Rustam Bikbov (rbvekpros) wrote,
Rustam Bikbov
rbvekpros

Categories:

Из истории аттракционов в Екатеринбурге. Электро или театр? Театр для бедных?

Фильмы, демонстрировавшиеся на экранах г.Екатеринбурга в 1912 году.
По материлам газеты "Голос Урала", первый год издания, 4 марта вышел 1-й номер. Редактор А.И.Шубин. Издательница М.А.Мамина.
Март.
Электро-театр Миниатюр "Лоранжъ"
4-8. "Великий момент", жизненная драма с участием Асты Нельзен, длина ленты 1200 метров и много других.
Первыми европейскими звездами кино стали датчанка Аста Нильсен, итальянки Пина Меникелли и Франческа Бертини. Русские прокатчики фильмов вполне осознавали рекламную притягательность звездных имен. В объявлениях замелькали выделенные крупным шрифтом имена Асты Нильсен, Франчески Бертини.[i] Фирма «Танагра» анонсировала серию картин стоимостью в полтора миллиона рублей с участием «великой артистки Асты Нильсен», которая в год получает гонорар в 100.000 рублей и получает более 10.000 благодарственных писем «за свою чарующую игру», пообещав выплатить 1.000 рублей премии тому, кто «помимо нас сумеет получить хоть одну картину новой художественной серии с участием датской звезды. [ii] Аста Нильсен стала прототипом одного из лучших художественных киноплакатов начала ХХ в., посвященного норвежскому фильму «Бездна» (1910 г.), который в России пользовался громадным успехом и вызвал множество подражаний. Фильм принадлежал к популярному тогда жанру мелодрамы о «падшей» женщине, «белой рабыне». Выполненный в лилово-синих тонах в стиле «модерн» плакат имеет самостоятельную художественную ценность. - Л.Г. Березовая. «Великий немой» в зеркале рекламы начала ХХ века // Вестник истории, литературы, искусства /под ред. Г.М. Борнгард-Левина. М.: Собрание: Наука, 2007 Т. 4. С. 325-339.  1 п.л. Тираж 400 экз.

[i] См. рекламу с именем Франчески Бертини и Асты Нильсен в: Вся кинематография: настольная справочная книга. Пг., 1916. Рекламный блок. С. 94.; Вестник кинематографии. 1912 № 37. Обложка и др.
[ii] Вестник кинематографии. 1912. № 37. С. 40.

Аста Нильсен (дат. Asta Nielsen, урождённая Аста Софи Амалия Нильсен Asta Sofie Amalie Nielsen; 11 сентября 1881, Копенгаген — 25 мая 1972, Фредериксберг) — датская актриса немого кино, получившая признание в Германии. Она была самой популярной актрисой в России до 1914 года.
Аста Нильсен выросла в Швеции и Дании. Ещё ребёнком она познакомилась с миром театра. С 1902 года Аста Нильсен постоянно работала в Копенгагене. Первый же фильм с её участием «Бездна» (Afgrunden, 1910) обеспечил ей и режиссёру Урбану Гаду контракт на производство нескольких фильмов в Германии, который впоследствии был продлён до 1915 года. В начале Аста Нильсен снималась только в фильмах своего мужа режиссёра Урбана Гада. Это были преимущественно роли противоречивых женщин, чьё поведение не соответствовало общественным нормам, как, например, в фильме «Чужая птица» (Der fremde Vogel, 1911) или «Бедная Дженни» (Die arme Jenny, 1912). Но Нильсен демонстрировала также талант в комических ролях: роль в фильме «Ангелочек» (Engelein, 1914) произвела такой фурор, что было снято продолжение фильма. В 1916 году Аста Нильсен уехала в Данию и вернулась в Германию лишь после окончания Первой мировой войны.
- Великолепный материал собран haez Аста Нильсен: фильмы 1911 года. Нецензурное кино!

13. "В объятиях волн", "Памяти матери" и др.

15. "По разным дорогам" (драма), "Кто виноват" (драма), "Боба-жених" (комическ.), "Три невесты спорить стали" (комедия), "Гора святого Михаила" (натура).

Электро-театр "Варьетэ"
10. Боевая программа картин:
1). Девы Аргоса (драма) - Историческая драма, 310 м, 1911. (Гомон). Либретто: «Сине-фоно», 1910–1911, 24, 23.
2). Колдунья" (Драма)
3). Вилли-привидение (комическ.)
Крымский конный полк (вид.) и др.

Городской театр-кинефатографъ.
С 25 марта новая перемена программы. Первым экраном только в Городском театре.
"В 16 лет" (драма в двух частях).
"Прекрасная Люканида или борьба рогачей с усачами (редкостная по замыслу картина).
- Работа Старевича на Ханжонкова. В технике покадровой съемки Старевич снимает вышедший в прокат в 1912 году короткометражный фильм «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами», в котором жуки разыгрывали сцены, пародирующие сюжеты из рыцарских романов. Фильм пользовался бешеным успехом у российских и зарубежных зрителей. Покадровая техника кукольной анимации была тогда совершенно неизвестна, поэтому во многих отзывах сквозило изумление тем, каких невероятных вещей можно добиться дрессировкой от насекомых. Например, лондонская газета «Evening News» писала: «Как всё это сделано? Никто из видевших картину не мог объяснить. Если жуки дрессированные, то дрессировщик их должен был быть человеком волшебной фантазии и терпения. Что действующие лица именно жуки, это ясно видно при внимательном рассмотрении их внешности. Как бы то ни было, мы стоим лицом к лицу с поразительным явлением нашего века…» Старевич, Владислав Александрович.
"В забытых уголках родины" (с натуры)
"Таинственный приключения" (комическая)
Сверх программы гастроли знаменитой итальянской артистки сеньорины La bella Паладжи. Начало сеансов с 12 часов дня.
29. только три дня: Погибшая дочь (драма, редкостная картина в 3-х частях), "Путешествие через центральную Африку" (натура), Тото швей-царь" (комическая).
Сверх программы La bella Паладжи.

В газете за 30 марта перечислены киноматографы города:
"Городской", "Лоранжъ", "Варьетэ" (или "Варьето"), "Звезда".
После 30 марта сообщений о "Варьетэ" нет. Но в Википедии перекочевала ошибка исследователя.
«Голос Урала» за 13 октября 1912 года: «В субботу 13 октября открытие художественного электро-театра, бывший Варьете. Колобовская улица, дом Имщенецкого. Боевая программа картин, подробности в афишах».
Моё мнение, электро-театр "Варьетэ" открылся после ремонта и просто под другим названием. Как минимум дату открытия кинематографа мы можем перенести на полгода.
"Звезда" вообще не дает своей рекламы в "Голосе Урала".

Апрель.
Городской.
1. "Эпизод из жизни Линкольна" (драма),
- The Reprieve: An Episode in the Life of Abraham Lincoln (1908) - режиссер Ван Дайк Брук (Van Dyke Brooke), производство - Vitagraph Company of America.
В 1914 году Брук снимет фильм, ставший классическим - A Helpful Sisterhood.
"Обет" (драма), "Чума рогатого скота в Закавказье и борьба с нею (научная),
"Как Пренс стал негром" (комич.)
Среди иностранных комических образов нарицательным стал открытый фирмой Пате комик Прэнс, герой которого на ленте именовался «Глупышкин». «Физиологический юмор» этого комика нравился самой невзыскательной публике, став постоянным примером пошлости в кинокритике. Ленты шли целыми сериями: «Глупышкин – каменотес», «Глупышкин – полицейский», «Прэнс – убийца», «Трофеи Прэнса», «Прэнс: герои-женихи» и т.п. Его известность была настолько велика, что помимо плакатов, появилась статуэтка актера в его очередной роли. - Л.Г. Березовая. «Великий немой» в зеркале рекламы начала ХХ века // Вестник истории, литературы, искусства /под ред. Г.М. Борнгард-Левина. М.: Собрание: Наука, 2007 Т. 4. С. 325-339.
"Под открытым небом".
Сверх программы последняя гастроль сеньориты La bella Паладжи.

3. Первым экраном чудная боевая картина колосс-сезона "Мертвая петля". Сильная драма в 2-х частях и 35-ти отдельных картинах. Весь ужас жизни во всей его неприглядной наготе, всю трагедию современного строя семьи. Пороки и соблазны большого города мертвой петлей, затягивающей свои жертвы, рисует нам эта картина.
Макс Линдер - весь в папашу (комич.сцены любимца публики) - на rutracker (этот фильм я не идентифицировал) Коллекция фильмов Макса Линдера / Max Linder's Collection (Макс Линдер / Max Linder) [1905-1913 г., комедия, короткометражный, DVDRip].
Беда без прислуги (комич.) и др.

7,8,9 - Рабочая слободка в 2-х частях. По популярной драме, обошедшей в свое время с помпой все русские сцены. Картина разыграна на фоне настоящего завода, шумящего своими машинами. Внутреннее содержание картины изобилует хватающими за душу, близкими к действительной жизни сценами.
- Производство Ханжонкова. Режиссер: Петр Иванович Чардынин. Год: 1912. Актеры: Александра Гончарова, Павел Бирюков, Иван Мозжухин. По одноименной пьесе Е. Карпова. Фильм не сохранился.
Новая победа Пренса (комич.)
Вокруг света в 10 дней (натур.) и др.

10. "Дьявольская месть", в 3-х частях, более 1200 метров.
Гвоздь в башмаке (комич.) и др.

13. В пятницу 13 апреля в городском театре назначаются платные сеансы кинематографа в пользу бедных детей г.Екатеринбурга.
"Жених по Пушкину Заира" (драма),
Полиевкт (драма из времен гонения хрстиан),
Скандалини репортер (комич.),
Германские матросы (натура),
Дик, вор-джентельмен (ком.)

15. Трагедия при Миланском Дворе, в 2-х частях, вся картина в художественной раскраске Бр.Пате.
Усердие не поразуму (ком.),
На берегах Босфора (с натуры) и др.

15 апреля. Новый кинематограф. По циркулирующим слухам на усадьбе бывшей Покровских, на углу Главного и Вознесенского проспектов, владельцем ея предполагается возвести крупное стильное здание специально для кинематографа.

Примечания.
- ФИЛЬМОГРАФИЯ ИНОСТРАННЫХ ФИЛЬМОВ В РОССИИ, 1907–1913. Составитель М.Н.Иорданский. - Из Научного архива Госфильмофонда РФ.Публикация и предисловие Светланы Ишевской.
Фирмы по кинопроизводству.
«Амброзио» (Италия, Турин)—фирма коммерсанта Артуро Амброзио, одна из наиболее успешных итальянских кинокомпаний тех лет. В российском прокате широко рекламировалась (и, судя по всему, пользовалась успехом) «Золотая серия» фильмов Амброзио—итальянский аналог французских «художественных серий».
«Биограф»—правильно: «Байограф» (American Mutoscope & Biograph Company, США). Компания, основанная в 1895 году Уильямом Диксоном (1860– 1935) вместе с изобретателями Германом Кэслером, Генри Марвином и коммерсантом Элиасом Купменом. Основной конкурент компании Эдисона и «Вайтаграфа». С 1908 года ведущим режиссером фирмы стал Дэвид Уорк Гриффит.
«Витаграф»—правильно: «Вайтаграф» (Vitagraph, США)—кинофирма, основанная в 1896 году в Нью-Йорке Джеймсом Стюартом Блэктоном (1875–1941)
и Албертом Эдвардом Смитом (1875–1958). Функционировала до 1925 года.
«Гомон» (Франция)—компания, основанная промышленником Леоном Гомоном. Отделение этого акционерного общества с 1905 года существовало и
в России.
«Дускес» (Duskes Kinematographen- und Film-Fabriken, Германия)—известная немецкая кинофирма, основана в Берлине в 1908 году режиссером и про
дюсером Альфредом Дускесом.
«Зелиг»—видимо, неточно воспроизводится название фирмы «Селиг»(США, Чикаго). Репертуар продукции производства «Селиг» в основном состав-
ляли приключенческие фильмы о Диком Западе и мире природы. (Подробнее см.: С а д у л ь Ж. Всеобщая история кино. Т. 2. М.: Искусство, 1958, с. 71–72.)
«Итала» (Itala Films,Турин, Италия)—бывшая фирма Карло Росси (общество «Карло Росси и К» было организовано в 1907 году). Коммерческий успех фирмы базировался на комических сериях. Подробнее о предприятии Росси, в частности воспоминания режиссера Джованни Пастроне, см.:
С а д у л ь Ж. Указ. соч., с. 117–119.
«Латиум»—скорее всего, подразумевается итальянская фирма «Ласиум», основанная в 1909 году Ламберто Пинески.
«Любин» (США, Филадельфия)—компания Зигмунда Любина (1851–1923). На американском кинорынке фирма считалась одним из основных конкурентов Эдисона. Продукция Любина в основном была ориентирована на сенсационность. У Любина начинали свою деятельность в кино (в качестве актеров) Фрэнк Борзедж, Генри Кинг, Оливер Харди. (Более подробные данные о Зигмунде Любине см.: D e a c R o s s e l l. Siegmund Lubin—http://www.victorian-cinema.net/lubin.htm.)
«Лука Комерио» (Comerio-Luca, Италия, Милан)—фирма итальянского фотографа Луки Комерио (1878–1940).
«Люкс» (Societe Lux, Франция)—общество основано в 1906 году. Более подробных сведений установить не удалось.
«Мельес» (Франция)—студия Жоржа Мельеса «Стар-фильм».
«Месстер» (Германия)—компания «Месстер-фильм» кинопромышленника Оскара Месстера (1866–1943), пионера немецкой кинематографии.
«Милано-фильм»—акционерное общество, основанное Лукой Комерио. По данным Садуля, в 1909–1910 гг. было реорганизовано и перешло под руковод ство двух миланских аристократов Пьетро Гаэтано Венино и Паоло ди Роббиате.
«Нордиск» (Дания, Копенгаген)—студия, основанная в 1906 году, до первой мировой войны оставалась лучше всего оборудованным кинопредприятием,
фильмы компании пользовались большим спросом на мировом кинорынке.
«Пате» (Франция)—компания Шарля Пате. До мировой войны была самым мощным европейским предприятием, имевшим свои отделы и филиалы во
многих странах.
«Ралей и Роберт» (Великобритания)—точных данных об этом предприятии установить не удалось. Согласно сведениям Садуля, «Ралей и Роберт» в пе-
риод 1902–1908 гг.—парижское представительство английских фирм «Уорвик» и «Урбан Трэйдинг», а также американского «Байографа», затем фирма занималась перепродажей и прокатом итальянских и датских фильмов во Франции, позже вошла в состав одного из предприятий Чарльза Урбана. Собственное кинопроизводство, по-видимому, участниками фирмы не велось.
«Урбан»—франко-британская фирма «Эклипс Радио Урбан», образовавшаяся в 1908 году и возглавлявшаяся английским продюсером Чарльзом Ур-
баном (1867–1942).
«Чинес» (Италия)—компания, основанная в 1905–1906 гг. пионером итальянского кино, инженером Филотео Альберини (1867–1937) и Данте Сантони.
Компании принадлежала первая итальянская киностудия. В Москве представительство «Чинес» открылось в конце 1907 года.
«Эклер» (Франция)—фирма создана в 1907 году Марселем Вандалем, Шарлем Журжоном и Морисом Клеманом. Во Франции третья по величине в
1908–1918 гг. (после «Гомон» и «Пате»), специализировалась на народных мелодрамах, одна из первых стала выпускать киносериалы.
«Эклипс» (Франция)—акционерное общество, образовавшееся из парижского филиала крупнейшей английской фирмы «Урбан Трэйдинг».
«Эссеней» (США)—основана в 1907 году актером и продюсером Максом Андерсоном (широко известным как Брончо Билли) и коммерсантом и продю-
сером Карлом Спуром. В 1900–1910-е—одна из крупнейших американских кинокомпаний, в те годы специализировалась преимущественно на вестернах.
Акционерное общество «Фильм д‘ар» часто фигурирует в описаниях не только как фирма-производитель, но и в качестве эквивалента обозначения
жанровой принадлежности, отдельно эти случаи нами не оговариваются. Подробными сведениями о фирмах «Везувио», «Лион» (Франция), «Мундатор» мы
не располагаем.
Витограф Vitagraph ( англ. Vitagraph компании Америки) - американская киностудия, основанная в 1897 году.
Джордж Стюарт Блэктон (англ.) русск. , в прошлом карикатурист и журналист, ВМЕСТЕ с Альбертом Смитом И Попом Роком основал фирму «Vitagraph». Стюарт Блэктон И Альберт Смит познакомились с кинематографом В лабораториях Томаса Эдисона . Блэктон сконструировал аппарат, названный «Vitagraph». С его помощью он снял свой ​​первый фильм - « Вор на крыше ». Его компаньоны занимались коммерческими делами предприятия, в котором он был художественным руководителем. В первые годы существования компании он оставался единственным режиссёром фирмы. После 1905 годом ОН ЕЕ становится художественным директором И руководит несколькими режиссёрами, работающими по его указаниям.
В 1898 году снят фильм БЫЛ « Испанский флаг сорван ». В Том Же году БЫЛ изготовлен Первый В США фильм с макетными съёмками - потопление американским военным флотом испанских кораблей В бухте Сант-Яго .
В 1909-1910 годах Блэктон выпускает ряд фильмов, имевших большой успех: « Наполеон »,« Жизнь Моисея »,« Вашингтон ». У него работают шесть режиссёров, а его труппа насчитывает 86 актёров.
В январе 1909 годом компаниею «Vitagraph», совместно с другими компаниями (« Edison Studios »,« Биограф »,« Зелиг »,« Essanay Studios »,« Любин »,« Kalem »и две французские фирмы -« Пате »и« Мельеса ») вошла В Компанию кинопатентов.

Чтобы не потерять, пока здесь:
Биоскоп История кинематографа. Макс Складановский фотографии о humus

Литература.
Анна Ковалова. Avenue du cinema: Невский проспект (1896–1917 годов). 41/42. Ровесники » ИСТОРИЯ КИНО: Штудии
b
Tags: 1912, Екатеринбург, Кинематограф
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments