появились здесь и выходцы Кавказа и Закавказья.
Придерживавшиеся прорусской ориентации кавказцы ещё в нач. XIX в. отдавали своих детей в кадетские корпуса. В условиях разгоравшейся войны на Кавказе, российские власти стремились различными способами привлечь на свою сторону местную знать. В 1834 г. последовал царский указ о призыве в Пажеский корпус почетных мусульман Кавказского края.
По переписи 1869 года в СПб. насчитывалось 1707 человек мусульманского вероисповедания. При этом не учитывались те, кто проживал в городе временно. Основное большинство среди них составляли татары – 93%. Численность других этнических групп этого состава не превышала нескольких десятков человек. Здесь были представлены персиане (иранцы и азербайджанцы), турки, кабардинцы, лезгины, черкесы, абхазы, осетины, башкиры, казахи, бухарцы и арабы. При этом, все лезгины, черкесы являлись потомственными дворянами, среди иранцев к данной группе элиты принадлежали 68%.
К концу 19 столетия мусульманская община СПб выросла до 5451 чел. Тем не менее в масштабах столицы РИ, местная мусульманская община выглядела малочисленной и локальной. Хотя соборная мечеть Санкт-Петербурге, открытая в 1913 г. – самая северная в мире и до недавнего времени оставалась одной из самых крупных в Европе.
Б.м. стоит отметить в связи с бухарским торговцем на Невском, что соборная мечеть СПб была возведена при содействии эмира Бухарского.


Эмир Бухарский на торжественной закладке мечети в 1910 г.

Сеид Абдул-Ахад-хан лично обратился к императору Николаю II с ходатайством «о разрешении ему, в ознаменование дня, когда он впервые увидел наследника цесаревича, поднести петербургским мусульманам в дар соответствующий участок земли, дабы они построили на этом участке храм и возносили молитвы о Вашем, Государь, здравии». В данном случае, эмир, как искусный дипломат и политик, фактически играл на отцовских чувствах русского монарха, сумел успешно разрешить судьбоносный вопрос.

В чём же разница рассматриваемого миграционного вопроса в дореволюционных и нынешних столицах России?
Во-первых, протяженность миграционного пути, не очень доступная бедной части населения средне-азиатского населения. Время нахождения в таком долгом пути, как и отсутствие информации на Восточных окраинах РИ и находящемся под патронатом РИ Бухарском эмирате, о высоком спросе на средне-азиатских рабочих.
Во-вторых, де-факто отсутствие в дореволюционных СПб и Мск., большого спроса на дешевую рабочую силу, которой в избытке было среди более близко проживающего населения РИ.
В третьих, отсутствие квалификационных навыков дореволюционных средне-азиатских простолюдинов, которыми владеют нынешние средне-азиатские мигранты.
Ну, и законодательные ограничения на передвижения по РИ.
Так что при нынешней ситуации, патриотам следует ругать лишь тех, кто держит такой бизнес, который тяготеет к найму гастарбайтеров из бывших братских Средне-азиатских республик, ставших самостоятельными государствами.

* * *


ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:

Журнал «Огонек», номер за март 1909 г.

Мусульманский торгово-промышленный справочник "САУДЕГЕР". Составление Ш.К.Шагидуллин. Казань 1911г.

Ислам в Санкт-Петрбурге, энцикл.словарь серии «Ислам в Российской федерации». М.-Н.Новгород, ИД «Медина» 2009

Фейсбучная статья Пассаж / Passage

Сайт-путеводитель по СПб – фото пассажа

Сайт-путеводитель по СПб – фото эмира Бухарского на закладке мечети



Tags: Бухарцы, Петербург
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments