Rustam Bikbov (rbvekpros) wrote,
Rustam Bikbov
rbvekpros

Category:

Кинофикация. 1919-1940 гг..

Вопросы национального кино при столь широкомасштабном разворачивании социалистического строительства никогда не оставались без внимания. Но представлены они в документах гораздо скупее, нежели остальные. Слишком дорогостоящим пропагандистским оружием в принципе они оказались для нищей и безграмотной России, тем более для отсталых тюркских народов Урала. В отчетах татар, представляющих советские органы, вопрос фактически не поднимается. Национальные газеты, клубы и даже свой театр – это уже чудо. Поднять бы их при постоянном катастрофическом недостатке средств и кадров.


Часть 1. Из истории провинциальных аттракционов. 1906-1914 гг.

1919-1940.

Первая кинопередвижка (вероятно, уместно будет сказать – советская) в городах Урала начала работать в 1919 году, а в селе – в 1924. Несколько небезынтересных документов.

Удостоверение от 13 сентября 1919г.. «Льву Кулешову поручается организация кино-секции при Екатеринбургском Отделе Народного Просвещения». В его задачу входит: осмотр и учет кинематографических контор, театров, мастерских, лабораторий и приглашение специалистов.[1]

Вероятно, в 1919 году создается Областной Фото-Кино-Комитет Урала и Сибири, именно в этом году, 1 января Коллегия Екатеринбургского ГубОНО передает в ведение Комитета имущество национализированных кино-прокатных контор «Алианс», Либкина, Сазоновского и «Савва».[2]

Первая звуковая установка сдана в эксплуатацию 7 ноября 1931 года.[3] Но о роли звукового кино мы поговорим отдельно.

1931 год.

О проблемах национального кино говорят больше люди, хоть в какой-то степени понимающие специфику нового искусства. К сожалению, выступления эти стенографируются весьма нечленораздельно.

5 мая 1931 года на третьем заседании комиссии по подготовке вопроса к бюро о работе среди нацмен выступает от Союзкино Курсевич. Все попытки изготовления фильмов самостоятельно терпят крах, вследствие того, что на это просто не было выделено ни одного метра пленки. Были совраны намечавшиеся экспедиции кинопередвижек в национальные районы. Была проведена экспедиция в Магнитогорск, но что-либо сказать о том, были ли подготовлены кадры, он выражается крайне нечленораздельно.

По части фильмов (фильма – так звучало в те времена правильно) с надписями дело обстояло несколько лучше. Здесь мы, - говорит Курсевич, - регулярно, правда, в микроскопических дозах получаем новые фильмы с русско-татарскими надписями. Эти фильмы целиком и полностью направляются в районы татаро-башкир. Теряюсь даже, как передать его речь, вернее, стенограмму этой речи. Придерживаясь записей, буду все же править их по своему разумению. Итак, кроме того, чтобы больше продвинуть кино, а так как организации в нацменовских районах не совсем подвижны, с этой целью мы создали свою бригаду, правда, сперва мы взяли демобилизованного красноармейца татарина, он уже в армии кончил курсы киномехаников, отправили его на обслуживание татаро-башкирских районов. Он у нас ездит все время по нацменовским районам, дома бывает не более 5-ти – думаю, что не меньше пяти и не больше тридцати, решайте сами – дней в месяц, последнее время он стал ездить с политпросветчиком, тоже татарином, таким образом получилось нечто вроде бригады… Впечатляет, не правда ли?

В последнее время мы имеем на русско-татарском языке до 15 фильмов, что значит, что кадры половина в переводе на русский язык и на татарский. Речь идет о немом кино, и я думаю, что он хотел сказать, что под русской надписью – надпись перевода на татарский язык. Из последних фильмов: детский – «Федькина правда» и фильм для взрослых – «Иуда». Есть также фильм «Апайка» и целый ряд вещей. Впрочем, их перечислением он себя не утруждает. В заключение признавая, что фильмов «нацменхарактера» очень недостаточно. Такие фильмы, как «Шалал Рабат» (?) «Дочь святого», которая отражают – не совсем ясно, два это фильма или название с переводом, - борьбу женщины нацменки, в первую очередь отправляются в нацменрайоны. Но дело в том, что не все фильмы обеспечены татарскими надписями.

И последнее… «переводы с русского на татарский сильно хромают… татарин учившийся по старинке не все понимает».

Фильмы переводят в Москве на фабрике Союзкино. Это можно было делать здесь, у нас есть типография, которая может «великолепно» печатать надписи, есть люди, которые могут переводить, но в фильме примерно 100 надписей, в среднем на одну надпись надо 3-4 метра пленки, так что на каждый экземпляр нужно «коробочку» пленки. «А мы(вы) знаете что мы в этом деле без крыльев. Вот такое положение кино».[4]

1934 год.

По решению Совнаркома РСФСР «о реорганизации управления киносетью на территории РСФСР» на базе областной конторы «Роскино» и Кинообъединения при Свердловском ОблОНО был создан Свердловский областной трест по кинофикации, приступивший к работе с 1 января 1934 года.[5]

11 декабря 1934 года выходит постановление СНК СССР – Об организации звукового кино в районных центрах. Это кульминационный период в осознании огромной пропагандистской мощи кинематографа, и именно – звукового. Теперь кинофикация находится под особо пристальным вниманием партийного аппарата.

1935 год.

Кино в руках Советской власти представляет огромную неоценимую силу…

Обладая исключительными возможностями духовного воздействия на массы, кино помогает рабочему классу и его партии воспитывать трудящихся в духе Социализма, организовывать массы на борьбу за Социализм, подымать их культуру и политическую боеспособность».

Сталин. «Правда», 11.01.35 г.

«В Бардымский и Манчажский национальные районы была послана агитбригада с кино-передвижкой. Бригада обслужила 33 колхоза, в которых прочитано 34 лекции на татарском языке на темы: «Современный ислам», «Отчего зависит урожай», после чего демонстрировались картины из татарской жизни «Купол ислама» и «Эмигрант». Обе картины антирелигиозного содержания. На кинолекциях присутствовало – 5676 человек, колхозников и единоличников татар».[6]

В Свердловск направлен кинорежиссер «Союзкинохроники» Массальский М.Г., цель командировки организация в Свердловске фабрики кинохроники и документальных фильмов (пока в Свердловске есть Уральское отделение «Союзкинохроники»). 11 февраля 1935 года в докладной записке он отмечает, что в городе есть прекрасное техническое оборудование: 7 съемочных аппаратов – это семь творческих бригад, замечательный копировальный аппарат новейшей конструкции, осветительная аппаратура, все это стоимостью 100 тыс.руб.золотом, причем оборудование импортное. Из Москвы приехали специалисты. Заснято 10 тыс.метров пленки с новостроек. Во втором квартале из Москвы должна поступить звукозаписывающая аппаратура. Осталось за малым: у студии нет помещения ни для хранения пленок, ни для кинопроизводства. У Массальского приготовлено и название для новой фабрики «Чапаев».[7]

Впрочем, годом позже будет произведена очистка по содержанию и будет отгружено свыше 14 тонн фильмовой макулатуры, копившейся на Свердловском складе около десятилетия.[8]

3 марта выходит постановление бюро обкома «Об организации звукового кино в колхозах и райцентрах области»: не позднее 1 июня 1935 года пустить в эксплуатацию 21 звуковой кинотеатр. Решение вопроса возложить на профорганизации. В течение 2-го квартала 15 звуковых кинотеатров, 3 и 4-го – уже 70 звуковых кинотеатров в райцентрах области. Кинотресту же организовать курсы операторов, осуществив первый выпуск уже 16 сентября.[9]

На 31 декабря 1935 года в области звуковых киноустановок – 105 штук, немых – 733.[10]

1936 год.

На 1 декабря 1936 года: 211 звуковых киноустановок и 644 немых.[11] Но бездействует 17 звуковых киноустановок, из них 7 в городах, 131 – немых. 78 киноустановок, из них 21 клубных стационаров, не имеют киномехаников.

Америка. Ильф и Петров. А в это время…

Американская кинематография, - писали Ильф и Петров, - «так же похожа на настоящее искусство, как обезьянья любовь к детям похожа на человеческую. Очень похожа и в то же время невыносимо противна».[12]

«Культурный американец не признает за отечественной кинематографией права называться искусством. Больше того: он скажет вам, что американская кинематография – это моральная эпидемия, не менее вредная и опасная, чем скарлатина или чума. Все превосходные достижения американской культуры – школы, университеты, литература, театр – все это пришиблено, оглушено кинематографией. Можно быть милым и умным мальчиком, прекрасно учиться в школе, отлично пройти курс университетских наук – и после нескольких лет исправного посещения кинематографа превратиться в идиота.[13]

Это великая, образцово поставленная фабрика халтуры».[14]

1937 год.

Кинопередвижки используются всего на 10-15 %, и 10 февраля бюро Обкома принимает постановление «О кино-обслуживании трудящихся области».[15]

29 декабря бюро принимает решение о внедрении звукового кино в каждом районном центре.[16]

1938 год.

На заседании бюро Обкома от 2 августа, когда рассматривается вопрос о состоянии кинофикации в области, о национальных проблемах – ни слова.[17]

В ноябре-декабре планируется провести колхозный кинофестиваль.[18]

В конце 1938 года советской кинопромышленностью освоен выпуск нового типа киноаппаратов – звуковой узкопленочник. Его особенности – портативность, хорошее качество звучания и проекции, высокая экономичность эксплуатации. Особенности пленки – большая устойчивость к возгоранию.[19]

1940 год.

В стране отмечается 20-летие советской кинематографии. В Свердловске намечено провести кинофестиваль в кинотеатре «Октябрь» с 12 по 20 февраля, показав лучшие советские фильмы. На 19 февраля намечено заседание актива работников кино.[20]
...
[1] ГАСО, ф.17, оп.1, д.150, л.1.
[2] ГАСО, ф.17, оп.1, д.151, л.1.
[3] ЦДООСО, ф.4, оп.14, д.370, л.105.
[4] ЦДООСО, ф.4, оп.9, д.194, лл.84-86.
[5] ЦДООСО, ф.4, оп.14, д.384, л.47.
[6] ЦДООСО, ф.4, оп.13, д.452, л.79.
[7] ЦДООСО, ф.4, оп.13, д.449, лл.81, 84, 105, 108.
[8] ЦДООСО, ф.4, оп.14, д.384, л.91.
[9] ЦДООСО, ф.4, оп.13, д.34, лл.30,31,36.
[10] ЦДООСО, ф.4, оп.14, д.370, л.114.
[11] ЦДООСО, ф.4, оп.14, д.370, л.114.
[12] Ильф А.И., Петров Е.П. Одноэтажная Америка. Т.4. – М., 1961. С.с.в 5 тт. – с.343.
[13] Ильф А.И., Петров Е.П. Одноэтажная Америка. Т.4. – М., 1961. С.с.в 5 тт. – с.342.
[14] То же – с.347.
[15] ЦДООСО, ф.4, оп.15, д.45, л.14.
[16] ЦДООСО, ф.4, оп.15, д.74, л.97.
[17] ЦДООСО, ф.4, оп.34, д.128, лл..24-28.
[18] ЦДООСО, ф.4, оп.34, д.130, л.55.
[19] ЦДООСО, ф.4, оп.34, д.246, л.61.
[20] ЦДООСО, 4, оп.35, д.113, л.66.

Tags: Америка, Екатеринбург, Ильф и Петров, Кинематограф, Свердловск, Свердловская область, Сталин, Татары и башкиры Среднего Урала
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments