Rustam Bikbov (rbvekpros) wrote,
Rustam Bikbov
rbvekpros

Categories:

Казань-Вятка-Екатеринбург. Из истории кинематографа.

Тихоновы и Усмановы. Узелки на память.
Николай Петрович Тихонов в Екатеринбурге.
(К сожалению, о возможном сотрудничестве или конкуренции Тихонова и Метенкова материалов не нашел - Р.Б.)
"Фотограф Петр Григорьевич Тихонов был хорошо известен в Вятке в конце XIX–начале XX вв. Родился он в 1852 г. Бывший царевококшайский мещанин, впоследствии вятский второй гильдии купец, Тихонов приехал в Вятскую губернию из Казани в конце 1870-х гг. К этому моменту он уже владел основными знаниями и навыками в области фотографической химии, которым обучился у неизвестного нам казанского фотографа(?). (...)
Старший из детей Петра Григорьевича, Николай, родился в 1884 г. К этому времени его отец уже владел собственным фотоателье, и фотография входила в круг семейных интересов. Это обстоятельство во многом определило дальнейшую судьбу Николая Петровича. Фотография, в широком смысле этого слова, становится делом всей его жизни.
Реального училища Николай не окончил, так как был исключен за ссору с учителем, которому дал пощечину, защищая честь своего товарища. Как ни странно, Петр Григорьевич одобрил поступок сына и вскоре отправил его в Германию для получения заказа на новый объектив. Там Николай основательно пополнил свои познания в фотографии и фототехнике, что сыграло значительную роль в выборе направления его дальнейшей деятельности.
В Вятку Николай возвращается уже сложившимся специалистом в области фотографической технологии, знатоком технических новинок и методов научной съемки. Он продолжил работу в мастерской отца, но в 1906 г. между ними произошла ссора на политической почве. Петр Григорьевич был настолько рассержен, что даже пытался застрелить сына. Мать, Ермиония Ивановна, уговорила мужа отправить Николая в Екатеринбург, где Тихоновы собирались открыть фотографию...
В Екатеринбурге он поступает на службу помощником хранителя в музей Общества любителей естествознания, участвует в экспедициях музея, делает серию натурных снимков ландшафтов Урала, а также выполняет обязанности препаратора музея. При музее он организует фотолабораторию, где велось микрофотографирование планктона, научная документация и фотографирование археологических предметов для Археологической Комиссии.
В 1907 г. Николай Петрович женится на Елизавете Владимировне Ван-дер-Беллен, дочери горного инженера. В 1908 г. у них родился сын Алексей.
Предприимчивый характер, обширные познания в фотографии и организаторские способности позволили Николаю Петровичу в этом же году открыть собственную фотолабораторию, а несколько позднее – и небольшую типографию при ней.
В круг его интересов теперь входит кинематография, с которой будет связан значительный период жизни. Николай Петрович считал, что подобно фотографии, кинематограф также может служить целям просвещения и культуры.
В 1913 г. в Екатеринбурге выходит первый номер журнала «Разумный кинематограф и наглядные пособия», в котором Тихонов выступает редактором и издателем. Было издано всего четыре номера (1913: №№ 1 (сентябрь) — 2; 1914: №№ 3 — 4–5 (сдвоенный) - Višnevskij 1945–1947) этого, по сути, единственного до революции специального журнала о научном кинематографе. На страницах журнала мы находим обзор учебных и наглядных пособий для школы, новости проекционного дела, хронику событий из жизни образовательного кинематографа по всей России, опыты критики кинематографических картин. Каждый номер открывается статьей, посвященной одной из проблем образовательного кинематографа и возможностям, которые дает его применение в общественной жизни. В этом издании поднимались не только научные, но и нравственные вопросы, о чем говорят названия статей: «Нужна ли проекционная картинка в школе?», «Пьянство и кинематограф», «Кинематограф и дети».
Из-за начавшейся мировой войны, Николай Петрович был вынужден прекратить свою издательскую деятельность и поступить на государственную службу в ведомство почт и телеграфов.
В начале 1915 г. Николай Петрович предпринимает поездку по городам Сибири и Урала для чтения лекций о причинах и ходе войны. Лекции иллюстрировались цветными световыми картинами, снимками разрушен ных местностей и боевых действий, полученными непосредственно с театра войны. Судя по сообщениям газет, лекции эти имели немалый успех.
В 1918 г. Тихонов, находясь на службе Наркомпроса г. Екатеринбурга, был откомандирован в Москву...
Источник: Тихонов П.А., Захарова А.А. Семья Тихоновых (1870-е–1980-е гг.) и ее роль в истории отечественной фотографии. - РОСФОТО. Сборник Фотография. Изображение. Документ. Выпуск 2.
Примечания.
Редакцией журнала "Разумный Кинематограф и наглядные пособия" в 1914 году "Путеводитель по Екатеринбургу и его окрестностям".
По теме "Просветительный кинематограф":
- Самуил ЛУРЬЕ Страничка истории. Культурно-просветительный и научный кинематограф. (1927). (Публикация и комментарии С.В.Сковородниковой). - "Киноведческие записки" N64
КАТАЛОГИ ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ АО «А.ХАНЖОНКОВ И КО»: (Публикация и предисловие А.С.Дерябина). - "Киноведческие записки" N64.

Усмановы в Вятке.
Свой первый кинематограф Усмановы открывают уже после отъезда из города Николая Тихонова, но в их биографии я нашел нечто занимательное, о чем и сделаю выписки. Вновь угадывается нечто отраженное и противоречивое. Кинематограф и ислам? - век тому назад, казалось бы, понятия, с трудом умещающиеся и в нашем воображении. А неудача Усмановых, вполне возможно, постигает в сфере репертуарной политики.
1. "28 октября 1910 г. общество мусульман г. Вятки выбрало председателем попечительства по делам мечети и существовавшего при ней мектеба казанского купца Абдулу Юсупова Усманова, 35 лет..." (не исключаю, что однофамилец, пока не нашел данных, что имеет отношение к братьям Усмановым - Р.Б.) История строительства Вятской соборной мечети. (Киров и Кировская область. Деловая сеть). Источники указаны следующие: «Статистические сведения о мусульманах Вятского уезда» на 1911 год; «Сведения о мусульманских школах», представляемые инспектором народных училищ директору народных училищ Вятской губернии».
2.  У меня, конечно, есть претензии к таким статьям: все перемешано, я бы предпочел последовательное изложение материала и хоть какие-то сведения о владельцах, фирмах, таперах, хотя, конечно, не прав - "Герценка" и авторы статей на сате - молодцы, создав такой сайт.
"Первым кинотеатром вятчане обязаны «Торговому дому Братья Усмановы и А.М.Усманов», что располагался в гостином ряду на Московской улице (Вят. речь. 1908. 11 дек. (№ 227). С. 4).
В мае 1908 г. владельцы Торгового дома обратились в Вятскую городскую думу с просьбой выделить им место в Александровском саду для строительства кинотеатра. 12 (25) мая 1908 г. разрешение было дано (Журналы Вятской городской Думы за первую половину 1908 года. – Вятка, 1908. С. 168.).
Первый кинотеатр представлял из себя тесовый сарай на столбах под железной крышей примерно 10 х 20 м10, поэтому на его строительство не понадобилось много времени, и 18 июня (1 июля) 1908 г. в нём прошел первый киносеанс (Вят. речь. 1908. 20 июня (№ 93). С. 3).
...Сеансы шли в кинотеатре до 10 сентября, когда в связи с переездом летнего клуба Вятского общественного собрания в зимнее помещение сад перестал освещаться и посещаемость упала, так как «мало интересного бродить по неосвещённому саду в осенние темные вечера» (Вят. речь. 1908. 10 сент., № 155. - С. 3).
...После небольшого перерыва, вызванного переездом в зимнее помещение и поездкой владельцев в Москву для заключения новых контрактов на прокат картин, 21 сентября кинотеатр снова открылся для посетителей. На первом киносеансе были представлены драмы «Дело Дрейфуса» и «Освобождение из монастыря», красивая феерия в красках «Путешествие на Марс», комедии «Дядя Фриц всюду опаздывает», «Бессмертная собака» и «Покупка картины». Последняя, по утверждению дирекции, вызовет у зрителей «беспрерывный хохот» (Вят. речь. 1908. 21 сент. (№ 165). С. 1).
... В 1913 г. Торговый дом братьев Усмановых был объявлен несостоятельным (тот же роковой, как и для Агафуровых, 1913 год!!! - Р.Б.)... В апреле 1911 г. кинотеатр был продан новым владельцам – фирме «Кушев, Бабинцев и К0»...
Братья Усмановы хотели выстроить новое здание в августе 1910 г. на Московской улице «в виду того, что хороших помещений для электротеатра в городе не имеется»... (но не построили - Р.Б.)
... в «Прогрессе» пианистов для «иллюстрации» картин, как тогда говорили, приглашали только дважды. В 1908 г. была приглашена пианистка, баронесса А. И. Ордо, «игравшая в иллюзионах Москвы, Петербурга и даже за границей». Платили, похоже, ей немного, и в свободное время она подрабатывала уроками немецкого языка...
...приглашались для работы в кинотеатре струнные оркестры Смышляева (1909), Архипова (1911)...
Кроме того, для развлечения зрителей приглашались различные эстрадные артисты, по возможности, наиболее экзотических жанров. Так, в 1908 г. давал представления художник-тряпичник г. Даубе, создававший на глазах зрителей картины размером в квадратную сажень (4 кв. м) из кусков материи, старой одежды, галош и пр. Среди прочих картин им были представлены вятскому зрителю: «Вид на Волге – утёс Стеньки Разина», «Хутор, занесенный снегом», «Вечерний отблеск зари на Альпийских горах» и др. (Вят. речь. 1908. 28 окт. (№ 192). С. 1.)"
Источник: А. А. Марков. "Прогресс"- первый кинотеатр города Вятки. - Герценка. Вятские записки. - сайт Кировской областной научной библиотеки им. А.И. Герцена.

Примечания.
Правда, о торговом доме ни слова. 1911 год, быть может, подобные кассы создаются не столько для служащих, сколько в качестве формы займа, чтобы продержаться на плаву:
"Бр. Усмановы и А. М. Усманов" торговый дом (Вятка). Ссудо-сберегательная касса служащих. Устав ссудо-сберегательной кассы служащих Торговаго Дома Бр. Усмановы и А.М. Усманов в г. Вятке. Уст У 26/167. - Вятка : Губернск. Тип., 1911. - Электронный ресурс. Российская государственная библиотека
Официальный сайт.
Tags: 1908, 1913, Банкротство, Вятка, Екатеринбург, Журналистика, Кинематограф, Просвещение, Тихонов, Фотодело
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments