Rustam Bikbov (rbvekpros) wrote,
Rustam Bikbov
rbvekpros

Categories:

Башкирские и мещеряцкие деревни бывшего Екатеринбургского уезда. Часть 3. Проект.

Башкирские и мещеряцкие деревни бывшего Екатеринбургского уезда. Часть 3. Проект.
Мусакаева. Нурушева. Кунашак. Касли. Некоторые итоги. (2 часть)

И деревня, которая, вообще, находится на особом счету:
Мусакаева (Мусякаева)
В некоторых документах она называется как Малая Караболка. На карте 1869 года названа просто «Мещеряцкая». Озадачивает тот факт, что на карте 1903 года она находится к северо-востоку от Караболки, на современных – к юго-западу.
Ближайшая деревня к Татарской Караболке, ныне относится к Куяшскому сельсовету Кунашакского района, на берегу маленькой реки – правого притока Караболки. Деревня со всех сторон окружена лесами. В двух километрах – автомагистраль Екатеринбург-Челябинск. В 1995 году население – 44 человека. По ЧОЭ основана после 1742 года приволжскими татарами, поселившимися на башкирских землях, чтобы избежать насильственного крещения. !!! Кто знаком немного с материалами, к примеру, столыпинского переселения, тот засомневается в правомерности столь прямолинейной формулировки. Дойти от Приволжья в те времена, не подвергнувшись чиновничьему, таможенному или какому другому произволу, взять да и осесть на башкирских землях в то время, когда еще не прекратились башкирские восстания? Или как раз после жестокого подавления восстания, которое называли, ни много ни мало, войной, 1735-36 гг. Но с другой стороны, ведь не где-нибудь «на башкирских землях», а рядышком с крупнейшей мещеряцкой деревней. Взять да и основать деревню. Какими средствами, на какие средства?
Понятно, что деревня названа в честь «их родоначальника» Мусы (умен.-ласк. – Мусакай) А может, в честь первого умершего ребенка на новой земле, будь он и из другого рода, - первой жертвы Аллаху или древним языческим богам новой земли?[1]

К стыду своему, должен признать, что одна деревня у меня выскальзывает, я так и не смог идентифицировать некую –
Нрушева – 1826, или Нурушева – 1870.
Не смог идентифицировать даже по количеству жителей. «Перешла» в другой уезд? Больше нигде такого названия не встречал. Она упоминается в «Списках…Казанского учебного округа. 1870», есть путь ее идентификации по цифрам, в некоторых деревнях теряется от 50 до 150 человек, возможно, некогда рядом существовали две деревни, которые в итоге сливаются в одну. К примеру, в «Списках …Пермской губернии» 1869 года, нет даже похожего названия, если не брать в расчет Назарова и Назырова. Возможно, она «влилась» в Сак-Элгинский выселок при Соймановском заводе (или рудниках) (103 мужчины и 121 женщина на 1869 год по Пермским спискам), ибо появление там мечети и немалого башкирского населения – не объяснимо.
В Казанских списках население Нурушева в 1870 году – 58 мужчин и 47 женщин, по документу 1826 года в Нрушева при соборной мечети 138 человек, в Пермских списках, я уже говорил, такой деревни нет. Больше я о ней не слышал. 

Запад и Восток. Касли и Кунашак.
Кунашак.
По документам явное тяготение населения деревень Екатеринбургского уезда к этому мусульманскому центру, но административно он принадлежал Шадринскому уезду. Не рассмотрев жизнедеятельность этого центра нам трудно будет понять, что происходило в жизни мусульман Екатеринбургского уезда.
Административный центр Кунашакского сельсовета и района, расположена на южном берегу озера Кунашак.
Первое поселение на месте современного села (территория считалась башкирской) основано мишарями в 1730-1736 гг., как перевалочный пункт на караванном пути из Казахстана в Пермь. Итак, отметим для себя, - это третье направление торгового пути (Иткуль – первое, второе – Караболка), и вновь, как в Караболке, пункт основан мещеряками (у автора статьи в энциклопедии – мишарами, но это говорит только о том, что исследователи постоянно путают эти понятия, что неправомерно, должен быть смысл в том, что их в свое время развели). Вероятное происхождение от тюрк. Куншак, кунсак, Кончак – «кольчуга» или «место ночевки». С 1735 – административный центр Кунашакской волости Шадринского уезда. Это заставляет усомниться в дате появления деревни в начале 30-годов XIX века.

Красивой легендой поделился на страницах «Уральского следопыта» Фарит Хасанов. Не грех пересказать ее.
«… Вот какую историю рассказал Абдулла Галлиев из села Курманово своему сыну Жаннетту (я записал со слов Жаннетта в 1985 году, ему в то время было 50 лет). До революции Абдулла Галлиев был дружен с Хафизом-писарем из Кунашака. Тот показал ему записи на арабском языке о переселении татар с волги на Урал.
Когда караван вышел за Уральский хребет, то после двух дней пути люди увидели  в степи одинокий мавзолей. Они находились как бы на острове среди болот. Вокруг ходили лоси. Болото кишело гусями. Старший одного из родов, посоветовавшись со своими, решает остаться, и возникает село. Ему дали название «Мыша», что означает лосиное». Теперь это районный центр Варна, переименованный в честь взятия русскими войсками в 1828 году турецкой крепости. А караван движется на север и у слияния рек Уй и Увелка основывает город Троицк (постараемся и это запомнить – Р.Б.).
Остаток каравана продолжает путь на север. У одного озера увидели два табора дерущихся между собой цыган (а вот это – совершенно неожиданный поворот! – Р.Б.). Джигиты ввязались и разняли их. Один из таборов примкнул к каравану.
Около большого озера Уелги облюбовали место – кругом леса, пастбища, озеро богато дичью и рыбой. Башкирских аулов вблизи не оказалось. Построили «Кышлак» - зимник, а озеро, где была стоянка цыган, назвали «Чыган як» - цыганская сторона. Сейчас это озеро называется «Шыганяк» и находится около села Муслюмово.
Когда объявились в башкирских землях поселенцы, начались сделки и ссоры из-за земли между родами и аулами.
Один смышленый башкир решил покончить с рознью. Зарезал большого быка, снял шкуру, обделал и нарисовал на коже аулы, озера, пастбища и, согласно словам старейшин, разделил на участки. Старейшинам идея понравилась, и они тут же утвердили план молитвой. Так как татары не коренное население, им вовсе не дали земли. Когда они начали требовать, башкиры сказали: «Мы ничего не можем поделать, поздно, утвердили молитвой. Закон Аллаха нельзя нарушать, идите ищите новые земли». Татары с цыганами, посовещавшись, обратились к аксакалам: «Дайте нам хоть вот с эту шкуру». Башкиры переглянулись и, чуть поразмыслив, согласились: «Так и быть. Берите, только с эту шкуру».
Татары выложили точно такую же большую шкуру и начали резать. Резали, якобы, 33 дня. Когда закончили, получилась многокилометровая граница. Какая земля осталась в окружности, стала татарской, и назвали ту землю «Кунчак» - земля с величину шкуры.
Хотите верьте, хотите нет. Легенда есть легенда».[2]

1795 год – 300 душ мужского пола, в 1811 – 419 душ мужского пола, 116 дворов. Жители продавали излишки своей продукции или обменивали на изделия из металла на базарах в Каслях или Челябинске, но как же они проживали до этого? В 1870 году население деревни около (!) трех тысяч человек: 1447 м. и 1328 ж.. Это также сравнимо только с Караболкой.
И вновь абстрактные данные: В начале 20-го века действовали мечеть и медресе при ней, а также трехклассная школа, я полагаю, земская русско-башкирская (или русско-татарская школа)? Но автор статьи, к сожалению, не делает различий между мектеб и медресе, просто трехклассной школой или башкиро(татаро-) русской начальной школой (в начале XX века подобные школы назывались начальными училищами.[3]

Метрики в ГАСО с 1904 года.
Кунашак уникален и тем, что имел некогда «национальную» типографию, а сегодня богатый музей.
Статья о Кунашакском районе интересней. Выпишем то, что кажется нам существенным для наших поисков.

Касли.
Эта тема крайне интересна для любопытного исследователя и абсолютно неинтересна ни мусульманским ни православным «ученым». Касли в начале века становится центром противомусульманской миссии Екатеринбургской епархии. Особо активную деятельность развивает отец Миропольский, назначенный миссионером в 1910 году. Бесценные заметки будут опубликованы в «Ведомостях Екатеринбургской епархии». Вопрос этот требует особого рассмотрения. Мы попробуем по силе наших способностей членораздельно обобщить некоторый материал.
Начнем с энциклопедии, представив еще один пример недобросовестного отношения к написанию статьи. Сразу бросается в глаза, что количество населения отслеживается с 1897 года. Фактически отсутствует предыстория открытия месторождения, взаимоотношений с местным населением, гипотеза о «южном пути», а вся история начинается с Коробкова Я.Р., построившего первый завод на территории Каслей.
По одной из версий, название поселка произошло от башкирского слова (каково?), что означает «гусиное озеро».
Остальная история города состоит из общих фраз, для наших поисков ничего не дающих.

Итог.
Итак, что-нибудь удалось нам прояснить? Когда, кто и откуда? Не продвинулись ни на шаг. Мы ничего не можем сказать о том, что происходило на этих территориях, пока упоминания о них не появляются в российских документах. За порогом событий пугачевского периода – тьма.
Чтобы что-то понять, нам необходимо прояснить период между распадом Орды, появлением Золотой и Сибирской Орд и их взаимоотношений. То, что «южный уральский путь», существовал задолго до «северного», назову его «русским», у меня это сомнений не вызывает. Но какими могли быть «караван-сараи», мы, к сожалению, ничего не знаем. Дорога была - с условной долей необходимости должны были быть и стоянки, и перевалы, и ночлеги и, соответственно, охрана или «таможни». Могли легенды татар соответствовать истине? Могли. Могли те, кого мы сегодня называем южно-уральскими мещеряками, придти не только и не столько в XVI веке, после разгрома Казанского ханства? Могли. Мы знаем о влиянии сибирских ханов на внутри и внешнеполитическую жизнь Казанского ханства. Итак, предположительно, что «южный» путь сформировался при хане Узбеке. И если бежали татары с берегов Волги, то - не от насильственной христианизации, а от насильственной исламизации. Возможно ли это? Возможно? Два потока населения того времени устремилось в разные стороны. Один – в свободную от религиозного мракобесия Московию, на Запад, другой – на Восток, где Узбек не силах был диктовать свои условия. Отсюда и пошла новая расея, рассеяние, которое и послужит основаниям для «собирания» «земли русской».
При Грозном Кучум стоит на пути караванов бухарцев? Итак, разгром Кучума выгоден всем. «Завоевывая» Сибирь наводился хоть какой-то взаимовыгодный, и в первую очередь, для торговли порядок. Когда речь идет о «завоеваниях» таких территорий, подчинение – объяснить дань иначе не могут, мне кажется это просто вздором. Дань – это лишь возможность торговать на территории, принадлежащей другому. Говорить о завоевании обширнейшей территории, на которой ничтожнейшая плотность населения, и воевать-то, собственно некому и не за что… мы не будем, хотел я сказать.
Вернуться!!!!
Уральский следопыт, 1994, № 1. Софронов В. Страна сибиров. – с.70-72.
Уральский следопыт, 2000, № 1. Зыков А., Шашков А. Тюменская держава Шейбанидов. – с.5-8.
Окончание - 4 часть.

[1] Размышления на основе статьи В.В.Поздеева. (ЧОЭ, т.4, с.424)
[2] Хасанов Ф. Земля величиной со шкуру. – Уральский следопыт, 1992, № 3, с.73.
[3] Поздеев В.В., Козырева И.Н. ЧОЭ, т.3, с.559.

Tags: Башкиры, Бухарцы, Деревни, Екатеринбургский уезд, Ислам в местечках, Крымские татары, Метрики, Мечети, Мещеряки, Мишари, Челябинская область
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments