?

Log in

No account? Create an account

"Век просвещения"

Материалы по истории татар и башкир на Урале. Рустам Бикбов

Previous Entry Share Next Entry
Екатеринбург портовый. Транс-Уральский водный путь
rbvekpros
ЕКАТЕРИНБУРГ, 22, VI. Сегодня прибыла правительственная комиссия для исследования водных путей Среднего Урала . По проекту комиссии, бассейны Волги и Оби, через посредство Камы и Тобола, соединяются путем шлюзования рек Чусовой, Решетки и Исети с проведением шестиверстного канала, способного пропускать пароходы. Канал пересечет Екатеринбург, обращая, таким образом, этот город в портовый. Стоимость сооружения этого водного пути исчислена в 70 – 100 миллионов рублей, при длине в 1500 верст. Стоимость оборудования одной версты пути исчислена в 46 – 66 000 рублей. (Русское слово, 06 июля (23 июня) 1910 года)

Как можно обойти тускнеющим вниманием этот вопрос? Порой мне казалось, что Екатеринбургская Биржа - нечто вроде полуделового клуба, где можно порассуждать о глобальных проблемах. Многие проекты были утопичны, что не значит, что они были неинтересны. За что мужчины порой любят рыбалку, даже когда плохо клюет? Читая материалы, касающиеся различных проектов, неосуществлённых и растянутых на десятилетия, я начинаю осознавать, какой урон, ущерб нанесла русско-японская война. Первая мировая война отбросила Россию... навсегда. Мы пожинаем плоды благородства битвы за братские народы, которые уже тысячу раз предали друг друга, до сих пор.
7 апреля 1913 года.
Общее собрание членов Екатеринбургского Биржевого общества. Вопрос о проекте, по-моему, даже не стоял в повестке собрания. Напомню, что в Екатеринбурге нет ни водопровода, ни канализации, в непогоду дороги и тротуары превращаются в трудно проходимое месиво, второе десятилетие отцы города мечтают о трамвае... постепенно превращаясь в гоголевских персонажей, на которых, правда, не хватает уже Салтыкова-Щедрина, но, к счастью, найдётся секретарь биржи, который сумеет достойно зафиксировать дебаты по части фантастического проекта превратить город в порт:
г.И.Е.Ошурков. В бытность в Петербурге мне удалось детально ознакомиться с проектом Транс-Уральского водного пути. Оказывается, что существует два варианта этого пути: одним проектом предусматривается проведение пути по реке Исети через Екатеринбург, по другому же проекту путь обходит Екатеринбург, направляясь из Верх-Исетского пруда каналом в р.Черемшанку и выходит в Исеть только в с.Уктус. Екатеринбург, таким образом, остается в стороне, благодаря чему лишается очень многого. Биржевому Обществу необходимо реагировать на такое предположение, надо добиваться, чтобы Транс-Уральский водный путь был проведен непременно по Исети через Екатеринбург.
г.Председатель. Проект Транс-Уральского водного пути с обходом Екатеринбурга явился результатом того, что проведение пути по Исети через Екатеринбург сопряжено с необходимостью делать весьма ценные отчуждения. Исеть стеснена строениями и всякое её расширение в пределах города повлечет за собой громадные расходы на вознаграждение владельцев имуществ за его отчуждения. Отчуждению подлежали бы некоторые учебные заведения, много обывательских домов, подлежали бы отчуждению таже и железнодорожные мастерские. (...) Шансов на это, по моему мнению, очень мало.
г.И.Е.Ошурков, не разделяя соображений г.Председателя и настаивая на необходимости возбуждения ходатайства о проведении Транс-Уральского пути через Екатеринбург, заявил, что те затраты, какие потребуются при этом на отчуждение разных строений, компенсируются выгодами, которые дает городу этот путь, имеющий для него чрезвычайно важное значение. В частности, с проведением Транс-Уральского водного пути через Екатеринбург, последний был бы навсегда обеспечен чистой горной водой реки Чусовой и, следовательно, был бы избавлен от необходимости затрачивать крупные средства на устройство водопровода, тогда достаточно было бы устроить лишь несколько фильтров по берегам Исети в пределах города...
(По материалам Обзора деятельности Екатеринбургской товарной и горнопромышленной Биржи за 1913 год.)
...
Я вернусь к этой теме чуть позже. Однажды я обязательно озвучу цифры, касающиеся масштабов товарных потоков через Екатеринбург, и идея соединения Волжско-Камского и Обь-Иртышского бассейнов перестанет казаться фантастически вздорной...
А пока предлагаю познакомиться с некоторыми материалами по теме:
- Фотографии Прокудина-Горского 1912 г. ПО ТРАССЕ КАНАЛА ЧУСОВАЯ - ИСЕТЬ: "Далее Прокудин-Горский совершил поездку по местности, в которой в начале XX в. предполагалось провести канал от Чусовой к Исети. Этот канал должен был стать важнейшей частью Транскральского водного пути (называемого также Камско-Тобольским), который соединил бы бассейны основных рек Европейской части России и Западной Сибири. Новый судоходный путь разгрузил бы Транссибирскую железную дорогу, обеспечил бы более дешевую доставку грузов; в соответствии с проектом Екатеринбург стал бы одним из важнейших портовых городов России. Предполагалось строительство шлюзов, водохранилищ, гидроэлектростанций..."
- Злобновато-ревностный рассказ о проекте. Вопрос о водоснабжении Екатеринбурга решался всё же с помощью Чусовой: Иванов Алексей. ТРАНСУРАЛЬСКИЙ ВОДНЫЙ ПУТЬ. "Последней химерой, которая слепилась в истории Чусовой во мраке XX века, была идея Трансуральского водного пути".
- О Чусовой: РЕКА БОЛЬШОГО БУДУЩЕГО. Глава из книги Головко В. Вдоль берегов уральских рек. Свердловск, 1961 г.
- О сибирских перспективах, о соединении бассейнов Оби и Енисея: журнал Михаила Архиповаriverpilgrim- От Волги до Енисея. Журнал интересен сам по себе. А в этой заметке обязательно почитайте комментарии.
- В Екатеринбурге этим вопросом в своих пределах занимался Д. В. Гаврилов (ИИиА УрО РАН): Екатеринбург — порт шести морей Евразии и всех главных рек Европейской России и Западной Сибири: неосуществлённый и забытый проект начала XX в.

Современное состояние Исети в Екатеринбурге - "Исеть, встретившая Екатеринбург" (заявка на документальный фильм)
См. по тегу http://rbvekpros.livejournal.com/tag/"Екатеринбург%20-%20порт%20морской"