Rustam Bikbov (rbvekpros) wrote,
Rustam Bikbov
rbvekpros

Category:

"Мусульманский Петербург рубежа веков" - материал Рената Беккина на arzamas.academy

Оригинал взят у byltyr в "Мусульманский Петербург рубежа веков" - материал Рената Беккина на arzamas.academy
Строительство мечети, мусульманская пресса, слоны посреди города и другие увлекательные подробности жизни татарской общины в малоизвестных фотографиях


Петербургские татары. 1917 год
Из семейного архива Р. И. Беккина

Основную часть мусульманского населения Петербурга с самого основания города составляли татары. По указу Петра I к строительству начали привлекать не только крестьян (по од­ному человеку с четырех дворов), но и некрещеных служилых мурз — предста­вителей татарской аристократии, отказавшихся принять православие. Позже мусульманское население стало прирастать в основном за счет рекрутского набора.

К середине XVIII века татаро-мусульманские общины возникли в Кронштадте и Люба­ни — деревне, находившейся на почтовом тракте, соединявшем Петер­бург и Москву. Большинство мусульман Петербурга тогда были военнослужа­щими, небольшую группу составляли купцы. Функции имамов выполняли ря­довые, осведомленные в вопросах мусульманского обряда. Только в 1822 году в Петербурге был учрежден первый гражданский магометанский приход. И лишь во вто­рой половине XIX века гражданских мусульман стало больше, чем военных. В мемуарной литературе сохранились воспоминания о татарах-старьевщиках, которых в го­родском фольклоре называли «князьями». Князья, торговавшие красным това­ром, появлялись во дворах Петербурга с криками: «Халат, халат!» Некоторые татары работали дворниками — впрочем, до революции их было немного.

К концу XIX — началу XX века в Петербурге возникла небольшая прослойка му­сульманской интеллигенции. Это были в буквальном смысле слова духовные лидеры нации, которые появились благодаря общей либерализации политической жизни по­сле революции 1905–1907 годов.

Фотографии, зафиксировавшие отдельные моменты повседневной жизни пе­тербуржцев-мусульман, — один из немногих сохранившихся источников, рас­сказывающих о мусульманской общине в конце XIX — начале XX века.


Касимовские татары — официанты ресторанов «Донон» и «Кюба». Петербург, 1900-е годы
Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник

Одной из примет известных столичных ресторанов были официанты-татары — выходцы из Рязанской и Тамбовской губерний. В 1867 году по инициативе быв­шего официанта Хабибуллы Бекбулатова в Петербурге возникло Бекбулатов­ское общество взаимной благотворительности касимовских татар. Фактически общество было своего рода профсоюзом для татар, служивших официантами в петербургских ресторанах («Астория», «Гранд-отель Европа», «Доминик», «Донон», «Контан», «Кюба», «Медведь» и др.). В 1910 году в помещениях быв­шего «Донона» начал работу ресторан «Донон, Бетан и татары». Его совладель­цами и соучредителями были татары Изатулла Брондуков и Ибрагим Танкаче­ев. Официанты-татары объединялись в артели и жили в одном доме. В случае троекратного нарушения правил общежития член артели мог быть из нее из­гнан. На практике это означало невозможность найти хорошую, высокоопла­чиваемую работу в столице и позорное возвращение в родную деревню.


Делегаты II Всероссийского мусульманского съезда. 1906 год
Из коллекции Р. Р. Сулейманова

С 13 по 22 января 1906 года в доме купца Мухаммед-Алима Максутова (ул. Гла­зовая, 14) проходили заседания участников II Всероссийского съезда мусуль­ман — несмотря на то, что официального разрешения на его созыв не было. В начале января 1906 года в Петербург прибыло около 100 делегатов из всех мусульманских регионов империи. На съезде собирались обсудить реформу религиозно-духовного управления, Высочайший манифест 17 октября 1905 го­да, касавшийся духовно-политической и экономической жизни мусульман, отношение к Государственной думе и политическим партиям в России и другие вопросы. Несмотря на ходатайство хозяина дома городским властям, съезд не разрешили, а делегатам велели разъехаться. Но съезд все же состоялся — неофициально, в форме частных совещаний, в гостинице и на квартире Мак­сутова. Участники договорились содействовать кадетам и добиваться, чтобы мусульманское представительство в Думе было пропорционально числу му­сульман в России. Во время совещаний на квартире Максутова был принят устав либеральной мусульманской партии «Союз мусульман» («Иттифак ал-муслимин»).


Петербургские купцы-татары. Начало 1910-х годов
Из семейного архива Р. И. Беккина

На фотографии изображены купцы, предположительно торговавшие на Ново-Александровском рынке в Петербурге. Рынок был построен в Спасской части в 1865–1868 годах по проекту архитектора Александра Бруни и занимал квар­тал, ограниченный Садовой улицей, Малковым переулком (сейчас переулок Бойцова), Фонтанкой и Вознесенским проспектом. Один из пассажей на тер­ритории рынка назывался Татарским, и татары владели большинством здеш­них магазинов. Знаменитая Толкучка — крупнейшая барахолка в Петербурге во дворе Ново-Александровского рынка — располагалась между Татарским и Еврейским пассажами, на площади, которая делилась на три части кры­тыми галереями.

«После тряпичников первенствующая роль на Толкучке принадлежит татарам-халатникам, стоящим на так называемой татарской площадке, находящейся внутри рынка. На площадке — шум, крик разношерстной толпы, которая медленно движется, увлекаемая общим течением… Группа татар в их национальных шапках выстроилась рядами в виде каре. Снаружи этого четырехугольника и движется главным образом толпа. Перед каждым татарином на земле лежит куча старья: шапки, сарафаны, юбки, сапоги, кафтаны и многое множество других пред­метов обыденной жизни, собранных сюда точно после сильного пожара в большом городе».
Анатолий Бахтияров. «Брюхо Петер­бурга»


Мальчишки-татары с окраины Петербурга. Начало 1910-х годов
Из семейного архива Р. И. Беккина
О том, как складывалась жизнь татарских мальчиков в Петербурге в начале XX столетия, сохранились свидетельства мемуаристов:

«Абсаттар Аминов был гвардейским офицером, вполне состоятельным человеком. Когда он решил сделать сына коммерсантом, то отдал его в семилетнем возрасте „в мальчики“ петербургскому миллионеру ме­ховщику Сагдиеву. Тот для нескольких учеников содержал кухарку и квартиру, а нанятые учителя (мударрисы) учили детей шариату, араб­ской и русской речи, арифметике, счетоводству, началам коммерции. Часть времени мальчики проводили в магазинах, на практике осваивая профессию. Поэтому не надо удивляться, что справочные книги петер­бургского купечества включали фамилии очень молодых владельцев магазинов… В правилах хорошего тона мусульманскому мальчику дела­лись наставления: „Старайся усваивать науку, ибо она учит богопозна­нию, а кроме того, ученый человек легко устраивает жизнь“».
Мадина Уразова-Аминова. «Служилые татары»


Татары из города Луги. 1910-е годы
Из семейного архива Х. Х. Кураевой

История мусульманской общины в Луге начинается примерно с 1850–60-х го­дов. В 1857 году Петербургско-Варшавская железная дорога соединила неболь­шой уездный городок Лугу с Гатчиной, а спустя два года — и с Псковом. В этот период здесь обосновалась небольшая группа касимовских татар. В начале XX века неформальным лидером татаро-мусульманской общины города был владелец буфета на железнодорожном вокзале Луги — касимовец Вали Сима­ков (1889–1964). Его дом, часть помещений которого по пятницам и в дни мусульманских праздников превращалась в молельню, сохранился до наших дней на улице Урицкого, 54.



Раненые Царскосельского лазарета на молитве
Р. И. Беккин, А. Н. Тагирджанова. «Мусульманский Петербург. Исторический путеводитель. Жизнь мусульман в городе на Неве и в его окрестностях» (2016)


Омовение перед молитвой пациентов Царскосельского лазарета

В годы Первой мировой войны в Царском Селе располагался 54-й Царскосель­ский лазарет таврических мусульман. Он был открыт 13 декабря 1914 года на средства мусульман — выходцев с Крымского полуострова. Лазарет на сто кроватей находился в одном из корпусов казарм лейб-гвардии Кирасирского полка. Сюда попадали тяжелораненые с санитарных поездов, приходивших в Царское Село, — в основном мусульмане, практически не владевшие русским и нуждавшиеся в уходе со стороны врачей и персонала, говоривших с ними на тюрки. Необходимость практиковать исламские обряды также обуславли­вала создание специализированного лазарета для мусульман. В лазарете была молельная комната, устланная коврами.

Сократил немного. Полностью материал тут: http://arzamas.academy/mag/357-muslims
Tags: Петербург
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments