Rustam Bikbov (rbvekpros) wrote,
Rustam Bikbov
rbvekpros

Categories:

Из истории провинциальных аттракционов. Часть 4. 1909 год в Екатеринбурге

К содержанию.
Очень богатый на события и непростой год для изложения.
Вероятно, пост придется разделить на две части.
Я сделаю только несколько замечаний, касающихся России, но теперь буду работать в основном с материалом по Екатеринбургу.
Важно отметить, что общий кризис в России углубляется.
А что касается Екатеринбурга, сезон 1909-1910 гг. будет крайне насыщен по части развлечений. В городе будут работать две профессиональные театральные труппы: оперная в Верх-Исетском театре и драматическая в зале Обухова-Маклецкого, цирк антрепренера Стрепетова, для которого будет построено специальное здание, к одному существующему стационарному кинематографу добавится ещё три. Город всячески старается культивировать и спасать именно театр, противопоставляя его балаганным развлечениям, вроде цирка и кинематографа. Кинематограф без всякой помощи захватит публику... Цирк - я не хотел тратить время на эту тему, но не получается, - цирк может и будет жить не только дрессированными животными, жонглерами и клоунами, постепенно определится его сила в конкуренции с кинематографом и театром - борьба...
К развивающемуся спорту мы еще не можем ее отнести.
Таким образом, мои планы изменились, я понял, что не могу рассматривать вопросы кинематографа безотносительно того, что происходило с театром и цирком. Вскоре я отказываюсь, и с сожалением, от того, чтобы параллелить вопросы цензуры в российском кинематографе, тем самым вырывая развитие кинопроката в городе из контекста общероссийского развития кинопроизводства, и решаю посвятить этому вопросу отдельную заметку.
Сеть кинотеатров могла быть создана в Екатеринбурге раньше, но устойчивое отношение к кино, как к низменному жанру, заставляет городские власти при понимании, что на кинематографе город может и должен зарабатывать, создавать определенные сложности, чтобы держать на высоте свой моральный и культурный облик, что особо от критики защитить не может. Терпимое отношение складывается по мере того, как появляется некий баланс: от бескультурья кинематографов можно получать доход, который можно вкладывать в культуру...
Материала много, но открытий постараемся не делать, попробуем навести некоторый порядок, распределить факты, которые цепляются за внимание, по полочкам. Признаюсь сразу, первые шаги к иллюзорной границе открытий в середине пути превращаются в бессмысленное топтание на месте... По мере наведения "порядка", мы и будем определяться с критериями отбора материала.

Екатеринбург.
Понятно, что татары Екатеринбурга, раз уж пишу о них, не могут не заинтересоваться столь значимым явлением, тем более, если это может принести какой-то доход. Я напомню, что магазин Бр.Агафуровых дает достаточно широкую рекламу патефонов, граммафонов и пластинок, высылая прейс куранты бесплатно (Уральская жизнь, 21 апр., 1909). Понятно, что это не дешёвое удовольствие, а из богатых татар помоложе проявил себя сын Камалетдина - Садретдин Агафуров, член коммерческого клуба. Когда 22 октября собрание клуба принимает решение для развлечения своих членов давать синематографические сеансы и совет старейшин начинает переговоры с фирмой-поставщиком о закупке аппарата, в совет с предложением входит Садретдин Агафуров. Он пожелал приобрести синематограф за свой счёт, сняв у коммерческого собрания зал для сеансов, при условии уплаты 15% с полученного рубля. Совет принимает это предложение. Но проработав месяц и понеся 500-600 рублей убытку, г.Агафуров от своего прежнего предложения отказывается и выдвигает новое о покупке у него синематографа за 1200 рублей. Соглашение состоялось. Но вот часть старшин и ревизионная комиссия нашли, что покупка эта нарушает интересы коммерческого собрания. Можно предположить, что провал татарского коммерческо-синематографического предприятия на некоторое время отбивает интерес Садретдина заработать на загадочном по тем временам явлении... (Собрание в коммерческом клубе. - "Уральская жизнь, 1910, 20 января.)

Но начнем с самого начала.
Демонстрация кинолент носит в Екатеринбурге "сезонный" или "гастрольный" характер.
Одно другому не мешает. Стационарного круглогодичного кинематографа к началу года еще нет. Аппарат вряд ли пылится на складе, возможно, он гастролирует по Уралу, изнашивая и добивая прошлогодние ленты. Мы обязательно рассмотрим вопрос необходимого условия для кинематографа - появление в городе приспособленных помещений.
А вступительное слово предоставим газете "Уральский край" (19 июля, № 153, 1909): К предстоящему театральному сезону.
"В предстоящем театральном сезоне Екатеринбург будет иметь оперу (антреприза Альтшуллера, Верх-Исетский театр), драму (антреприза Левицкого, зал Обухова), зимний цирк-театр (антреприза Стрепетова) и наконец кинематограф (Городской театр).
- Замечу, что к концу года в городе будет действовать 5 кинематографов! - Р.Б.
Нет надобности доказывать, что при столь необыкновенном изобилии предприятий некоторые из них неизбежно должны будут прогореть.
В наиболее опасном положении окажется, вне сомнения, г.Альтшуллер, так как опера, как предприятие наиболее солидное, требует и несравненно больших расходов.
Таким образом, пред городским самоуправлением должен встать вопрос, каким путем выйти из данного положения, чтобы, создавая такие "рассадники искусства", как цирки и кинематографы, не погубить в то же время и оперу.
Что предпримут в этом направлении "ценители искусства" из городской думы покажет недалекое будущее".

27 марта. К аренде городского театра.
В театральную комиссию передано поступившее в городскую управу заявление К.П.Лоранж, желающего арендовать городской театр с 1 мая по 1 сентября текущего года - за 800 рублей и с 1 мая 1909 года сроком на 5 лет по 3 тысячи руб. в год.
Г.Лоранж намеревается устроить здесь постоянный электро-театр для представлений кинематографа.

8 апреля. Сдача городского театра под синематограф.
В последнем заседании театральной комиссии было рассмотрено заявление предпринимателя г.Лоранж, желающего снять на лето текущего года, а затем в будущем году сроком на пять лет городской театр для устройства здесь постоянного кинематографа. В первом случае предприниматель предлагал по 200 руб. в месяц, а во втором по 3 тыс. рублей в год. Комиссия, рассмотрев это предложение, согласилась на 4 летних месяца в текущем году, с 1 мая по сентябрь, причем в дальнейшем заявление предпринимателя об аренде театра на более продолжительный срок, по окончании договора с нынешним арендатором театра г. Альтшулером, будет принято во внимание. (Ур. край, 8 апреля, 1909)
Одна из гипотез: Альтшуллер все же снял Городской театр и отдал его в суб-аренду Павлову... Это первое открытое "столкновение" кинематографа и оперы, позже я расскажу, насколько сильные покровители у Альтшуллера, с таким покровительством бороть может только выгода, или деньги... Следующее обсуждение об аренде Городского театра состоится 13 октября, т.е. волокита продолжается полгода, к этому времени Лоранж уже откроет другой маленький электро-театр на другой стороне проспекта по диагонали от театра, настойчивость объяснима количеством мест и суммой выручки...

20 апреля. В Верх-Исетском театре 6 сеансов дает "самый обширный кинематограф всего мира" - "Рояль-Bio". Дирекция инж.-механика Шура и К-ний. Военный оркестр музыки под упр. г.Карпова. Начало в 8 часов вечера. Возможно, речь может идти и о фильмах американских компаний
Байограф (англ. American Mutoscope & Biograph Co) и Вайтаграф Vitagraph (англ. Vitagraph Company of America), подтверждений не нахожу. (19 апр., 1909)
Кинемо-театр
"Рояль-Bio"... собравший много публики... большая программа, разнообразие картин и новизна сюжетов. "Картины на экране выходили, впрочем, не особенно ясно; виною тому неполный свет. Дирекцией "Рояль-Bio" приняты меры к устранению этого недостатка в следующем сеансе. (22 апр.)

24 апреля - последний сеан
"Рояль-Bio", "привлекший много публики. Умелый подбор картин, а также разнообразие программы, способствовали успеху сеанса. Особенно хороши были картины комического жанра". (26 апр.)

25 апреля. В рекламе Метенкова мы уже видим "кинематографы и ленты для театров".
Но основная реклама представительство Т-ва фабрики фотопластинок "Победа" и фабрики скоропишущих машин "Торпедо", также магазин предлагает богатый выбор аппаратов "Кодак".

14 мая. Городской театр. С 14-го мая открыт известный Кинематораф и начинаются постоянные сеансы синематографа. Цены местам от 40 до 10 коп. Будет открыт беспрерывно с 3 часов дня до 10 вечера, а в праздничные дни с 1 часу дня до 10 час.веч.. Сеансы первого дня привлекли не мало публики. Картины интересны и программа разнообразна. Особенно хороши картины "Бедный художник", "Тайна ведьмы и др. (Ур.жизнь, 13, 16 мая)

29 мая в анонсе уже представлены названия фильмов, демострируемых в Городском театре. Программа меняется каждые три дня или два раза в неделю. (Ур.жизнь, 29 мая, № 112)

7 июня. В газете "Уральская жизнь" появляется реклама Роны: Фото-графический склад. I. РОНА. Екатеринбург, Колобовская, 21.
Лучший источник для покупки фотографических аппаратов и всех принадлежностей по умеренной цене. Всегда новости! Большой выбор свежих бумаг и всех материалов для г.г. профессионалов. Оптовые склады пластинок "Ирис" и "Победа". Специальный отдел для иногородн. заказов. Прейс-куранты бесплатно.

10 июня. Петербургский Первокласный Ресторан Пале-Рояль Г.А.Дубинина, кроме различных артистов, предлагает вниманию КИНЕМАТОГРАФ Крестовского театра (только такие данные, 1915: "Крестовский", кинематограф. Крестовский остров. Константиновский пр., 22-а (ВПг на 1916. О. 1. Стлб. 1237)- Р.Б.) - с ежедневной переменой картин. (9 июня) 7 июля мог быть последний сеанс, 8 - кинематографа в анонсе уже нет.

12 июля. Событие значительное. Меняет расклад сил. И позже мы увидим почему.
Постройка цирка Стрепетова. Городским архитектором И.К.Янковским 21 июня на Дровяной площади отведено место в 400 квад.саж. для постройки цирка Стрепетова. К постройке будет приступлено немедленно. Здание деревянное, бревенчатое, приспособленное как для цирковых, так и театральных представлений. Конюшня рассчитана на 60 лошадей. Владелец цирка намерен устроить свою электрическую станцию. Постройка должна быть закончена к 1 октябрю. (Ур.край, 12 июля, № 147, 1909)

22 августа открывается новый электро-театр "Комета", владелец К.А.Норман. Пушкинская улица, дом Жукова. Сеансы ежедневно. В будни с 4 час.дня до 10-ти часов вечера, а по праздничных дням с 1 часу до 10 час. вечера. (Ур. жизнь, 20, 22, 27 авг.)
В Харитоновском саду программа с участием электро-театра "Красная мельница".

27 августа. Сеанс кинематографа в городском театре 25 августа привлек привлек небывало много публики, интерес которой был вызван объявленными программой новыми картинаи "Операция доктора Дуайэна" и "История человеческого зверства".
Надежды публики видеть что-нибудь особенное - мало оправдались: картины "Операция д-ра Дуайэна" были очевидно долго в употреблении, имеют трещины и т.д.
"История человеческого зверства" - где на экране проходит ряд отвратительных пыток, Екатеринбургу оказалась знакомой.
Перед зданием городского театра до этого чрезвычайного сеанса стояла толпа человек в 500-600.
А вот сам анонс программы:
Городской театр. В 9.30 час.вечера. Вторая новая сенсационная программа.
1). Знаменитая серия картин Операции всемирно-известного хирурга д-ра Дуайэна в его лечебнице в Париже.
2). Исторические картины Культура человеческого зверства, большая картина в 11-ти отделениях, художественных красках и масса других интересных картин. (Дети моложе 15 летнего возраста к сеансу не допускаются) Слабонервным советуем не смотреть.
(Ур.жизнь, 27 авг., №184, 1909)
"Уральский край" (27 авг.) пишет иначе: "масса публики", "программа составлена интересно и разнообразно". Картина "операции доктора Дуайэна" производит сильное впечатление и дает полную иллюзию. С некоторыми посетителями театра случился обморок, до того реально на картине были воспроизведены операции доктора. (28 авг.) Еще задолго до сеанса был вывешен аншлаг: Все билеты проданы".

11 сентября. Электрическая станция.
Доверенный содержателя цирка г.Стрепетова г.Козырьков и содержатель (суб-арендатор) синематографа в Городском театре г.Павлов (уже второй раз, первое сообщение 26 августа) обратились в управу с ходатайством о разрешении им устроить, ввиду дороговизны электрической энергии, в Екатеринбурге, собственные электростанции.
Г.Козырьков просит для этой станции отдать ему в аренду участок позади строющегося цирка размером 15 на 9 арш. на 5 лет.
Оба прощения переданы управе и комиссиям юридической и по благоустройству. (Ур.жизнь, 11 сентября, № 195)

17 сентября. 17 сентября вышел первый номер журнала "Театральный день". (об опере, драме, цирке, кафе-концертах - Р.Б.). - Уральская жизнь, 17 сентября, № 199.

13 октября. О, этот удивительный фильм:
В Городском театре с 13 октября "Москва зимой". (несколько поздновато - Ур.Жизнь, 16 окт., № 222)

Конечно, братье Пате.


14 октября. Городские власти понимают, какие доходы может приносит кинематограф, одна из многочисленных неосуществленных затей:
Сооружение. Управа проектирует на Дровяной площади, против нового здания цирка построить за свой счет деревянное здание для электро-театра. (Ур.жизнь, № 220)

15 октября. Собрание театральной комиссии.
13 октября вечером в городской управе состоялось собрание театральной комиссии, обсуждавшей вопрос о сдаче Городского театра на 5 лет предпринимателю кинематографических представлений г.Лоранж.
Г.Лоранж предлагает городу по 4000 р. в год с тем, чтобы театр был отремонтирован за счет города как снаружи, так и внутри; кроме того зрительный зал был окрашен в темный цвет.
Соглашаясь на условия, комиссия назначила арендную плату по 5000 (р.) в год.

18 октября. В театре Казанцевой. Здание отремонтировано, и вдова хочет возродить дело мужа, предоставить помещение для любительских спектаклей. Отмечаю это потому, что через два года она все решит получать доход от помещения и отдаст здание под электро-театр. Одним словом, если есть помещение, которое можно оборудовать под электро-театр, рано или поздно это и делали. Поэтому кинематографы города, появляющиеся и исчезающие, можно искать и по такому признаку. См. Ур.жизнь, 18 окт., № 224.

28 октября. С дистанции сходит театр Левицкого:
"Продажа театрального имущества. Антреприза А.А.Левицкого в Обуховском зале, в Екатеринбурге, ввиду плохого состояния дел, была передана в руки товарищества из артистов труппы. В настоящее время труппа ликвидирует свои дела, почему все театральное имущество - костюмы, буфатория, реквизит, театральная библиотека - продается по низкой цене. Распорядители товариществапредложили письмом пермской городской управе приобрести все это имущество по недорогой цене (1500 р.), для нужд городского театра. Управа решила предложение отклонить". ( Урал.край, 28 окт., № 229, 1909)

29 октября. Синематограф в клубе.
Члены коммерческого собрания решили установить в помещении клуба синематограф, не только для пользования своих членов, но и для посторонней публики. Демонстрация синематографа начнется с будущей недели, причем входная плата, против предприятий того же рода, будет значительно понижена. (Ур.край, 29 окт., № 230, 1909)

5 ноября. Первое сообщение в "Уральской жизни" о скором открытии электро-театра ODEON.

6 ноября. (Анонс, которые обычно размещаются на 2-й странице газеты)
Зал Коммерческого Собрания. В самом непродолжительном времени состоится открытие нового электро-театра ODEON (ОДЕОНЪ). Демонстрирование картин будет производится самым новейшим аппаратом последнего выпуска. Картины будут получаться непосредственно с величайшей в мире фабрики Пате из Парижа, программа картин будет меняться два раза в неделю, причем картины повторяться не будут. О дне открытия будет объявлено особыми афишами. (Ур.край, 6 ноября, № 237, 1909)
IMG_2481 6 ноября 1909 Ур-кр ODEON

Замечу, что именно в этот период пару раз треть 4 страницы занимает реклама пластинок Пате, предлагаемых магазином Агафуровых.

7 ноября - первое представление в цирке Стрепетова.

8 ноября. (похоже, Лоранжу не удалось договориться об аренде Городского театра (15 октября), или что-то путают авторы?)
В кинематографе г.Лоранж.
Дирекция нового кинематографа г.Лоранж (Главный проспект, д. № 42) пригласила на гастроли певца баритона Марiа (Мариа), который в первый раз выступил (?) ноября и имел успех. Поет г.Мариа ежедневно после каждого сеанса, которые начинаются с 6 ч. вечера. (Уральская жизнь, 8 ноября, № 240, 1909).

12 ноября, Ур.жизнь, № 244, 1909: Гастроли Ди Мариа. Гастроли баритона Ди-Мариа привлекают публику в театр г.Лоранж. Хороший голос и красивые итальянские напевы нравятся слушателям, награждающим молодого певца аплодисментами. Из Екатеринбурга г.Ди-Мариа едет в Сибирь, где также будет выступать в кинематографах.
Замечу, что в "Уральском крае" об этом - ни слова.

20 ноября. В цирке Э.А.Стрепетова.
Построенное Стрепетовым здание цирка-театра не имеет ничего общего с теми балаганами, которые устраивались здесь ранее.

21 ноября. Открывается электро-театр ODEON. Начало сеансов в 1 час дня. Во время сеансов будет играть клубный оркестр. (Ур. жизнь, 20, 21 нояб., 1909) Итак, все говорит о том, что именно этот электро-театр и собирался раскручивать Садретдин Агафуров. К этому времени в городе работает 4 кинематографа: Городской, Комета, Луч, Новый. Посмотрим, через месяц по нашим данным он должен будет отказаться от этой затеи.

27 ноября в думу поступает предложение от Ипатьева и Голландского о постройке театра на месте старого или на Дровяной площади по проекту "Светлана" (?). Переговоры будут идти почти месяц, стороны не достигнут согласия. 10 декабря Голландский откажется от своего предложения. (Ур.жизнь, 27 нояб., № 254 и 10 декабря 1909)

28 ноября. К сожалению, ничего особенного ODEON предложить не сможет:
1. Сон странствующего артиста. 2. Ограбление. 3. Промышленность в Бретании. 4. Проделки ловкого вора. 5. Ухарь купец. - Я надеялся, что дальше будет интереснее, - зря. 1 декабря: Черная рука, Охота на пантеру, Клевета, Недоразумение, Юный ухаживатель, Ухарь купец. С 4 декабря: История кредитного билета, Охота на крокодилов, Ваш охотничий билет? История с городовым, Парижская маевка, Чудесные гирлянды. Месть Боба.
Одним словом, тот же вздор, что и в других электро-театрах. Ради этого стоило ввязываться в бизнес, в котором ты ничего не понимаешь, хотя друзья, знакомые и родственники все сделали, чтобы у тебя хоть что-то получилось. Пусть не доход, но хотя бы не прогорел.


1 декабря. ODEON ищет опытного тапера или тапершу, и 6 декабря - предсказуемо. (Ур. жизнь, 1 декабря, № 257, 1909)

10 декабря. Город "загибает" цены и г.Голландский, считая условия неприемлимыми, отказывается от проекта строить театр. (Ур.жизнь, 10 дек.)

23 декабря "Уральская жизнь сообщает об открытии с 26 декабря еще двух кинотеатров: "Магнит" по Главному проспекту в д.Макарова около реального училища и "Рона" Покровский пр. у Каменного моста.

26 декабря. Открыт электро-театр Магнит. А вот открытие Рона срывается, хотя уже 24 декабря объявлена программа на первый день. Первый сеанс мог и состоятся, возможно возникли технические проблемы.

29 декабря "Уральская жизнь объявляет, что кинематограф Рона будет открыт в январе месяце с ценами от 10 до 30 коп. Весьма обширное и удобное помещение, чайный буфет...

Примечание.
Стрепетов, к которому мы вернемся. Сибиряки вновь опеределили:
Ватолин: (Иркутск, 1907) "Судя по отрывочным сведениям, этот псевдоним был приобретен в цирке: Дон-Отелло несколько лет работал в разных труппах у Стрепетова... ...в 1909 году, будучи уже владельцем кинотеатров в Иркутске, Верхнеудинске и Чите, он... гастролировал с одной из его трупп в Красноярске больше месяца[39]. ... К тому времени псевдоним настолько сросся с Антонио, что подлинная его фамилия ни разу не мелькнула ни в одном документе, хотя он некоторое время работал даже в советском кино. - Виктор ВАТОЛИН Синема в Сибири. Очерки истории раннего сибирского кино (1896–1917).

К.П.Лоранж
Ватолин: "Местный исследователь А.Емашев сообщает: «В январе 1908 года француз К.П.Лоранж на Дворцовой улице открыл стационарный “Омский кинематограф-театр” в доме купца второй гильдии Г.Л.Баранова»[40]. Сведений о французе автор не приводит, но по аналогии с Томском и Ново-Николаевском, где хозяевами кинотеатров тоже выступали иностранцы, Лоранж, скорее всего, был сотрудником одной из зарубежных торговых фирм..." - Виктор ВАТОЛИН Синема в Сибири. Очерки истории раннего сибирского кино (1896–1917).

Рона, Иосиф (Екатеринбург, 1909-1912)
Имеет ли отношение фотограф Иосиф Рона к известному австро-немецкому оператору и режиссеру? В приведенных ниже данных из Википедии (ссылки ничего к поиску не прибавили) "выпадает" 1911 год, "накладываются" годы 1913-1915...
Впервые реклама фото- и кинопринадлежностей "Рона" появляется на страницах "Уральской жизни" в 1909 году.

- Родился Иосиф Рона в 1878 году в Австро-Венгрии, в 1900 закончил фотоотделение Института изобразительных искусств в Дрездене. Также в журнале rusimage_ru представлена и фотография
Фотоателье Рона, Екатеринбург.
Инициалы представлены так - J.И.Рона. Медали и награды на выставках Флоренции, Мадрида (1907), Парижа (1909).

- Дом под №21 в 1887 г. принадлежал наследникам купца Ф. А. Михайлова, размещалась там контора Российского общества транспортирования и страхования кладей. В самом конце XIX в. дом перешел в руки купчихи Елизаветы Олигер, которая сдавала помещение типографии газеты «Уральская жизнь», дамской портновской мастерской, а в 1910-гг. — фотографу Иосифу Рона, под его «германскую художественную фотографию» и магазин фотографических принадлежностей (здание сохранилось, в 1999 г. в новом пристрое к нему в виде башни с часами открылся частный музей «Невьянская икона»).
Улицы Екатеринбурга / Толмачева улица. Печатается по книге Л.И. Зорина. В.М. Слукин. Улицы и площади старого Екатеринбурга. Екатеринбург, 2005. – С. 159-163.

- По другую сторону Исети, рядом с Каменным мостом, на месте домишки Е. Суставовой появились два каменных дома, вплотную примыкавших один к другому. В начале 1900-х гг. владельцем этой усадьбы был некто Жуков. У него работали ряд магазинов: мужского платья А. Шалахина, шляпный (вместе с мастерской) братьев Пазовских, контора и склад акционерного общества «Братья Белер и К°» и другие. В 1909 г. эта усадьба перешла к М. Д. Мередину. В одном из его домов обосновалась гостиница «Эрмитаж», переехавшая сюда с Пушкинской улицы. Здесь же открылся кинематограф «Рона» (1910 г.), названный так по имени своего хозяина — фотографа Иосифа Рона. Но в 1912 г. вместо него в тех же помещениях стал работать другой кинематограф — «Звезда» (1912) с одноименным рестораном. У М. Д. Мередина располагались магазины: винно-гастрономический — торгового дома «Парфенов и Новиков», музыкальный — Гритцнера, галантерейно-парфюмерный — Аристархова, а также конторы Екатеринбургского отделения товарищества «Свет», торгового дома «О. В. Шмидт и Г. В. Гармсен», по покупке и продаже домов — Ж. Э. Мандельштама, «лечебница болезней зубов» И. Г. Упорова. К 1914 г. у двух домов близ Каменного моста опять сменился хозяин. - Улицы Екатеринбурга / Малышева улица.
Публикуется по книге Л. И. Зорина. В. М. Слукин. Улицы и площади старого Екатеринбурга. Екатеринбург, 2005.

Рона, Иосиф (Википедия)
Иосиф Рона (15 августа 1878 — ?; нем. Joseph Rona, так же Josef Rona и в бытность работы в Советском Союзе Иосиф Иванович Рона) — немецкий кинооператор и режиссёр австрийского происхождения.
Иосиф Рона родился 15 августа 1878 года в небольшом городке Висока, на территории тогдашней Австро-Венгрии. Окончил фотоотделение Института изобразительных искусств в Дрездене (1900).Работал фотографом в издательствах и на фотопредприятиях Дрездена, Дюссельдорфа, Веймара (1901—1910), кинохроникёром в Берлине (1911—1923), оператором в Копенгагене (1913—1915) и Нью-Йорке (1923—1925). Был приглашён в 1925 году Всеукраинским фотокиноуправлением (ВУФКУ). В 1925—1931 годах в качестве режиссёра и оператора поставил и снял ряд фильмов на Одесской и Ялтинской кинофабриках. Работал с немецким режиссёром Вольфгангом Неффом и с советскими — Александром Довженко, Николаем Охлопковым, Арнольдом Кордюмом. После окончания контракта в 1931 (по другим сведениям в 1938), покинул СССР.

Коммерческое собрание (у меня такое впечатление, что здесь закралась какая-то ошибка или путаница, но пока остановимся на таком определении. К 1909 году в Коммерческий клуб шире Общества приказчиков - Р.Б.) - третий по значимости екатеринбургский клуб, открытый в 1906 году при Обществе взаимного вспоможения приказчиков и отличалось еще более демократичным составом: мелкое купечество, служащие на частных предприятиях, мещане и т.п.[1].
В начале своей истории клуб арендовал половину второго этажа в «почтовом» доме на Главном проспекте (сейчас на этом месте отель «Гранд-Авеню» - Ленина, 40)
[2], потом несколько лет занимал д.Певина на углу Главного и Вознесенского проспектов (ныне место, где находится магазин «Океан» - Ленина, 40)[3]. В 1915 г. клуб начал деятельность в новом, специально построенном помещении рядом с кинотеатром «Лоранж», о чем не замедлили сообщить газеты: «К 1 августа клуб коммерческого собрания предполагает перейти из наемного помещения в свое собственное здание — вновь отстроенное по Главному проспекту рядом с кинематографом «Лоранж». Вестибюль сделан с колоннадами. В нижнем этаже предполагается поместить библиотеку, игральные залы, биллиардную и пр. В верхнем этаже — большой зрительный зал с громадными окнами в два просвета. С третьего этажа в зал выходят против сцены три балкончика, изящно отделанные... Рядом со зрительным залом — довольно обширное зало для столовой и буфета... Фойе почти нет, если не считать небольшой предвходной в зрительный зал комнаты... С внешней стороны здание клуба, большое и высокое, с балконом и парадными колоннами, производит благоприятное впечатление. Среди новых зданий г. Екатеринбурга коммерческое собрание одно из лучших»[4].
В коммерческом собрании в 1913-1917 гг. действовала небольшая оперная труппа (ранее входившая в состав музыкального кружка). Традиционно здесь процветали и карточные игры[5]. Резкая критика карт в этот период привела к тому в провинциальных клубах вслед за столичными вошли в моду игры в лото и домино[6]. И коммерческое собрание не стало исключением, о чем свидетельствует, например, объявление в газете «Уральский край» за 1911 г.: «В коммерческом собрании 11 марта состоится Музыкально-вокально-литературный вечер. Начало в 8 с половиной часов вечера. Игра в лото в большом зале» [7].
[1] Беркович А. В царстве развлечений // Уральский рабочий. 2007. 29 августа.
[2] Бердников Н. Н. Город в двух измерениях. Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1976. – 112 с.
[3] На основе данных торгово-промышленных справочников Екатеринбурга 1910-1912, 1914 гг.
[4] «Зауральский край». 1915 год. – Цит. по Бердников Н. Н. Город в двух измерениях. Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1976. – 112 с. После революции в здании располагался Дом Октябрьской революции, а в 1933 г. здесь открылся Свердловский академический  театр музыкальной комедии.
[5] span style=Бердников Н. Н. Город в двух измерениях. Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1976. – 112 с.
[6] Яхно О.Н. Общественные развлечения в Екатеринбурге…
[7] Уральский край. 1911. 10 марта – Цит по Яхно О.Н. Общественные развлечения в Екатеринбурге…

Источник (как-то грубо вырвано): s-kamenskiy.ru/PUBL/tradicii_industrii_razvlechenij.doc - [DOC] 3. Традиции индустрии развлечений.

Пале-Рояль
Владельцем ее был золотопромышленник и потомственный дворянин Владимир Михайлович Имшенецкий. Меблированный дом приносил до 6000 рублей годового дохода. Правда, и траты на его содержание были немалые: Владимир Михайлович гордился "комфортабельной обстановкой комнат на столичный и европейский образец". Газеты рекламировали "безукоризненную чистоту и порядок, наличие ванн и электрического освещения" в двадцати номерах его заведения. И даже городской управе было известно, что "приезжающие стремятся прежде всего в меблированные комнаты Имшенецкого как центральные и роскошно oбcтaвленныe, а затeм уже едут в другие гостиницы".
В.М. Имшенецкий в 1909 году гостиницу сдал в аренду Г.А. Дубинину. Ресторан, как и гостиница, был по высшему разрядy: "кабинеты и бильярды, разнообразный дивертисмент цыганско-малороссийской труппы госпожи Дашкевич, кухня под управлением московского повара Буфетова". В меню были "кизлярская лососина, зернистая икра, устюжские копчужки, керченские сельди и кефали", а также "малосольные окорока, пражская ветчина, языки, рулеты, колбасы курские, тамбовские, московские, пермские". К столам подавались "вина лучших иностранных и русских фирм, шампанское "Орижиналь", "Реймс", шустовский коньяк и кавказский натуральный коньяк Сараджева". Г.И. Плещева. Похождения кологривского мещанина летом 1909 года. - ЧиновникЪ Официальный сайт УрАГС.

- 11 декабря (28 ноября). Газета "Утро России":
Цензура в синематографе. Н.-НОВГОРОД, 27 ноября. Полиция запретила в синематографах демонстрировать картины персидских событий недавнего прошлого. Картины эти беспрепятственно показывались в Москве. Сайт "Газетные старости".
- 21 (08) декабря. Газета "Утро России" Около парламента.(По телефону отъ нашихъ корреспондентовъ).
Монархисты против «Анатэмы» В думских кругах циркулирует копия заявления, полученного П.А.Столыпиным от комитета астраханской монархической партии с запрещением «Анатэмы». Заявление заканчивается следующими словами: «Если и после настоящего протеста нашего, вы, ваше превосходительство, не примете немедленно мер к прекращению дальнейшего, безнаказанного богохульства, в театрах и синематографах, то наша последняя обязанность обратить внимание Его Величества на подобное вредное попустительств правительства». - Сайт "Газетные старости".
Tags: 1909, Агафуровы, Екатеринбург, Кинематограф, Музыка, Театр, Цирк
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments